ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-142/2016 от 31.08.2016 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 12-142/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

<адрес> 31 августа 2016 года

Судья Cоветско-Гаванского городского суда <адрес>

Шорохов С.В.,

с участием ФИО1,

рассмотрев дело по жалобе ФИО1 на постановление заместителя председателя комитета охотничьего хозяйства – начальника отдела государственного охотничьего надзора комитета охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов <адрес>-ох от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Казахской ССР, проживающего в <...>, <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя председателя комитета охотничьего хозяйства – начальника отдела государственного охотничьего надзора комитета охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов <адрес>-ох от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей на основании ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ за то, что в охотничий сезон <данные изъяты> гг. должностным лицом ЗАО «СПХ» ФИО1 выдано <данные изъяты> разрешения на добычу копытных животных, на кабаргу пола самец на осуществление любительской и спортивной охоты, с нарушением установленной квоты, утвержденной распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р "Об утверждении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий <адрес>, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, на период с ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты> г." В соответствии с пп. 3.1 п. 3 указанного Порядка выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в закрепленные охотничьих угодья осуществляется охотпользователем. Согласно пп. 17.7 п 17 Порядка, в случае, если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявителю направляется отказ в выдаче разрешения.

Вместе с тем, в нарушение п. 17 Порядка, на осуществление любительской и спортивной охот ы, на самцов кабарги, ЗАО «СПХ» выдало охотникам <данные изъяты> разрешения серия <данные изъяты>, <данные изъяты>, то есть с превышением установленной квоты на <данные изъяты> особи. По всем выданным разрешениям добыто <данные изъяты> особи данного вида. Действия повлекли незаконное изъятие из среды обитания <данные изъяты> особей самцов кабарги, осуществлялись без соблюдения требований норм действующего законодательства.

В жалобе ставится вопрос об отмене постановления, так как никакого вреда охотничьим ресурсам причинено не было, поскольку кабарги добыто было меньше, чем установлено лимитом.

Должностное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось, представило письменные возражения на жалобу, указывая на то, что в нарушение установленной квоты ЗАО «СПХ» выдало охотникам, по своему усмотрению, на угодья в <адрес> на любительскую и спортивную охоту на добычу самцов кабарги <данные изъяты> разрешения. О чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела копии данных разрешений и не отрицается самим генеральным директором ФИО1, который в своей жалобе подтверждает выдачу разрешений в количестве <данные изъяты> штук, вместо установленных <данные изъяты>. Вместе с тем, руководствуясь пп. 17.7 п. 17 Порядка ЗАО «СПХ» должно было отказать охотникам в выдаче <данные изъяты> разрешений на осуществление спортивной и любительской охоты, в целях исключения превышения установленной квоты. Фактическое изъятие охотничьих ресурсов из среды их обитания определяется путем обработки предусмотренных разрешениями на добычу охотничьих ресурсов сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве, расположенных на оборотной стороне разрешения. При рассмотрении дела об административном правонарушении достоверно было установлено, что в охотничий сезон <данные изъяты> гг. ЗАО «СПХ» выдало охотникам на любительскую и спортивную охоту на самцов кабарги <данные изъяты> разрешения серия <данные изъяты>. По всем выданным разрешениям добыто <данные изъяты> особи данного вида. О чем свидетельствуют указанные разрешения с заполненным разделом «Сведения о добыче копытного животного». Таким образом, юридическое лицо обязано было не допустить нарушение правил пользования объектами животного мира, повлекшее незаконное изъятие из естественной среды обитания 2 особей самцов кабарги.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, нахожу постановление подлежащим отмене.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 данной статьи.

Согласно статье 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром.

В соответствии со статьей 34 указанного Федерального закона охота является одним из видов пользования животным миром.

Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (статья 33 Закона о животном мире).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) осуществляется правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с деятельностью в сфере охотничьего хозяйства.

Согласно статье 27 Закона об охоте в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 названного Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

В соответствии со статьей 1 Закона об охоте охотничьим хозяйством признается сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.

Охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (пункт 5 статьи 1 Закона об охоте).

Частью 2 статьи 29 Закона об охоте установлено, что любой вид охоты, в том числе любительская и спортивная охота может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, которым в соответствии с пунктом 16 статьи 1 данного Закона является документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно статьям 1, 14 Закона об охоте любительская и спортивная охота осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях, при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного охотнику.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 379 утвержден Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов (действовавший на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора общества ФИО1 к административной ответственности.

В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 31 Закона об охоте, пункта 3.1 Порядка выдачи разрешений физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре (охотнику), заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, в случаях осуществления им охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов выдается юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.

При этом в соответствии с частью 2 названной статьи, пунктом 4 Порядка выдачи разрешений таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 Закона об охоте, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений вышеуказанным физическим лицам.

Согласно пунктам 9 - 11.4 Порядка выдачи разрешений с заявкой на выдачу бланков разрешений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обращаются в уполномоченный орган государственной власти, а соответствующее физическое лицо для получения разрешения - к этим юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение.

Данной формой установлено, что сразу после добычи копытных животных или медведей и до начала их разделки вносятся соответствующие записи в таблицу "Сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве", таблица отделяется от разрешения и направляется по месту получения разрешения в течение 10 дней после добычи, ранения животного или окончания срока действия разрешения при осуществлении охоты на копытных животных и медведей.

Таким образом, из приведенных выше положений Закона об охоте, Порядка выдачи разрешений и формы бланка разрешения следует, что в рассматриваемом случае лицом, получившим разрешение на добычу охотничьих ресурсов, является соответствующее физическое лицо (охотник). Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), заключившее охотхозяйственное соглашение, здесь выступает субъектом, выдавшим такое разрешение, которое охотой не занимается, а в рамках деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе оказывает соответствующие услуги лицам, осуществляющим охоту.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, оцененными должностным в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ.

При назначении наказания не был учтен характер совершенного административного правонарушения, действия виновного по немедленному устранению нарушений после их выявления, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то. что при выдаче разрешений не был превышен лимит(квота) добычи самцов кабарги.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Как следует из объяснений ФИО1, должностного лица, нарушение было обусловлено тем, что в общую квоту 34 разрешений на добычу копытных животных, на кабаргу пола самец на осуществление любительской и спортивной охоты, в нарушение Закона об охоте включены 2 разрешения на охоту для ведения традиционного образа жизни.

Поэтому правонарушение по своему характеру и степени общественной опасности не повлекло серьезных негативных последствий и не причинило значительного ущерба общественным интересам.

При таких обстоятельствах нахожу постановление по делу об административном правонарушении подлежащими отмене, а производство по делу - прекращению ввиду малозначительности совершенного деяния.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя председателя комитета охотничьего хозяйства – начальника отдела государственного охотничьего надзора комитета охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов <адрес><данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей на основании ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ отменить, а производство по делу прекратить в связи с наличием обстоятельства, предусмотренного статьей 2.9 КоАП РФ. Объявить ФИО1 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Шорохов С.В.