Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
22 мая 2018 года г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сапего О.В.,
с участием ФИО1 и ее представителя ФИО2, представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в лице ФИО4 и ФИО5
рассмотрев жалобу должностного лица – ФИО1 на постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области ФИО6 от <дата>№ *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ,
У с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области ФИО6 от <дата>№ *** должностное лицо АО «Тяжмаш» бухгалтер 1 категории ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
ФИО1 обратилась в суд с жалобой об отмене указанного постановления и прекращении производства по административному делу, в которой указала, что в установленные сроки и по форме, предусмотренных Правилами предоставления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819, ею были представлены в налоговый орган отчет о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2016 года со всеми требуемыми подтверждающими, надлежаще оформленными банковскими документами (в виде копий, нотариально заверенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации). В соответствии с п. 10 Правил своевременно представила уточненный отчет. Однако постановлением от <дата>№ *** установлено наличие ошибки в указании отчетного периода в отчете по счетам, открытым в Республике Эквадор. Однако, отмечает, что указание в отчете периода <дата> по <дата> вызвано тем, что к отчету представлена выписка иностранного банка из счета № ***, № *** за период времени с <дата> по <дата> и в связи с тем, что <дата> являлся не рабочим днем, какие-либо банковские операции в данный день не проводились, что подтверждается направленным ранее документом «Консультация движения средств», (является банковским документом, выданным банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк, и заверено нотариально) за период с <дата> по <дата>, с уточненным отчетом (письмо № *** от <дата>). В связи с данными обстоятельствами и в целях соблюдения сроков предоставления отчета в налоговый орган были представлены выписки из иностранного банка на последний рабочий день, т.е. на <дата>. В части допущения опечатки в переводе периода, отмечает, что допущенная переводчиком в переводе банковской выписки из счета № ***, № *** за период с <дата> по <дата> не образует состав административного правонарушения, поскольку отсутствует вина ФИО1 в допущенной опечатке в переводе, т.к. ФИО1 не может отвечать за действия третьих лиц. В части указания не полного наименования иностранного банка отмечает, что в представленных отчетах сведения в графе наименования банка, расположенного за пределами территории РФ и полного адреса банка, заполнены на основании банковских выписок представленных иностранным банком. Добавление в наименовании иностранного банка букв «С.А.» является аббревиатурой, которая указывает на форму правления юридического лица. Кроме того, в отчетах о движении средств по счету (вкладу) верно указан CODE (SWIFT или БИК) банка, который позволяет идентифицировать сведения о банке. Отмечает, что согласно закону № 173-Ф3 от 10.12.2003 и "Положению о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования", утв. Банком России 20.07.2007 N 308-П - Банк России является ответственным за координацию взаимодействия уполномоченных банков с органами и агентами валютного контроля при обмене информацией и Банк России устанавливает порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции. Таким образом, уполномоченные банки (филиалы уполномоченных банков) при осуществлении контроля над соблюдением лицами, осуществляющими валютные операции, при наличии нарушений направляют информацию агентам валютного контроля. На дату вынесения налоговым органом определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования информация уполномоченного территориального банка о нарушении ФИО1 валютного законодательства РФ в орган валютного контроля не поступало.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства, подтверждают отсутствие в действиях ФИО1 какой-либо угрозы, опасности для личности, общества или государства, негативные, тяжкие последствия не наступили. Далее, в части указания неверного КПП юридического лица, отмечает, что содержащееся в отчете КПП 631050001 вместо КПП 632501001 также не образует состав административного правонарушения, поскольку вышеуказанные КПП принадлежат одному и тому же юридическому лицу, т.е. АО «ТЯЖМАШ». Кроме того, в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 отсутствуют требования, устанавливающие и определяющее какое именно КПП юридического лица должно быть
указано в отчете. В постановлении № *** от <дата> указано на ошибочное указание количества листов приложения отчета, однако в представленном отчёте ошибочно указано количество листов приложения в связи с добавлением заверенных на 1 листе изменения и дополнения к Уставу АО
«ТЯЖМАШ». Данная ошибка произошла из-за подготовки и обработки большого объема документов и указанные обстоятельства не влияют на данные о движении денежных средств, указанных в отчете. В соответствии с законодательством РФ, решение о наличии признака состава административного правонарушения, заключающегося в несоблюдении порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами (в частности, не заполнения каких-либо реквизитов, ошибках, неточностях, опечатках и тому подобном), должно приниматься должностным лицом налогового органа исходя из характера и оценки конкретных обстоятельств, свидетельствующих о существенности допущенных при заполнении отчета нарушений, в том числе связанных с возможностью дальнейшего осуществления валютного контроля за операциями резидента по счету в зарубежном банке. Предоставленные ФИО1 заинтересованному лицу отчёты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с представленными банковскими документами, не препятствовали выполнению контрольных мероприятий заинтересованного лица, и отчеты за 4 квартал 2016 года позволяли идентифицировать иностранный банк в республики Эквадор. Кроме того, основным идентификатором иностранного банка является COD (SWIFT), который всегда верно указывался в отчетах. В связи, с чем искажений сведений о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ нет.
