Р Е Ш Е Н И Е
Г. Сызрань 19 февраля 2010 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Узбекова Г.М.
С участием представителя территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани ФИО1
Представителя дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 комбинированного вида ФИО2
Представителя правонарушителя адвоката Титова В.С., предоставившего удостоверение № *** и ордер № ***
При секретаре Касаткиной С.Г.
Рассмотрев жалобу представителя юридического лица - ДОУ детский сад № 19 комбинированного вида ФИО2 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 77 Самарской области мирового судьи судебного участка № 79 Самарской области Антошкиной А.А. от 22 января 2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, на основании ст. 2.9. КоАП РФ с объявлением устного замечания в его адрес,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № *** Самарской области мирового судьи судебного участка № *** Самарской области Антошкиной А.А. от 22 января 2010 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ в отношении дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 комбинированного вида прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания в его адрес. Из указанного постановления следует, что в действиях ДОУ усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, однако с учетом характера совершенного правонарушения и наличием последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, совершенное административное правонарушение следует отнести к категории малозначительных и по этой причине освободить ДОУ от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием в его адрес.
Представитель юридического лица - ДОУ детский сад № 19 комбинированного вида ФИО2 обратилась в Сызранский городской суд с жалобой на указанное постановление, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а именно согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд не принял во внимание, что ДОУ № 19 является образовательным учреждением, финансируемым согласно смете по целевым статьям расходов. П. 8. 1 Устава ДОУ определено, что финансирование учреждения на соблюдение норм и правил СанПиН отнесено к компетенции собственника имущества - Администрации г.о. Сызрань, согласно п.7.11 Устава при недостаточности финансирования учреждения ответственность по его обязательствам несут субсидиарно учредители. В связи с изложенным, полагает необходимым постановление суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании представитель дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 комбинированного вида ФИО2 не отрицала наличие выявленных нарушений. Финансирование на мероприятия по соблюдению требований СанПиН было недостаточным, собственных средств юридическое лицо не имеет, при поступлении денежных средств она выполняет возможные мероприятия по устранению нарушений. Юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и Правил СанПиН. Что касается предписания, выданного ДОУ детский сад № 19 комбинированного вида 06 февраля 2009 года, на настоящий момент ею устранены все выявленные нарушения, за исключением п.1, в соответствии с которым наполняемость групп следовало привести в соответствии с требованиями п.1.7 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», а также п.5, согласно которого следовало отремонтировать ограждение территории в соответствии с требованиями п.2.1.3.СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Что касается п.5 предписания, данное нарушение требует капитальных вложений и относится к компетенции Администрации г.о. Сызрань. В 2008 году Сызранским городским судом Самарской области было рассмотрено гражданское дело по заявлению прокурора г.о. Сызрань в интересах несовершеннолетних воспитанников ДОУ детский сад № 19 комбинированного вида. Решением суда на Администрацию г.о. Сызрань была возложена обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, произвести в ДОУ необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния ограждения учреждения в соответствии с действующим законодательством, а именно произвести ремонт ограждения. 31 августа 2009 года в их адрес из Администрации г.о. Сызрань поступило письмо, в соответствии с которым Администрация ходатайствовала об отзыве исполнительного листа, предметом которого является ремонт или возведение ограждения образовательных учреждений, при этом было гарантировано проведение капитального ремонта в соответствии с планом мероприятий капитального характера на 2010 год. В соответствии с письмом заместителя главы Администрации г.