ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-142/2021 от 09.09.2021 Павловского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 12-142/2021

РЕШЕНИЕ

09 сентября 2021 года г. Павлово

Судья Павловского городского суда Нижегородской области О.А. Ланская (Шмидта ул., д. 10, г. Павлово, Нижегородская область, 606100), рассмотрев жалобу должностного лица - директора МУП «Водоканал» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - директора МУП «Водоканал» ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года должностное лицо – директор МУП «Водоканал» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Заявитель жалобы – директор МУП «Водоканал» ФИО1, которому разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ, права ясны, отводов не имеется, заявил ходатайство о допуске к участию в деле в качестве защитников Уляшкина С.П. и Шабашова А.В. Данное ходатайство удовлетворено.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, производство по делу прекратить.

Защитники ФИО1 – Уляшкин С.П., Шабашов А.В., действующие на основании доверенности, которым разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, права ясны, отводов и ходатайств не имеется, в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

В судебном заседании представитель Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия – ФИО3 возражала против доводов жалобы, считает данную жалобу необоснованной, в удовлетворении просит отказать. Пояснила, что в ходе рассмотрения предоставленной документации, осмотра территории, отбора проб отходов при участии представителей МУП «Водоканал», было установлено, что на территории объекта <данные изъяты> - канализационные очистные сооружения МУП «Водоканал» в процессе биологической очистки сточных вод в аэротенке происходит прирост активного ила. Избыток активного ила (избыточный активный ил) выводится из системы очистки сточной воды в минерализатор, где происходит минерализация (сбраживание) избыточного ила. После минерализатора смесь сточных вод с осадком поступает в илоуплотнитель, где происходит разделение смеси. Осадок выпадает на дно илоуплотнителя, а осветленная вода собирается лотками и по трубопроводу поступает в приемный резервуар КНС. Осадок со дна илоуплотнителя насосами откачивается на иловые площадки. На иловых площадках осадок обезвоживается. Лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» ДД.ММ.ГГГГ был произведен отбор проб отхода - избыточный активный ил, выдержанный на иловой карте и отхода - избыточный активный ил свежий на иловой карте . Согласно протоколам результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования, отход - избыточный активный ил выдержанный на иловой карте и отход - избыточный активный ил свежий на иловой карте , относятся к IV классу опасности. Следовательно, иловые карты МУП «Водоканал», не являются объектом обезвреживания отходов, т.к. согласно ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Согласно статистическому отчету по форме (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что отход - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод сторонним организациям с целью обработки, утилизации, обезвреживания и размещения не передавался. Таким образом, на Объекте <данные изъяты> размещен отход - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных (код по ФККО ) более 11 месяцев, т.к. согласно ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Следовательно, отход - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод МУП «Водоканал» размещает (хранит) на собственном объекте размещения отходов - иловых картах (Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на сооружение - Иловые карты, общая площадь 3886,7 м2, инв. , лит. Г26, условный номер: ; Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на сооружение - Иловые карты, общая площадь по наружному обмеру 3886,7 м2, объем 11700 м2, инв. , лит. Г21, условный номер: ; Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на сооружение - Иловые карты, инв. , лит. Г25, условный номер: ).

