ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-142/2021 от 27.10.2021 Белебеевского городского суда (Республика Башкортостан)

№ 12-142/2021

РЕШЕНИЕ

27 октября 2021 года город Белебей, РБ

Судья Белебеевского городского суда Республики Башкортостан Мухамадьярова И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в присутствии представителя ФИО1 - ФИО2 жалобу генерального директора ООО «Белебеевское предприятие «Автодеталь» ФИО1 на постановление государственного инспектора труда ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Белебеевский городской суд Республики Башкортостан, ФИО1 выражает несогласие с вынесенным в отношении него постановлением, считая его незаконным, просит об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, обеспечил явку своего представителя Х.Р.РБ., который в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора труда ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ поддержал, просил удовлетворить по доводам, в ней изложенным.

Государственный инспектор труда ФИО3 надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Выслушав представителя ФИО1 – ФИО2, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из примечания к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под средствами индивидуальной защиты в части 4 данной статьи понимаются средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В силу требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (частью 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью второй данной статьи на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Частями первой и третьей статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).

В силу пункта 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.

Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (пункт 34 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).

Статья 419 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения ВрИО заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Белавтодеталь» Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан проведено расследование несчастного случая с тяжелым исходом, перешедшего в смертельный, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> с фрезеровщиком ФИО4, по результатам которой вынесено заключение о том, что несчастный случай подлежит квалификации, как не связанный с производственным и не подлежит оформлению актом формы Н-1.

В ходе проведения проверки выявлено, что фрезеровщику К.А.АБ. не выдан костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий и не выданы средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее. При этом, согласно коллективному договору ООО «Белавтодеталь» на 2019 – 2021 годы следует, что фрезеровщикам необходимо выдавать костюм вискознолавсановый, ботинки хромовые, рукавицы комбинированные, очки защитные. Согласно инструкции № 5 по охране труда для фрезеровщика по обработке металла фрезеровщику положено выдать, в том числе, шлем защитный, средства индивидуальной защиты органов дыхания (противоаэрозольное).

В соответствии с пунктом 29 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 года N 997н (приложение к указанному приказу), фрезеровщик должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 2 штуки на 1,5 года; перчатки с полимерным покрытием в количестве 12 пар или перчатки с точечным покрытием - до износа; щиток защитный лицевой или очки защитные - до износа; средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее - до износа. При выполнении работ по охлаждению деталей смазочно-охлаждающими жидкостями дополнительно: фартук из полимерных материалов с нагрудником в количестве 2 штуки.

Из изложенного следует, что фрезеровщик должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, прямо перечисленными в пункте 29 названных Типовых норм для данных должностей.

Таким образом, Типовые нормы устанавливают минимальные требования к перечню средств индивидуальной защиты, выдаваемых работнику, в том числе выполняющему периодические работы, для защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов.

Из представленной личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты под фрезеровщика ФИО4 следует, что ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан костюм в количестве 1 штука, о чем имеется подпись. Последующие записи о выдаче и, соответственно, получении костюма для защиты, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания - отсутствуют.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

С указанным выводом согласиться нельзя.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними.

Элементами события административного правонарушения признаются место, время, способ и другие обстоятельства правонарушения.

Уполномоченные лица, исследуя обстоятельства правонарушения, выясняют: охраняются ли в данном конкретном случае общественные отношения, на которые совершено посягательство, мерами административной ответственности; имело ли место в определенный период времени действие, нарушающее правовые запреты, либо бездействие, нарушающее правовые предписания; по какой статье или статьям КоАП РФ квалифицируется совершенное деяние.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Белавтодеталь» и ФИО4 заключен трудовой договор, по условиям которого последним принято на себя выполнение трудовых обязанностей в должности по профессии фрезеровщик 5 разряда. В соответствии с пунктом 3.3 трудового договора работодатель обязан организовать труд работника, создать условия для безопасного и эффективного труда; обеспечить безопасные условия и охрану труда на рабочем месте с предоставлением компенсаций работнику за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труба; обеспечить работника оборудованием, инструментом, технической документацией и иными средствами, необходимыми для использования трудовых обязанностей.