о. Сызрань руководителя Комитета по строительству и архитектуре ФИО4 от 15 января 2010 года, на 2010 год на капитальный ремонт ДОУ № 19 выделено 150 000 рублей. В пределах этого лимита будут выполнены работы по ремонту ограждения. Кроме того, прежде чем строить новое ограждение, необходимо сделать отводную канаву для стока паводковых и ливневых вод, поскольку забор из-за них просядет. Фактически, он имеется, но по высоте ниже 160 см, как предусмотрено Правилами. Почему высота ограждения должна быть именно не менее 1.6 м, она пояснить не может, возможно, чтобы не проникали посторонние лица. Что касается п.1 предписания, в соответствии с которым наполняемость групп следовало привести в соответствии с требованиями п.1.7 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», то может пояснить, что п.1.7. указанного документа устанавливает количество и соотношение возрастных групп детей ДОУ во вновь строящихся ДОУ. В соответствии с данным пунктом, количество и соотношение возрастных групп детей ДОУ во вновь строящихся ДОУ определяется заданием на проектирование исходя из их предельной наполняемости: для ясельного возраста - от 2 месяцев до 1 года - не более 10 человек; - от 1 года до 3 лет - не более 15 человек; - при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 мес. до 3 лет) - 8 человек; для дошкольного возраста - для детей 3 - 7 лет - не более 20 человек (оптимальная 15 человек); - в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 - 7 лет) - не более 10 человек; - при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) - не более 20 человек (оптимальная 15 человек). Однако, здание ДОУ детский сад № 19 комбинированного вида было построено в 1971 году. Наполняемость групп не доходит до нормы, так как посещаемость ниже, многие дети болеют или не посещают сад, поскольку родители находятся в отпусках. Самостоятельно ДОУ набирает группы с 2009 года, поскольку до этого порядок комплектования ДОУ определялся министерством образования и науки Самарской области в лице Западного управления министерства образования и науки Самарской области в соответствии с положением о порядке комплектования ДОУ. Для зачисления детей в ДОУ родителям (законным представителям) Западным управлением министерства образования и науки Самарской области выдавалась путевка. В настоящее время действует положение от 07 августа 2009 года, в соответствии с которым руководитель ДОУ осуществляет комплектование ДОУ воспитанниками, руководствуясь положением, уставом на основе установленной очереди, с учетом внеочередного и первоочередного права на зачисление детей в ДОУ. Дети в ясли и младшие группы набирались в 2008 году, остальные воспитанники были набраны раньше, группы укомплектованы, они не могут их выгнать. Невозможно определить, какого ребенка следует отчислить, и по какой причине. В 2009 году набора в ясли и младшие группы не было, поэтому в 2009 году данный пункт Правил не нарушался.
Представитель правонарушителя адвокат Титов В.С. пояснил, что постановление мирового судьи следует отменить, а производство по делу прекратить, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд не принял во внимание, что ДОУ № 19 является образовательным учреждением, финансируемым согласно смете по целевым статьям расходов. П. 8. 1 Устава ДОУ определено, что финансирование учреждения на соблюдение норм и правил СанПиН отнесено к компетенции собственника имущества - Администрации г.о. Сызрань, согласно п.7.11 Устава при недостаточности финансирования учреждения ответственность по его обязательствам несут субсидиарно учредители. Что касается предписания, выданного ДОУ детский сад № 19 комбинированного вида 06 февраля 2009 года, на настоящий момент заведующей выполнены 13 пунктов из 15, не выполнены два пункта предписания, одно из которых, а именно, ремонт ограждения, требует значительных материальных вложений, относится к компетенции Администрации г.о. Сызрань, другой пункт - наполняемость групп привести в соответствие с требованиям СанПиН, фактически заведующей не может быть выполнен, поскольку отчисление детей из ДОУ является дискриминацией и нарушением конституционных прав.
Представитель территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. СызраниФИО1 пояснила, что 06 февраля 2009 года должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор - заместителем начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани ФИО7 по результатам мероприятия № *** от 06 февраля 2009 года ДОУ детский сад № 19 комбинированного вида было выдано предписание № *** об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ДОУ, расположенном по адресу Самарская область, г. Сызрань, <адрес><адрес> которое надлежало исполнить до <дата>. Однако п.1, в соответствии с которым наполняемость групп следовало привести в соответствии с требованиями п.1.7 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», а также п.5, согласно которого следовало отремонтировать ограждение территории в соответствии с требованиями п.2.1.3.СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» в установленный предписанием срок исполнены не были. При проведении проверки и выдаче предписания они руководствуются СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». П.1.7, по её мнению, касается не только вновь строящихся ДОУ, а всех учреждений. Каким образом заведующая ДОУ должна привести наполняемость групп в соответствии с требованиями СанПиН, для нее как должностного лица территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани не имеет значения. Требовнаия СанПиН должны исполняться. Территория ДОУ должна быть ограждена забором высотой не менее 1, 6 м. Они выявили данное нарушение, а каким образом оно будет устраняться, это в их компетенцию не входит. Почему Правила устанавливают данную высоту ограждения, пояснить не может.
