ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-142/2015 от 15.12.2015 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего Спириной М.Н.

при секретаре Диордица Т.В.,

рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью « Авто-БРА» ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью « Авто-БРА» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Директор Общества с ограниченной ответственностью « Авто-БРА» ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому директор ООО «Авто-БРА» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>, мотивируя свою жалобу тем, что отсутствуют расхождение между суммами выручки, отраженные в фискальном отчете за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и сведениями, содержащимися в журнале кассира-операциониста и кассовой книге. ООО «Авто-Бра» представило весь объем документов для проверки согласно запрашиваемого списка, в котором акты по форме № КМ-3 не поименованы, впоследствии акты формы № КМ-3 были представлены, но налоговый орган не учел эти документы при вынесении постановления. Описанные в постановлении действия юридического лица (нарушение порядка возврата денежных средств - не оформление акта о возврате по унифицированной форме, отсутствие подлинного кассового чека) не составляют объективную сторону вменяемого административного правонарушения и не подпадают под действие нормы 15.1 КоАП РФ. Кроме того, ООО «Авто-БРА» относится к субъекту малого предпринимательства, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ хранит наличные денежные средства без установления лимита кассы, копия приказа была предоставлена в Межрайонную ИФНС России № 9 по Красноярскому краю, в постановлении данный факт не нашел своего отражения. Обществом определены все необходимые мероприятия по обеспечению сохранности денег при ведении кассовых операций и их хранении. ООО «Авто-БРА» имеет одну стационарную розничную сеть, где находится и офис, согласно договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ имеется сейф для хранения денежной наличности, магазин находится под охраной. Вся выручка за проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всего на сумму <данные изъяты> оприходована в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, несвоевременное оприходование выручки не образует объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ. Кроме того, КоАП РФ не предусмотрена ответственность за отсутствие письменных заявлений от работников о выдаче наличных под отчет, за не оформление заявления о выдаче работнику наличных подотчетных средств. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель директора ООО «Авто-БРА» ФИО3- ФИО5, действующая по доверенности, доводы жалобы поддержала.

ФИО1 извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представители Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю ФИО4 и ФИО6 с доводами жалобы не согласились, считают постановление начальника Межрайонной ИФНС № 9 по Красноярскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с часть 1 статьи 15.1 КоАП РФ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 4.2, 4.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином Российской Федерации 30.08.1993 N 104 4.2 (далее - Типовые правила N 104 4.2) чеки контрольно - кассовых машин на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту). Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе.

В случае ошибки кассира - операциониста:

- при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены;

- в выдаче сдачи покупателю (клиенту) при возникновении спора покупатель имеет право потребовать у администрации снятия кассы;

- составить и оформить совместно с администрацией предприятия акт по форме N 54 (приложение N 5) о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию (где они хранятся при текстовых документах за данное число);

- записать в "Книгу кассира-операциониста" суммы, выплаченные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, и количество напечатанных на день нулевых чеков;

- кассир-операционист не имеет права: снимать кассу без разрешения администрации;

- не выдавать кассовый чек покупателю (клиенту).

Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 утверждена форма Акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (КМ-3).

Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдаются в бухгалтерию организации и хранятся в документах за данное число. На сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам уменьшается выручка кассы и заносится в Журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4). Акт подписывается ответственными лицами комиссии в составе руководителя, заведующего отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста организации.

При этом в силу положений п. п. 4.6 п. 4 Указаний Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее по тексту – Указание № 3210-У), вступившее в законную силу с 01.06.2014г., поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.

Прием наличных денег юридическим лицом, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001 (п. 5 Указания № 3210-У).

Согласно пункту 5.2 Указания N 3210-У приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

В соответствии с указанным подпунктом 6.3 п. 6 Указания № 3210-У для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Из материалов дела следует, что на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Инспекции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка ООО «Авто-БРА» по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки установлено следующее:

- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неоприходовании в кассу юридического лица денежной наличности ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

- Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неоприходовании в кассу юридического лица денежной наличности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., в том числе: ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>..

- Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а именно в ООО «Авто-БРА» осуществлялась выдача наличных денег директору предприятия ФИО1 под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, расходные кассовые ордера оформлялись без письменного заявления подотчетного лица.

Согласно представленных расходных кассовых ордеров, в проверяемом периоде ФИО1, выдавались денежные средства в подотчет без письменного заявления, а именно:

ДД.ММ.ГГГГг. выданы в подотчет из кассы наличные денежные средства в размере <данные изъяты> (расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГг.);

ДД.ММ.ГГГГг. выданы в подотчет из кассы наличные денежные средства в размере <данные изъяты>. (расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГг.);

ДД.ММ.ГГГГг. выданы в подотчет из кассы наличные денежные средства в размере <данные изъяты>. (расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГг.).