Объект размещения отходов, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый (условный) номер: , , (иловые карты), не включен в ГРОРО. Довод ФИО1 об отсутствии обязанности вносить данный объект размещения отходов в ГРОРО, ссылаясь на письмо Минприроды России от 06.11.2013 №05-12-44/21713 и обосновывая это тем, что ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод не является отходом и, следовательно, иловые карты МУП «Водоканал», на которых он размещается не является объектом размещения отходов, несостоятелен. Согласно статистическому отчету по форме (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за ДД.ММ.ГГГГ, Программам производственного экологического контроля (ПЭК) за ДД.ММ.ГГГГ, отчетов ПЭК, формам Учета образования отходов и их дальнейшего движения, представленных МУП «Водоканал» в рамках плановой проверки, ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод представлен как отход IV класса опасности (код по ФККО ). МУП «Водоканал» на отход - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код по ФККО ) IV класса опасности разработан «Паспорт отхода», который утвержден директором МУП «Водоканал» И.В. ФИО1 и представлен в рамках плановой проверки вместе с материалами паспортизации (акт отбора проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ, протокол анализа отхода от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с актом приема проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ (столбец №3 таблицы «Сведения о пробах»), точка отбора пробы (со слов заказчика) – «место хранения отхода», следовательно, МУП «Водоканал» обозначил иловые карты как место хранения отхода - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод. Следовательно, иловые карты МУП «Водоканал» являются специализированным объектом хранения (размещения) отхода - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод. Согласно письму Минприроды России от 06.11.2013 №05-12-44/21713 (абз.7), если в проектной документации строительства и эксплуатации иловых площадок (карт) установлено, что данные площадки являются элементом очистных сооружений предприятия и их эксплуатация осуществляется в указанных целях и в соответствии с проектными показателями, в том числе по обеспечению требуемой очистки сточных вод, объему накопления осадков и прочими данными, иловые площадки не могут быть рассмотрены как объекты размещения отходов. В соответствии с Технологическим регламентом КОС г.Павлово, утвержденным в ДД.ММ.ГГГГ, избыток активного ила (избыточный активный ил) выводится из системы очистки сточной воды в минерализатор, где он смешивается с осадком из песколовок и проходит минерализацию (сбраживание). После минерализатора смесь сточных вод с осадком поступает в илоуплотнитель, где происходит разделение смеси. Осадок выпадает на дно илоуплотнителя, откуда насосами откачивается на иловые площадки. На иловых площадках осадок обезвоживается. Следовательно, пройдя стадии смешивания с песком из песколовок, минерализации и попав на иловые площадки избыточный ил теряет способность к очистке сточных вод. Направлять избыточный ил с иловых карт в аэротенк для очистки сточных вод нет необходимости, так как в соответствии с Технологическим регламентом КОС г.Павлово (п.1 «Характеристика проектного решения» поз.12) в составе очистных сооружений присутствует Резервуар циркуляционного активного ила и именно из него, согласно «Схеме очистных сооружений канализации г. Павлово», избыточный активный ил из вторичного отстойника возвращается в аэротенк по мере необходимости. Следовательно, избыточный ил с иловых карт КОС г.Павлово не обеспечивает требуемой очистки сточных вод, потому что в ней не участвует. В соответствии с п.9.2.14.7 СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения», механически обезвоженные осадки, а также осадки, подсушенные в естественных условиях, допускается стабилизировать выдержкой в естественных условиях на площадках стабилизации и обеззараживания. В процессе выдержки достигается дополнительная подсушка, минерализация органических веществ, обеззараживание (включая дезинвазию), улучшение структуры. Период выдержки следует принимать равным 1-3 года, в зависимости от климатических районов по СП 131.13330 (климатических районов I и II - не менее трех лет; климатического района III - не менее двух лет; климатического района IV - не менее одного года). Согласно «Карте климатических зон России», Нижегородская область входит во II климатическую зону, следовательно, подсушенный избыточный ил через три года подлежит удалению с иловых площадок. Согласно статистическому отчету по форме (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за ДД.ММ.ГГГГ, на конец ДД.ММ.ГГГГ масса отхода - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод IV класса опасности (код по ФККО ) составляет 27354т. При ежегодном образовании в 800т, иловые карты КОС г.Павлово не очищались, а подсушенный и стабилизированный осадок с них не вывозился, с момента ввода КОС в эксплуатацию. Следовательно, иловые карты КОС г.Павлово не обеспечивают накопления требуемого объема осадков, а являются объектом размещения отхода - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод IV класса опасности. Соответственно, МУП «Водоканал» обязано проводить инвентаризацию ОРО – иловые карты КОС г. Павлово. Также пояснила, что «разъяснительное письмо» носит рекомендательный характер и не является законным, подзаконным и нормативным актом.

Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав представленные суду материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьей 12 Федерального закона N 89-ФЗобъекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 7 указанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 (пункт 18 Порядка).

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия организована плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды МУП «Водоканал».

В ходе данной проверке установлено, что на территории объекта <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> - канализационные очистные сооружения МУП «Водоканал» в процессе биологической очистки сточных вод в аэротенке происходит прирост активного ила. Избыток активного ила (избыточный активный ил) выводится из системы минерализатор.

Сырой осадок из первичных отстойников и избыточный ил подаются в минерализатор, где происходит минерализация ила и осадка. После минерализатора смесь сточных вод с осадком поступает в илоуплотнитель, где происходит разделение смеси. Осадок выпадает на дно илоуплотнителя, осветленная вода собирается лотками и по трубопроводу поступает в приемный резервуар КНС. Осадок со дна илоуплотнителя насосами откачивается на иловые площадки. На иловых площадках осадок обезвоживается.

Лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» ДД.ММ.ГГГГ был произведен отбор проб отхода избыточный активный ил, выдержанный на иловой карте и отхода - избыточный активный ил свежий на иловой карте (протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ б/н; акт отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно протоколам результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ и , отход - избыточный активный ил выдержанный на иловой карте и отход - избыточный активный ил свежий на иловой карте , относятся к IV классу опасности, что соответствует заявленному в Программе ПЭК.

Отход - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых смешанных сточных вод МУП «Водоканал» размещает (хранит) на собственном объекте размещения отходов - иловых картах (Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на сооружение - Иловые карты, общая площадь 3886,7 м2, инв. , лит. Г26, условный номер: ; Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на сооружение Иловые карты, общая площадь по наружному обмеру 3886,7 м2, объем 11700 м2, инв. , лит. Г21 условный номер: ; Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на сооружение - Иловые карты, инв. , лит. Г25, условный номер: ).

Вместе с тем, объект размещения отходов, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый (условный) номер , , (иловые карты), не включен в ГРОРО, что является нарушением п.6, п.7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Лицом, обладающим организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями является директор МУП «Водоканал» ФИО1

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - директора МУП «Водоканал» ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения и вина должностного лица – директора МУП «Водоканал» ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

При таких обстоятельствах, административный орган правильно своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ привлек должностное лицо – директора МУП «Водоканал» ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы, изложенные заявителем в жалобе, об отмене обжалуемого постановления ввиду отсутствия события вменяемого административного правонарушения должностному лицу - директору МУП «Водоканал» ФИО1 основаны на неверном толковании действующего законодательства и не могут быть приняты во внимание. Кроме того, указанные доводы не опровергают выводы о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Административное наказание назначено должностному лицу - директору МУП «Водоканал» ФИО1 в пределах санкции частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих безусловную отмену постановления административного органа, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении должностного лица - директора МУП «Водоканал» ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- оставить без изменения, жалобу должностного лица - директора МУП «Водоканал» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.А. Ланская