Проверив материалы дела, заслушав мненияпредставителя дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 комбинированного вида ФИО2, представителя правонарушителя адвоката Титова В.С., представителя территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани, судья полагает, что постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 77 Самарской области мирового судьи судебного участка № 79 Самарской области Антошкиной А.А. от 22 января 2010 года следует отменить, а производство по делу прекратить по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что 06 февраля 2009 года должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор - заместителем начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани ФИО7 по результатам мероприятия № *** от 06 февраля 2009 года ДОУ детский сад № 19 комбинированного вида выдано предписание № *** об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ДОУ, расположенном по адресу Самарская область, г. Сызрань, <адрес><адрес> которое надлежало исполнить до 31 декабря 2009 года. Однако п.1, в соответствии с которым наполняемость групп следовало привести в соответствии с требованиями п.1.7 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», а также п.5, согласно которого следовало отремонтировать ограждение территории в соответствии с требованиями п.2.1.3.СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» в установленный предписанием срок исполнены не были.
Согласно п. 1.1 Устава дошкольного образовательного учреждения №19 комбинированного вида, учредителями ДОУ являются Департамент образования и науки Администрации Самарской области и Администрация г. Сызрани. Вышестоящей организацией Школы является Западное управление Департамента образования и науки Администрации Самарской области. В соответствии с п. 7.1 Устава, финансирование ДОУ осуществляется Учредителями: Департаментом образования и науки Администрации Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс, Администрацией г. Сызрани по муниципальным программам, реализуемым ДОУ, и по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования. Согласно п.п.7.3.,7.4 Устава Администрация г. Сызрани передает ДОУ в оперативное управление объекты собственности на основе договора: землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и иное имущество согласно акту приема-передачи, договору о передаче имущества на праве оперативного управления. Имущество ДОУ, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальным. Согласно в 8.1 Устава, в редакции изменений и дополнений к Уставу, утвержденных <дата>, Администрация г.о. Сызрань осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых ДОУ; осуществляет функции собственника переданного в оперативное управление ДОУ муниципального имущества и контролирует его использование; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт здания и сооружений ДОУ, оплату оказываемых ДОУ коммунальных услуг и приобретаемого для ДОУ оборудования длительного пользования (технологического, кухонного, прачечного и медицинского оборудования; инженерного оборудования, электроподстанции, электрощитовые, распределительные шкафы, тепловые и водяные счетчики, насосное оборудование и др.), необходимого для обслуживания здания ДОУ; приобретает оборудование, необходимое для реализации муниципальных образовательно-воспитательных программ; выделяет средства на выполнение норм и правил СанПиН ипожарной безопасности капитального характера; содействует ДОУ в решении вопросов его материально-технического обеспечения; вносит предложения в министерство образования и науки Самарской области по формированию областных нормативов финансирования ДОУ». В соответствии с п.8.2 Устава, в редакции изменений и дополнений к Уставу, утвержденных 20 июня 2008 года, Министерство образования и науки Самарской области осуществляет финансирование ДОУ по нормативам, обеспечивающим материальное содержание воспитанников и образовательный процесс, в том числе текущий ремонт зданий и создание условий для выполнения норм и правил СанПиН и пожарной безопасности режимного характера, за счет средств, выделяемых из областного бюджета. В соответствии с п. 7.11 Устава ДОУ при недостаточности средств у ДОУ ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за ДОУ.
Руководство ДОУ неоднократно обращалось к учредителям, а именно в администрацию г.о. Сызрань, в Западное управление Министерства образования и науки Самарской области по вопросу выделения денежных средств для устранения нарушений по предписанию территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани, неоднократно направлялись обращения на имя начальника отдела образования Администрации г. Сызрани 16 июня 2008 года, 25 августа 2008 года, 02 октября 2008 года, 05 ноября 2008 года, 12 декабря 2008 года, 01 января 2009 года, 04 мая 2009 года, 25 августа 2009 года, 07 октября 2009 года, 20 октября 2009 года, на имя заместителя Главы Администрации г.о. Сызрань руководителю комитета по строительству и архитектуре 16 июня 2008 года, 26 августа 2008 года, 02 октября 2008 года, 05 ноября 2008 года, 12 декабря 2008 года, 26 января 2009 года, 04 мая 2009 года, 25 августа 2009 года, 07 октября 2009 года, на имя депутата городской думы ФИО8 05 ноября 2008 года, на имя руководителя Западного управления министерства образования и науки Самарской области 12 декабря 2008 года, на имя главы Администрации г.о. Сызрань 12 декабря 2008 года, 04 мая 2009 года, 25 августа 2009 года, 20 октября 2009 года о принятии мер по устранению выявленных нарушений, однако денежных средств на мероприятия по устранению нарушений СанПиН было выделено недостаточно, собственных средств у ДОУ не имеется.