Также указывает, что согласно федеральному закону №173-Ф3 от 10.12.2003 и «Положению о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования", утв. Банком России 20.07.2007 N 308-П Банк России является ответственным за координацию взаимодействия уполномоченных банков с органами и агентами валютного контроля при обмене информацией и Банк России устанавливает порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции. Таким образом, уполномоченные банки филиалы уполномоченных банков) при осуществлении контроля над соблюдением лицами, осуществляющими валютные операции, при наличии нарушений направляют информацию рентам валютного контроля. На дату вынесения оспариваемых постановлений информация уполномоченного территориального банка о нарушении ФИО1 валютного законодательства РФ заинтересованному лицу не поступало.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что отсутствует вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства и какая-либо угроза для личности, общества или государства, негативные, тяжкие последствия не наступили.
Данные обстоятельства не были учтены заинтересованным лицом.
Все вышеуказанные недочеты явились следствием результатом противоречий и неясности норм валютного законодательства, а в соответствии с ч.б ст.4 федерального закона №173-Ф3 от 10.12.2003, «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов».
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении к обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного Разрешения дела. При вынесении оспариваемых постановлений заинтересованным лицом не выполнены вышеуказанные требования законодательства РФ.
Статьей 26.11 КоАП РФ законодательно установлена обязанность органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, данные положения.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представители МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании просили оставить обжалуемое постановление без изменений, указав, что <дата> должностное лицо АО «ТЯЖМАШ» - бухгалтер 1 категории АО «Тяжмаш» ФИО1 обратилась в Сызранский городской суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от <дата>№ *** о назначении административного наказания, в связи с не согласием с доводами Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - Инспекция, налоговый орган), изложенными в указанном постановлении о назначении административного наказания.
<дата> Инспекцией в адрес ФИО1 было направлено постановление от <дата>№ *** о назначении административного наказания по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, которое было получено заявителем <дата>.
Из материалов дела следует, протокол об административном правонарушении от <дата>№ *** составлен заместителем начальника отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области ФИО4 о совершении должностным лицом АО «ТЯЖМАШ» - бухгалтером 1 категории ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в следующем.
Обязанность резидентов представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей (далее - Отчет) предусмотрена ч. 7 ст. 12 Закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Согласно ч. 7 ст. 12 Закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных, представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации утвержден «Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 №819 (далее - Правила) и выражается в том, что резидент обязан ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представлять в налоговый орган отчет в двух экземплярах по форме и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Форма представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации утверждена «Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 №819, приведена в Приложении к Правилам представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
ФИО1 <дата> представлен отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации по счету №№ *** за 4 квартал 2016 с недостоверными сведениями, с приложением банковских документов за неполный временный период (4 квартал 2016 года).
Пункт 10 Правил предусматривает, что в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, представления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет юридическое лицо - резидента, индивидуального предпринимателя -резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.
Уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов выдается налоговым органом непосредственно представителю юридического лица - резидента, индивидуальному предпринимателю – резиденту либо его представителю под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов (а именно: исправленный (уточненный) отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2016 года в отношении счета №№ *** с указанием достоверных сведений; банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством Республики Эквадор, в котором зарегистрирован банк «BANKO PICHINCHA C.A.»), подтверждающие сведения, указанные в отчете по состоянию на последнюю календарную дату <дата> - <дата>) направлено в адрес АО «ТЯЖМАШ» почтовым отправление, которое было получено АО «ТЯЖМАШ» <дата>, что подтверждено отметкой о вручении в почтовом уведомлении.
Соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктами 4-7 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа.
<дата> в установленный срок должностным лицом АО «ТЯЖМАШ» ФИО1 представлен в налоговый орган по месту учета (нахождения) уточненный отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации по счету №№ *** за 4 квартал 2016 с внесенными изменениями.
По изучению представленного уточненного отчета, Инспекцией направлено АО «ТЯЖМАШ» уведомление от <дата>№ *** о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов почтовым отправлением, которое было получено АО «ТЯЖМАШ» <дата> (в соответствии с отчетом об отслеживании отправления). В соответствии с уведомлением Инспекции, АО «ТЯЖМАШ» необходимо в предусмотренный законом срок (10 рабочих дней) представить в налоговый орган по месту своего учета следующие соответствующие документы в порядке, предусмотренном пунктами 4-7 Правил предоставления отчета: - исправленный (уточненный) отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами Российской Федерации за 4 квартал 2016 года в отношении счета № № *** с указанием достоверных сведений; -банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком «BANKO PICHINCHA C.A.» в соответствии с законодательством Республики Эквадор) за период с <дата> по <дата> с указанием, что подтверждающие банковские документы должны представляться в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в частности к документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации).
Согласно Форме представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации утвержденной «Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 № 819 в разделе «Банк за пределами территории Российской Федерации, в котором открыт счет (вклад)» обязательным реквизитом является «Полный адрес (латинскими буквами)».
Отсутствие информации в пунктах, обязательных для заполнения, либо указание в этих пунктах недостоверной информации указывает на то, что налогоплательщик не выполнил требования положений Порядка заполнения, то есть представил отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, содержащий недостоверные сведения.
Судебная практика складывается таким образом, что представление отчета о движении денежных средств с неполными, либо недостоверными сведениями образует состав административного правонарушения.
При предоставлении в Инспекцию отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2016 года по счету №№ *** открытому в банке BANKO PICHINCHA, место нахождения республики Эквадор, должностное лицо указало неверные сведения, а именно неверно указано полное наименование банка и адрес банка за пределами РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ - несоблюдение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами Российской Федерации, с подтверждающими документами. Данная позиция отражена решением Самарского областного суда от <дата> по делу № ***(на заявление АО «ТЯЖМАШ» об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ).
<дата> должностным лицом представлен в налоговый орган по месту учета (нахождения) уточненный отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации по счету №№ *** за 4 квартал 2016 с внесенными изменениями (изменениями в поле отчета наименования банка за пределами РФ с BANKO PICHINCHA на BANKO PICHINCHA C.A.; с приложением документа «Консультация движения средств» с <дата> по <дата> с нотариально заверенным переводом; и с приложением исправленного перевода выписки № *** по счету №№ *** за период <дата> -<дата>).
В связи с вступлением в силу с 30.06.2013 Федерального закона от 28.06.2013 №134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», в части положений, касающихся внесения изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральной налоговой службой даны разъяснения письмом от 12.07.2013 №АС-4-2/12519.
Из пункта 2 Письма ФНС России от 12.07.2013 №>АС-4-2/12519 следует, что нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами являются недостоверность сведений, указанных в отчете, заполнение отчета неполностью, непредставление подтверждающих банковских документов либо представление подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, представление отчета неуполномоченным лицом и др. нарушения Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 №819.
