№ 12-142/2023
Р Е Ш Е Н И Е
3 июля 2023 года г. Астрахань
Судья Советского районного суда г. Астрахани Аверьянова З.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Главного управления МЧС России по Астраханской области ФИО1 на постановление и.о. заместителя начальника Астраханской таможни ФИО2 <номер> от 4 апреля 2023 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением и.о. заместителя начальника Астраханской таможни ФИО2 от 4 апреля 2023 года <номер> Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, что составляет 968.39 руб.
ГУ МЧС России по АО обратился в суд с жалобой на постановление, просят суд постановление отменить, производство по делу прекратить, указывают, что при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушены процессуальные права ГУ МЧС России по АО на участие в рассмотрении дела., а также, что в действиях ГУ МЧС России по АО отсутствует состав административного правоотношения, поскольку товары в виде строительных материалов (согласно спецификации) ввезены на территорию Российской Федерации из Республики Туркменистан с целью оказания гуманитарной помощи для борьбы с новой короновирусной инфекцией, в связи с чем подлежали немедленной бесплатной раздаче. Сам характер гуманитарных товаров и их назначение предполагают, что они должны как можно скорее доставляться получателям. У ГУ МЧС России по АО отсутствовала возможность помещения данных товаров под какие-либо иные таможенные процедуры, так как в силу своего целевого назначения были полностью потреблены (бесплатно розданы). По всем товарам гуманитарной помощи завершена специальная таможенная процедура. Протоколом заседания Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ от 09.02.2021 года № 1 (74) утверждено удостоверение № 9818 о признании товаров технической помощью, в соответствии с которым товары в виде строительных материалов (согласно спецификации) для обеспечения выполнения мероприятий по борьбе с новой короновирусной инфекцией в Астраханской области являются технической помощью (содействием). В вышеуказанное удостоверение были внесены изменения, в части добавления конечного пользователя товара (полиэтилена и полипропилена) – ООО «Харабалинское дорожное ремонтно-строительное предприятие. В соответствии с пунктом 13 Перечня организаций ГБУЗ АО «Городская поликлиника № 8 им. Н.И. Пирогова» является участником проекта ТКМ 000001 «Оказание помощи из Республики Туркменистан в виде строительных материалов для борьбы с новой короновирусной инфекцией». Учитывая, что удостоверением № 9818, выданным в феврале 2021 года товары в виде строительных материалов для обеспечения выполнения мероприятий по борьбе с новой короновирусной инфекцией в Астраханской области были признаны технической помощью (содействием) и в силу своего целевого назначения подлежали бесплатной раздаче. Таким образом в действиях ГУ МЧС по АО отсутствует состав административного правонарушения по ч.2 ст. 16.19 КоАП РФ.
В судебном заседании представители ГУ МЧС России по АО ФИО3 доводы, изложенные в жалобе поддержала в полном объеме, просила суд жалобу удовлетворить, постановление Астраханской таможни, вынесенное в отношении директора ГУ МЧС России по АО отменить, производство по делу прекратить.
Представители Астраханской таможни ФИО4, ФИО5 полагали, что вынесенное постановление законно, административный материал содержит доказательства вины в совершенном административном правонарушении, процессуальных нарушений не допущено, представили письменный отзыв, просили жалобу оставить без удовлетворения, постановление без изменения.
Суд, выслушав представителей, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно материалам административного дела, 10.05.2020 года в зону деятельности таможенного поста Морской порт Оля Астраханской таможни на морском судне (паром) «Багтыяр» в адрес ГУ МЧС России по Астраханской области из <адрес> прибыли 25 товарных партий «Гуманитарная помощь» для населения Астраханской области.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 329 «О | перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру» ГУ МЧС России по Астраханской области на таможенный пост Морской порт Оля Астраханской таможни представлен перечень на товары, используемые в качестве ДТ при помещении под специальную таможенную процедуру импорт 90.
При помещении рассматриваемых товаров под специальную таможенную процедуру (им 90) по ДТ <номер>, в целях подтверждения статуса товаров «Гуманитарная помощь» ГУ МЧС России по Астраханской области предоставлены следующие документы: дарственный сертификат от 06.05.2020 года <номер>, письмо Министерства иностранных дел<адрес><номер>, перечень товаров, гарантийное обязательство от 10.05.2020 года <номер>. Для подтверждения страны происхождения товаров (Туркмения) гуманитарной помощи, предоставлены сертификаты о происхождении товаров.
Согласно представленному при декларировании товаров предварительному плану распределения товаров, передаваемых Республикой Туркменистан в качестве чрезвычайной помощи, часть товаров (продукты питания, медицинские материалы и текстильная продукция) подлежали последующей передаче в медицинские учреждения и изоляторы. Остальные товары(строительные материалы) подлежали размещению на складах ГУ МЧС России по
Астраханской области в связи с необходимостью получения удостоверения, выдаваемого Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, в целях подтверждения принадлежности ввезенного товара к гуманитарной и технической помощи.
В соответствии с пунктом 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру» товары, перемещаемые через таможенную границу Союза и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи государственными органами, их структурными подразделениями или организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством государств-членов, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, медицинских служб и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, организации и оказания медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.
Товары, указанные в части первой настоящего пункта, помещенные под специальную таможенную процедуру и вывезенные с таможенной территории Союза, за исключением полностью потребленных, уничтоженных и бесплатно розданных, должны быть ввезены обратно на таможенную территорию Союза или помещены под иную таможенную процедуру в сроки, установленные таможенным органом исходя из заявленных декларантом целей и сроков использования таких товаров.
При необходимости передачи прав владения, пользования и распоряжения товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, за исключением бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, специальная таможенная процедура должна быть изменена на иную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза до передачи прав владения, пользования и распоряжения такими товарами.