В 2008 году Сызранским городским судом Самарской области было рассмотрено гражданское дело по заявлению прокурора г.о. Сызрань в интересах несовершеннолетних воспитанников ДОУ детский сад № 19 комбинированного вида. Решением суда на Администрацию г.о. Сызрань была возложена обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, произвести в ДОУ необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния ограждения учреждения в соответствии с действующим законодательством, а именно произвести ремонт ограждения, в том числе произвести планировку территории и выполнить отвод с территории паводковых и ливневых вод, заменить железобетонные плиты основания ограждения в количестве 124 штуки, установить железобетонные столбы ограждения в количестве 131 штука, установить металлические конструкции заполнения пролетов размером 3х1,5 метра в количестве 124 штуки, произвести масляную окраску ограждения. 31 августа 2009 года в адрес ДОУ из Администрации г.о. Сызрань поступило письмо, в соответствии с которым Администрация ходатайствовала об отзыве исполнительного листа, предметом которого является ремонт или возведение ограждения образовательных учреждений, при этом было гарантировано проведение капитального ремонта в соответствии с планом мероприятий капитального характера на 2010 год. В соответствии с письмом заместителя главы Администрации г.о. Сызрань руководителя Комитета по строительству и архитектуре ФИО4 от 15 января 2010 года, на 2010 год на капитальный ремонт ДОУ № 19 выделено 150 000 рублей.
В соответствии с п.1.7. СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» количество и соотношение возрастных групп детей ДОУ во вновь строящихся ДОУ определяется заданием на проектирование исходя из их предельной наполняемости: для ясельного возраста - от 2 месяцев до 1 года - не более 10 человек; - от 1 года до 3 лет - не более 15 человек; - при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 мес. до 3 лет) - 8 человек; для дошкольного возраста - для детей 3 - 7 лет - не более 20 человек (оптимальная 15 человек); - в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 - 7 лет) - не более 10 человек; - при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) - не более 20 человек (оптимальная 15 человек). Однако, как установлено в судебном заседание здание ДОУ детский сад № 19 комбинированного вида было построено в 1971 году. Наполняемость групп не доходит до нормы, так как посещаемость ниже, многие дети болеют или не посещают сад, поскольку родители находятся в отпусках, что подтверждается имеющейся в материалах дела Информацией о посещаемости по ДОУ детскому саду №19. Самостоятельно ДОУ набирает группы с 2009 года, поскольку до этого порядок комплектования ДОУ определялся министерством образования и науки Самарской области в лице Западного управления министерства образования и науки Самарской области в соответствии с положением о порядке комплектования ДОУ от 18 июня 2008 года. Для зачисления детей в ДОУ родителям (законным представителям) Западным управлением министерства образования и науки Самарской области выдавалась путевка. В настоящее время действует положение от 07 августа 2009 года, в соответствии с которым руководитель ДОУ осуществляет комплектование ДОУ воспитанниками, руководствуясь положением, уставом на основе установленной очереди, с учетом внеочередного и первоочередного права на зачисление детей в ДОУ. Что касается пункта предписания, в соответствии с которым наполняемость групп следует привести в соответствие с требованиям СанПиН, фактически как юридическим лицом, так и заведующей самостоятельно не может быть выполнен, поскольку отчисление детей из ДОУ повлечет нарушение их конституционных прав.
По изложенным выше основаниям, постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 77 Самарской области мирового судьи судебного участка № 79 Самарской области Антошкиной А.А. от 22 января 2010 года следует отменить, и в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.1, 24.5 ч.1 п.2, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 77 Самарской области мирового судьи судебного участка № 79 Самарской области Антошкиной А.А. от 22 января 2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, в отношении ДОУ детский сад № 19 комбинированного вида на основании ст. 2.9. КоАП РФ с объявлением устного замечания в его адрес, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Копию решения в срок до трех суток после его вынесения вручить (направить) ФИО2, адвокату Титову В.С., руководителю территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани.
Решение окончательное и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья: Узбекова Г.М.