Из пункта 4 Письма ФНС России от 12.07.2013 №АС-4-2/12519 в случае представления резидентом неправильных сведений, указанных в отчете, заполнения отчета неполностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, и направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов не является основанием для непривлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
Указанная позиция письма ФНС России находит свое отражение в судебной практике. В частности, согласно Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 18.01.20J6 № Ф06-4114/2015 по делу № А55-18244/2015, суд первой инстанции правильно указал, что представление в последующем по письменному запросу налогового органа исправленного (уточненного) отчета, не является основанием для непривлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчета о движении средств в банке за пределами территории Российской Федерации.
<дата> письмом № *** АО «ТЯЖМАШ» представило «Ответ на уведомление 08-36/01052», которым сообщило, что в исправленном (уточненном) отчете о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами Российской Федерации начальное, конечное сальдо и обороты денежных средств по расчетному счету не изменились, пакет документов сданных с основным отчетом не изменился.
Также АО «ТЯЖМАШ» письмом <дата>№ *** представило «Ответ на уведомление 6450897», в котором сообщило, что направленный <дата> документ «Консультация движения средств» за период с <дата> по <дата> с уточненным отчетом является банковским документом, выданным банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк, и заверено нотариально, как предусмотрено требованиями Постановления Правительства РФ от 28.12.205 № 819. Опечатка даты в переводе выписки и отсутствие формы собственности в наименовании банка не влияют на процесс движения средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, начальное, конечное сальдо и обороты денежных средств по расчетному счету не изменились.
В соответствии с указанными ответами АО «ТЯЖМАШ», Инспекция указывает на следующее.
Письмом ФНС России от 15.07.2013 № АС-4-2/12583 «О повышении эффективности валютного и налогового контроля» предусмотрено, что Налоговым органами при организации и проведении контрольных мероприятий необходимо учитывать, что Отчеты являются формой не только валютного контроля, но и должны активно использоваться налоговыми органами при планировании и проведении мероприятий налогового контроля. Отчеты являются для налоговых органов единственным документом, дающим представление о расчетах, осуществленных резидентами с использованием счетов за рубежом.
Кроме того, практика проведения контрольных мероприятий налоговыми органами свидетельствует о том, что механизм перевода денежных средств на счета в зарубежных банках зачастую используется в схемах, одной из целей которых является получение необоснованной налоговой выгоды.
При этом Отчет - это форма документа, заполняемая налогоплательщиком, в котором все отраженные в нем сведения должны быть документально подтверждены. То есть по всем операциям должны прилагаться либо заверенные в установленном порядке выписки по счетам иностранных банков, с переводом на русский язык, либо иные равноценные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк.
Должностное лицо АО "ТЯЖМАШ" в нарушении пункта 4 «Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819 представило Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2016 года по счету №№ *** открытого в BANKO P1CHINCHA С.А. с неверным указанием полного адреса банка за пределами Российской Федерации, а именно: вместо наименования банка «BANKO PICHINCHA С.А.» наименование банка «BANKO PICHINCHA».
Несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, влечет применение санкций, установленных частью 6 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Также Инспекция считает, что данное правонарушение не может являться малозначительным, поскольку оно посягает на общественные отношения, связанные с соблюдением установленного государством порядка в области финансов, т.е. создают существенную угрозу экономическим интересам общества и государства.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в. качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 18.1 данного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Отсутствие материальных вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного заявителем. Данные доводы отражены в решение Арбитражного суда города Москвы от 09.01.2017 по делу № А40-219730/2016.
В случае нарушения должностным лицом предоставления отчета существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, что как следствие посягает на охраняемые государством общественные отношения и установленный порядок в области валютного регулирования и валютного контроля. Аналогичные выводы содержатся в частности в решении Самарского областного суда от 06.07.2017 по делу №21-1389/2017 по жалобе АО «ТЯЖМАШ» на решение Сызранского городского суда Самарской области.
В соответствии с Определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.06.2008 № 8185/08 и от 27.11.2009 № ВАС-15176/09 об отказе в передаче дел в Президиум Высшего Арбитража Суда Российской Федерации, пренебрежительное отношение резидента к исполнению своих публично-правовых обязанностей нельзя считать малозначительным правонарушением.
