ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-142/19 от 16.01.2020 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

12-4/2020

Р Е Ш Е Н И Е

16 января 2020 года г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при секретаре Макарове Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по заявлению (жалобе) общества с ограниченной ответственностью «Регистр.Нижнеангарск» о признании незаконным постановления Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.08.2019 № Н-254 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.08.2019 № Н-254 общество с ограниченной ответственностью «Регистр.Нижнеангарск» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением общество с ограниченной ответственностью «Регистр.Нижнеангарск» 29.08.2019 г. обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением (жалобой), в котором просило признать незаконным и отменить вынесенное постановление. В обоснование жалобы указав, что административным органом не исследовался вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность. ООО «Регистр. Нижнеангарск» в заявлении о рассмотрении дела в отсутствие представителя было указано, что им предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений: часть документов для получения лицензии направлена в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, общество не может получить лицензию по объективным причинам, что также подтверждается решением Северобайкальского городского суда РБ от 11.08.2019 г. имущественное положение общества не позволяет уплатить административный штраф в таком размере. Указанная сумма является значительной для общества, расчетный счет общества имеет в очереди ряд неисполненных расчетных документов, Северобайкальским РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов вынесены постановления об ограничении проведения расходных операций по кассе, а также об аресте на права требования по договорам оказания услуг.

На основании определения Арбитражного суда Республики Бурятия от 08.11.2019 г. дело передано на рассмотрение в суд общей юрисдикции.

В судебное заседание представитель ООО «Регистр. Нижнеангарск» не явился, представителем по доверенности ФИО1 направлено в суд заявление об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку представителя.

Суд также обращает внимание на то, что в судебные заседания по рассматриваемому заявлению ООО «Регистр. Нижнеангарск» также не являлось по вызовам и извещениям Арбитражного суда Республики Бурятия.

Учитывая, что судебное извещение о времени и месте судебного заседания, назначенного на 16 января 2020 года, было направлено судом в ООО «Регистр. Нижнеангарск» по электронному адресу, указанному самим ООО «Регистр. Нижнеангарск» в его заявлении (жалобе), заблаговременно – 30.12.2019 г., а также что вместе с ходатайством об отложении судебного заседания обществом с ограниченной ответственностью «Регистр.Нижнеангарск» не представлено в подтверждение уважительности причин неявки в судебное заседание и необходимости отложения судебного заседания каких-либо доказательств, принимая во внимание, что что обжалуемое постановление вынесено 12.08.2019 г., участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд определил ходатайство ООО «Регистр. Нижнеангарск» об отложении судебного заседания при отсутствии уважительной к тому причины оставить без удовлетворения в силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ.

Должностное лицо, составившее обжалуемое постановление Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.08.2019 № Н-254, ФИО2 в судебное заседание не явилась, направила заявление с просьбой об оставлении постановления в силе и рассмотрении дела в ее отсутствие, суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Манданов Р.А. в судебном заседании с жалобой ООО «Регистр. Нижнеангарск» не согласился, просил обжалуемое постановление не отменять, при этом не возражал против снижения размера назначенного обществу административного штрафа до половины минимального размера штрафа, суду пояснил, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении ООО «Регистр. Нижнеангарск», в ходе которой установлено, что ООО «Регистр. Нижнеангарск» эксплуатирует водозаборные сооружения в отсутствие лицензии на пользование недрами. Доводы ООО «Регистр. Нижнеангарск» не могут являться основаниями освобождения от административной ответственности, поскольку ООО «Регистр. Нижнеангарск», согласившись на осуществление указанной деятельности, приняло на себя соответствующие риски по возможному наступлению неблагоприятных последствий при эксплуатации водозаборных сооружений без лицензии.

Проверив с учетом требований ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, выслушав участника процесса, проанализировав доводы заявления - жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Абзацем 5 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предусмотрено, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно статье 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охраны недр является соблюдение порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В силу части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В судебном заседании установлено, что ООО «Регистр. Нижнеангарск», эксплуатируя скважины централизованного водоснабжения, осуществляет деятельность по забору и распределению воды для питьевых и промышленных нужд п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района Республики Бурятия на основании концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения от 01.09.2017 г. № 09.

При этом ООО «Регистр. Нижнеангарск» в нарушение ст. 9, ст. 11, ст. 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» до настоящего времени не имеет лицензию на пользование недрами.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки, проведенной Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Байкальским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, от 26.07.2019 г.

По результатам проверки Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, факт пользования ООО «Регистр. Нижнеангарск» недрами в отсутствие лицензии подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для привлечения ООО «Регистр. Нижнеангарск» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Следовательно, вывод Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, закрепленный в постановлении от 12.08.2019 № Н-254, о наличии в действиях ООО «Регистр. Нижнеангарск» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, является правомерным.

Доводы жалобы ООО «Регистр. Нижнеангарск» не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, поскольку направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств произошедшего и собранных по делу доказательств, в связи, с чем подлежат отклонению, как несостоятельные, кроме того, пользование недрами без лицензии в течение длительного периода времени может привести к ухудшению санитарно - эпидемиологической обстановки прилегающей территории, нанести ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, т.е. повлечь существенные нарушения охраняемых общественных правоотношений, также, заключая концессионное соглашение, заявитель осознанно принял на себя риски предпринимательской деятельности, в том числе в виде возможных негативных последствий в результате осуществления экономической деятельности в отсутствие необходимой на это лицензии.

Таким образом, вынесенное административным органом постановление от 12.08.2019 № Н-254 сомнений в своей законности не вызывает. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Постановление должностного лица соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы.

Постановление о привлечении ООО «Регистр. Нижнеангарск» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных (фундаментальных) нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь за собой вынесение незаконного решения, должностным лицом не допущено.

Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного наказания.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, ч. ч. 3.2 и 3.3.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100000 руб.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела IIКоАП РФ.

Согласно представленным ООО «Регистр. Нижнеангарск» с заявлением (жалобой) документам, в ООО «Регистр. Нижнеангарск» сложилось тяжелое финансовое положение. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 01.07.2019 г. обращено взыскание на наличные денежные средства, поступающие в кассу ООО «Регистр. Нижнеангарск». Из справок ПАО Сбербанк следует, что на 26.08.2019 г. по списку документов очереди неисполненных в срок распоряжений (картотека № 1) к расчетному счету ООО «Регистр. Нижнеангарск» имеется 102 документа на общую сумму <данные изъяты> руб.; по картотеке № 2 всего 215 документов на общую сумму <данные изъяты> руб.

При таких обстоятельствах назначенное ООО «Регистр. Нижнеангарск» наказание в виде штрафа в размере 800000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, не соответствует материальному положению общества, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, и, с учетом конкретных обстоятельств дела, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, в связи с чем суд считает возможным снизить размер штрафа до 400000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.08.2019 № Н-254 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Регистр. Нижнеангарск» изменить в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 800000 рублей, снизив размер административного штрафа до 400000 рублей.

В остальной части постановление по делу об административном правонарушении от 12.08.2019 № Н-254 оставить без изменения.

Судья А.И. Болдонов