В целях завершения специальной таможенной процедуры в отношении товаров, ввезенных на территорию РФ в качестве гуманитарной помощи, оформленных в таможенном отношении по ДТ <номер>, ГУ МЧС России по Астраханской области 10 мая 2020 года на часть товаров в количестве 11 товаров: товар № 1 - «портландцемент»; товар №2 - «строительные блоки кирпич»; товар № 3 - «шпатлевка грунтовочная белая»; товар№4 - «шпатлевка финишная гипсовая»; товар № 5 - «трубы полипропиленовые»; товар №6-«фитинги для соединения»; товар № 7 - «трубы гофрированные строительные»; товар №8-«контейнеры из пластмасс»; товар № 9 - «мочевина гранулированная»;товар№10-«полиэтилен высокой плотности»; товар №11-«полипропилен», на Новороссийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) подана ДТ <номер>, однако 20.05. 2021 года должностным лицом таможенного поста в выпуске ДТ было отказано на основании п.п.2 п.1 ст. 125 ТК ЕАЭС (декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации).
11.05.2021 года ГУ МЧС России по Астраханской области в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 года № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары»(вместе с «Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары») подано на таможенный пост Морской порт Оля Астраханской таможни заявление (перечень товаров – кондитерские изделия, питьевая вода, томаты, морковь, капуста, текстильная продукция, вата) об оформлении.
В мае 2021 года ГУ МЧС России по Астраханской области было получено удостоверение, выдаваемое Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.
По результатам проведенного анализа представленных документов, должностным лицом таможенного поста Морской порт Оля Астраханской таможни в соответствии с п.п.1, 3 п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС принято решение об отказе в регистрации декларации на товары спредставлением перечня (п.п.1 таможенная декларация подана таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации; п.п. 3 не соблюдена форма таможенного декларирования).
Согласно п. 4 ст. 129 ТК ЕАЭС, 11.05. 2021 года в связи с не завершением ГУ МЧС России по АО в установленный срок специальной таможенной процедуры данная процедура была прекращена.
В мае 2021 года ГУ МЧС России по АО было получено удостоверение, выдаваемое Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.
Начиная с октября 2021 года по июль 2022 год ГУ МЧС России по АО было подано 34 декларации на товары на Новороссийский таможенный пост с целью декларирования товаров – строительные материалы, которые в соответствии с удостоверением были признаны гуманитарной и технической помощью. По трем ДТ приняты решения об отказе в выпуске товаров, одной ДТ принято решение об отзыве по мотивированному обращению декларанта.
Также по результатам проведенного таможенным органом анализа было установлено, что по декларациям на товары, оформленным Новороссисйким ЦЭД, были оформлены товары в количестве, не совпадающем с тем, который был заявлен в ДТ <номер>.
Письмом ГУ МЧС России по АО от 07.11.2022 года № ИВ-218-3861 в Астраханскую таможню была представлена информация о том, что часть товаров (техническая помощь) была переданы в учреждения здравоохранения Астраханской области в соответствии с передаточными актами на основании договоров о передаче товаров в виде безвозмездной технической помощи от 16 декабря 2020 года в апреле 2021 года.
При этом, удостоверение, выдаваемое Комиссией по вопросам международной I гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, было получено ГУ МЧС по Астраханской области в мае 2021 года, а декларирование товаров, поступивших в качестве технической помощи, с целью помещения под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, осуществлялось в период с октября 2021 года по июль 2022 года.
Таким образом, ГУ МЧС России по Астраханской области в нарушение пункта 21 постановления Правительства РФ № 218 от 13 марта 2015 года переданы права владения, пользования или распоряжения товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру и ввезенными на территорию ЕАЭС, до помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с ТК ЕАЭС, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.
На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Административный орган обоснованно пришел к выводу, что в действиях ГУ МЧС России по АО имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, в связи с чем законно вынес постановление о привлечении к административной ответственности.
Доводы жалобы о нарушении процессуальных прав в связи с отсутствием законного представителя при составлении протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушениях по причине выезда начальника ГУ МЧС России по АО за пределы Астраханской области являются несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела об административном правонарушении ГУ МЧС России по АО был надлежащим образом и заблаговременно извещен о рассмотрении дела.
Доводы о том, что только руководитель ГУ МЧС России по АО должен участвовать при рассмотрении дела также несостоятельны, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ предусмотрено, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Вопреки утверждению заявителя требования части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела не нарушены.
Довод жалобы о том, что под специальную таможенную процедуру были помещены товары гуманитарной помощи, в связи с чем необходимо было передать товары оперативно и у ГУ МЧС по АО отсутствовала возможность помещения указанных товаров под таможенную процедуру для ее завершения, также судом не могут быть приняты во внимание, поскольку как следует из удостоверений, указанные товары являются технической помощью (содействием), и не являются товаром, имеющим ограниченный срок использования и особые условия хранения.
Кроме того, товар поступил в адрес ГУ МЧС России по АО и продекларирован по ДТ <номер> в мае 2020 года, однако передача осуществлена только в апреле 2021 года.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе требований о полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, принципов законности и презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о привлечении ГУ МЧС России по АО к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел и в пределах, определенных санкцией ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 этого Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1).
В соответствии с ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Каких-либо доказательств применительно к обстоятельствам настоящего дела о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений не представлено, сведений об иных нарушениях в постановлении не содержится.
С учетом того, что ГУ МЧС России по АО ранее не привлекалось к административной ответственности, совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, либо других негативных последствий, то суд считает возможным изменить назначенное наказание, заменив административный штраф на предупреждение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, ст. 3.4 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление <номер> от 4 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ в отношении Главного управления МЧС России по Астраханской области изменить, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, что составляет 968.39 руб. на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии решения через районный суд вынесший решение.
Судья З.Д. Аверьянова