Из должностных инструкций фрезеровщика, утвержденной Генеральным директором ООО «Белавтодеталь» ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2) следует, что он отвечает за следующие операции: проведение фрезерных работ в соответствии с требуемыми параметрами; установка особо крупных деталей в необходимых плоскостях и их выверка; установка последовательности операций по обработке заготовок на основе технологической карты; текущий контроль за качеством изготовления; доводка деталей до требуемых параметров; отрезание и разрезание заготовок с требуемой точностью; фрезирование инструментов с требуемой точностью; фрезирование точных деталей под различными углами; применение плазменно-механической обработки к особо прочным материалам.

В соответствии с пунктом 4.1 трудового договора условие труда на рабочем месте характеризуются как «Оптимальные».

Вместе с тем, в карте специальной оценки условий труда работников № 177А установлен второй класс условий фрезеровщику ФИО4; используемое оборудование: вертикально-фрезерный станок, горизонтально-фрезерный станок.

Как следует из Инструкции № 5 по охране труда для фрезировщика по обработке металла, утвержденной Генеральным директором ООО «Белавтодеталь» (ООО БП «АВТОДЕТАЛЬ» 18.12.2018 года Г.С.МБ. и согласованной с Председателем профкома 02.12.2018 года согласно Протокола № 40 (далее по тексту - Инструкция № 5) работа на фрезерных станках может сопровождаться наличием ряда вредных и опасных производственных факторов, в том числе: электрический ток; мелкая стружка и аэрозоли смазочно-охлаждающей жидкости; отлетающие кусочки металла; высокая температура поверхности обрабатываемых деталей и инструментов; температура, влажность скорость движения воздуха; повышенный уровень вибрации, движущиеся машины и механизмы, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; недостаточная освещенность рабочей зоны, наличие прямой и отраженной блескости, повышенная пульсация светового потока (пункт 1.10).

В соответствии с пунктом 1.11 этой же Инструкции при выполнении работы в соответствии с видом опасных и вредных производственных факторов, фрезеровщик обязан пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями: очками, респиратором, наушниками и др.) с обязательным выполнением правил личной гигиены.

В соответствии с пунктом 1.12 данной Инструкции в соответствии с Типовыми нормами выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты фрезеровщику положена бесплатная выдача следующих средств индивидуальной защиты: костюм х/б ГОСТ 27575-87 (на 12 месяцев), ботинки кожаные ГОСТ 12.4.137-84 (на 12 месяцев), рукавицы ГОСТ 12.4.010-75 (на 1 месяц), шлем защитный ГОСТ Р 12.4.207-99 (на 36 месяцев); очки защитные О34-У ГОСТ Р 12.4.013-97 (на 36 месяцев); средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольное ГОСТ 12.4.041-2001 (на 12 месяцев).

При проведении проверки государственному инспектору труда была представлена данная карточка. На момент проведения проверки отметки о выдаче костюма для защиты (в срок, предусмотренный как Инструкцией № 5, так и Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н) и средств индивидуальной защиты органов дыхания - в указанной карточке отсутствуют.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22.03.2021 по делу 12-2/2021 установлено, что ведомость выдачи респираторов за октябрь 2019 года, ведомость выдачи спец.одежды за сентябрь 2019 года, в которых имеются подписи фрезировщика ООО «БелАвтодеталь» ФИО4 об их получении представлены ООО «БелАвтодеталь».

В силу ч. 1 и ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

При этом, примечанием к ст. 1.5 КоАП РФ, предусмотрено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Диспозиция ч. 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ носит бланкетный характер, поэтому при описании в протоколе события административного правонарушения должностное лицо должно сослаться на нарушение лицом определенных требований, закрепленных отдельными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, свидетельствующие, в частности, о наличии события административного правонарушения, а также устанавливается лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность.

Также необходимо учитывать положения части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из вышеизложенного следует, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении государственным инспектором труда требования ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.

При изложенных данных вывод государственного инспектора труда о доказанности наличия в деянии общества события и состава вменяемого административного правонарушения нельзя признать сделанным с соблюдением требований ст.24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ФИО1 события административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

жалобу генерального директора ООО «Белебеевское предприятие «Автодеталь» ФИО1 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора труда ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Белебеевского

городского суда РБ: И.И. Мухамадьярова