Кроме того, заявитель никаких мер для устранения ранее указанных недостоверных сведений об адресе банка за пределами территории Российской Федерации самостоятельно не предпринимало.
Ссылка ФИО1 на обстоятельства, что она ранее не привлекалась по аналогичным административным правонарушениям, находится в тяжелом материальном положении, в связи тем, что она является одинокой мамой и имеет на иждивении несовершеннолетнего сына (<дата> г.р.) не признаются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.
Отсылка в заявление ФИО1 на ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ некорректна, т.к. ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ предусматривает, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Ранее ФИО1 к административной ответственности за то же административное правонарушение не привлекалась.
Сам факт не указания в отчете каких-либо установленных формой реквизитов уже образует состав правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, независимо от наступления негативных последствий.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению установленного порядка представления отчета о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации, представлено не было.
Таким образом, должностным лицом АО «ТЯЖМАШ» - ФИО1 нарушен порядок представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации 28.12.2005 №819, следовательно, совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусматривается п.6 ст. 15.25 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее КоАП РФ).
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В статье 25 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», установлено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Учитывая изложенное, постановление № *** от <дата> является законными и обоснованными.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему:
Административная ответственность по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Санкция указанной статьи устанавливает административное наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 7 ст. 12 названного Закона резиденты, за исключением физических лиц-резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 г. N 819 утверждены согласованные с Центральным банком Российской Федерации Правила представления юридическими лицами -резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее - налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 3, 4, 5, 7 Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым, находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
Юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
Подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.
В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие банковские документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала.
В случае закрытия юридическим лицом - резидентом, индивидуальным (его предпринимателем - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).
Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ФИО1, являясь должностным лицом – бухгалтером 1 категории АО "Тяжмаш" <дата> предоставила в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации по счету №№ *** за 4 квартал 2016 с недостоверными сведениями, с приложением банковских документов за неполный временный период (4 квартал 2016 года), а именно: неверно указан полный адрес банка за пределами РФ, допущена опечатка в переводе и иное, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ - несоблюдение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, с подтверждающими документами.
Вместе с тем, суд полагает, что у должностного лица ФИО1 имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако, ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения.
Факт совершения ФИО1 вышеуказанного административного правонарушения и ее виновность подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от <дата>№ *** и постановлением о назначении административного наказания от <дата>, отчетом о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами РФ за 4 квартал 2016 года и иными материалами дела.
При рассмотрении административного дела заместитель начальника МРИ ФНС ФИО3 по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области ФИО8 правильно установила все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Должностное лицо, исследовав собранные доказательства и проверив доводы ФИО1, пришло к выводу о доказанности содеянного последней, в связи с чем действия ФИО1 были верно квалифицированы по части 6 ст.15.25 КоАП РФ и последней назначено наказание в пределах санкции статьи.
Постановление № *** от <дата> является законным и обоснованным.
Вместе с тем, учитывая личность виновной, которая ранее к административной ответственности не привлекалась, имеет несовершеннолетнего ребенка, суд принимает во внимание положения части 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, ч.3 ст. 3.4 КоАП РФ, а также обстоятельства отсутствия вредных последствий данного правонарушения и существенного вреда охраняемым общественным интересам, суд приходит к выводу о возможности заменить назначенное должностному лицу – бухгалтеру АО «Тяжмаш» ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в сумме 4000 рублей на предупреждение.
Оснований для признания указанного правонарушения малозначительным, на основании ст. 2.9 КоАП РФ, суд не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.1, п.2 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области № *** от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 ст.15.25 КоАП РФ в отношении должностного лица - бухгалтера 1 категории АО «Тяжмаш» ФИО1 изменить в части назначения наказания.
Должностное лицо - бухгалтера 1 категории АО «Тяжмаш» ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, заменив наказание в виде административного штрафа в сумме 4000 ( четыре тысячи) рублей на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Сызранский городской суд.
Судья О.В.Сапего