Факт совершения данного административного правонарушения, а также виновность директора ООО «Авто-БРА» в совершении вышеописанного административного правонарушения подтверждаются актом исполнения Государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств ООО «Авто-БРА» от ДД.ММ.ГГГГ с приложением актом о проверке наличных денежных средств кассы журналом кассира-операциониста, распечатками отчетов из фискальной памяти ККТ, приходными кассовыми ордерами, реестром кассовых документов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, письменными объяснениями ФИО1 в протоколе об административном правонарушении.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины директора ООО « Авто-БРА» ФИО1 в совершении инкриминируемого ему деяния.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, суд признает их допустимыми доказательствами.

Доводы заявителя, о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ несостоятельны.

Как указал Верховный Суд РФ в Постановлении от 28.01.2011 N 5-АД11-1, под неоприходованием денежных средств понимается нарушение не только правил приема, но и выдачи денежных средств. При несоблюдении требований к оформлению возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар организация фактически допускает неоприходование части выручки.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проводились возвраты денег покупателям на сумму <данные изъяты> и <данные изъяты> руб., соответственно.

При сравнении сумм наличных денежных средств, отраженных в фискальных отчетах контрольно-кассовой техники, с записями в кассовой книге установлены расхождения на сумму <данные изъяты>

Записи в журнале кассира операциониста по форме № КМ-4 о суммах возврата директор ООО «Авто-БРА» ФИО1 подтвердить не смог.

К представленным директором ООО «Авто-БРА» ФИО1 актам по форме № КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям ( клиентам) по неиспользованным кассовым чекам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ суд относится критически, как следует из письменных объяснений ФИО1, данных при составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, по незнанию указанные акты директором ФИО7 не составлялись

Довод заявителя об отсутствии актов по форме № КМ-3 среди списка запрашиваемых к проверке документов, указанных в требованиях, не влияет на квалификацию действий директора ФИО1. Указанные документы не были представлены ФИО1 проверяемому лицу, как в ходе проведения проверки, так и при рассмотрении материалов административного дела.

Ссылка заявителя о том, что несвоевременное оприходование выручки не образует объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку не отражение в кассовой книге полученной денежной выручки в тот же день само по себе свидетельствует о неоприходовании в кассу денежной наличности.

При проведении проверки установлено, неоприходование в кассу юридического лица выручки в конкретные дни ДД.ММ.ГГГГ: ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.<данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.<данные изъяты>.

В кассовой книге отсутствуют записи о поступлении наличных денежных средств в указанные дни.

На указанные суммы в день получения выручки не оформлены приходные кассовые ордера, что подтверждается представленным директором Общества ФИО1 реестром кассовых документов за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.

Данными действиями ФИО1 были нарушены положения п. п. 4.6 п. 4 и п. п. 5.2 п. 5 Указаний Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", которые не предусматривают других условий учета поступающих в кассу наличных денежных средств, в связи с чем невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления является неоприходованием этих денежных средств в кассу предприятия и образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Кроме того, в ходе проверки должностным лицом установлено, что в нарушение пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У, в ООО «Авто-БРА» осуществлялась выдача наличных денег директору предприятия ФИО1 под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, расходные кассовые ордера оформлялись без письменного заявления подотчетного лица, а именно: ДД.ММ.ГГГГг. выданы в подотчет из кассы наличные денежные средства в размере <данные изъяты> (расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГг. выданы в подотчет из кассы наличные денежные средства в размере <данные изъяты> (расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГг. выданы в подотчет из кассы наличные денежные средства в размере <данные изъяты> (расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ).

При отсутствии письменных заявлений с указанием срока предоставления авансового отчета по вышеуказанным выданным суммам директор ФИО1 обязан был предоставить авансовые отчеты либо внести указанные суммы в кассу ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг., соответственно.

Доводы жалобы не ставят под сомнение обоснованность и законность вынесенного должностным лицом постановления. По существу все эти доводы сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм законодательства, но они не опровергают выводы начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю ФИО2 и не могут служить основанием для отмены постановленного им акта.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1,4.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление N 11-094 начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью « Авто-БРА» ФИО1 оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью « Авто-БРА» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток с момента его вынесения путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья М.Н. Спирина