Дело № 12-142/2018
РЕШЕНИЕ
город Белово 08 мая 2018 года
Судья Беловского городского суда Кемеровской области Третьякова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу
Общества с ограниченной ответственностью «БелГОС» (далее – ООО БелГОС»), ИНН № КПП №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>,
на постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Кудашовой А.А. № 06АПН/08/18 от 26.03.2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Кудашовой А.А. № 06АПН/08/18 от 26.03.2018 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ ООО «БелГОС» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
ООО «БелГОС» обратилось в суд с жалобой об отмене постановления от 26.03.2018 года, считает его незаконным и необоснованным и подлежащим отмене, поскольку осуществление сброса сточных вод выпуском № 2 (ручей Митрохин) с содержанием загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы допустимого сброса за период с июля по сентябрь 2017 года произошло только в одном месяце (по нитрат-иону) и составляет всего 3 %. Превышения по загрязняющим веществам с учетом погрешности укладываются в норматив, нарушение не представляет собой большой общественной опасности, не нанесло значительного ущерба окружающей среде. Кроме того, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, должностное лицо органа исполнительной власти Кемеровской области (Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области) не имело полномочий составлять протокол и рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в отношении ООО «БелГОС», как к объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому контролю. Просит прекратить производство по делу.
В судебное заседание представитель и защитник ООО «БелГОС» не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрении дела не поступило.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты признается административным правонарушением.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
В соответствии со ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятие и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Ч. 6 ст.56 ВК РФ содержит запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Статьи 55 и 56 входят в состав главы 6 «Охрана водных объектов» Водного кодекса и предусматривают требования к охране водных объектов.
Как усматривается из обжалуемого постановления от 26.03.2018 года ООО «БелГОС» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ за то, что в период июль-сентябрь 2017 года осуществляло пользование водным объектом ручей Митрохин, допустило нарушение требований к охране водных объектов, выраженное в осуществлении сброса сточных вод выпуском № 2 с содержанием загрязняющих веществ, превышающих установленными нормативами допустимого сброса, а именно:
при допустимой концентрации, установленной НДС по нитрат-иону 40 мг/л сброс сточных вод осуществлялся в июле с содержанием 41 мг/л, т.е. с превышением в 1, 03 раза, что является нарушением ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 1, ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 22, ч.4 ст.23, ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Указанные обстоятельства ООО «БелГОС» в жалобе не оспариваются.
Вместе с тем, ООО «БелГОС» считает допущенное превышение загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в июле 2017 года по нитрат-иону на 3 % незначительным, не представляющим большой общественной опасности, не наносящим ущерб окружающей среде.
Данный довод ООО «БелГОС» был оценен должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления, при этом оснований для признания нарушения малозначительным должностное лицо не усмотрело, выводы об этом в постановлении мотивированы в полной мере. Оснований не согласиться с ними у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд не соглашается с доводами ООО «БелГОС» о том, что должностное лицо Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области не имело полномочий составлять протокол и рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении ООО «БелГОС», как объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю.
Так в соответствии с положениями статьи 23.23 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.13 указанного Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов в пределах своей компетенции.
Согласно части 2 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Компетенция уполномоченных органов государственного надзора в области использования и охраны водных объектов распределяется в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
Объектами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов в соответствии с Перечнем объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утвержденным Приказом МПР РФ от 18 декабря 2006 г. № 288, являются объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, а также использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос следующих водных объектов: поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд; внутренних морских вод Российской Федерации; территориального моря Российской Федерации; водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничных (пограничных) водных объектов; водных объектов или их частей, используемых для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.
Федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов подлежат также объекты, оказывающие негативное влияние на: особо охраняемые водные объекты, либо водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; водные объекты или их части, являющиеся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственном контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» предусмотрено, что критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
Таким образом, разграничение федерального государственного экологического надзора и регионального экологического надзора происходит по надзорным объектам.
Объектом контроля является водный объект – ручей Митрохин, расположенный в пределах территории субъекта, подлежащий региональному государственному контролю.
Сведений о том, что данный объект, относится к федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, не представлено. Не свидетельствует об этом и представленный ООО «БелГОС» перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Кемеровской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, содержащий в себе сведения об ООО «БелГОС».
В соответствии с ч. 7 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Должностными лицами департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области осуществляется региональный государственный экологический надзор, в том числе, в области использования и охраны водных объектов
Изложенное свидетельствует о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что должностным лицом административного органа при рассмотрении дела установлены значимые обстоятельства.
Выводы должностного лица о том, что ООО «БелГОС» допущено нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод выпуском № 2 в водный объект ручей Митрохин в период июль-сентябрь 2017 года надлежащим образом мотивирован, действия ООО «БелГОС» квалифицированы верно по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом имущественного и финансового положения лица, в пределах предусмотренных санкцией статьи.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления судом не установлено.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица суд признает законным обоснованным, оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Кудашовой А.А. № 06АПН/08/18 от 26.03.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «БелГОС» оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «БелГОС» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня получения.
Судья: (подпись) Н.Н. Третьякова