ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1430/2016 от 21.09.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 12-1430/2016

судья: Шукальский В.В.

РЕШЕНИЕ

21 сентября 2016 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Хожаинова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Красногвардейского района на постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением Красногвардейского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора Красногвардейского района ФИО5 принес протест, в котором просит отменить обжалуемое постановление и вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. В обоснование протеста указано, что председателем Красногвардейского сельского совета – главой администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 умышленно не выполнены требования прокурора, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, а также не приняты меры к устранению выявленных нарушений закона, вытекающих из его полномочий, в связи с чем отсутствовали основания для прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения. Информация о результатах рассмотрения представления поступила в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ При этом меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, не приняты, информация о рассмотрении представления в прокуратуру района поступила не в полном объеме. Кроме того, судом первой инстанции не выяснены обстоятельства, на которые Верховный Суд Республики Крым указал в решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу . В судебном порядке представление заместителя прокурора от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловано, недействительным не признано, в связи с чем отсутствуют законные основания для невыполнения содержащихся в нем требований.

В судебном заседании старший помощник прокурора Красногвардейского района Республики Крым ФИО6 поддержала доводы протеста в полном объеме.

ФИО1, его защитники ФИО7, ФИО8 против удовлетворения протеста возражали, считают постановление суда первой инстанции законным и обоснованным.

Выслушав явившихся участников, проверив материалы дела, изучив доводы протеста, считаю необходимым указать следующее.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Указанным Федеральным законом в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. 2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Согласно части 1 статьи 22 данного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Из материалов следует, что согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении прокуратурой Красногвардейского района Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения прав граждан на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан на территории Красногвардейского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что МУП «Красногвардейское ЖКХ» разработан план текущего ремонта, профилактического осмотра кровель, элементов конструктивных жилых домов поселения, который не выполняется. Согласно плану в жилом доме, расположенном на территории поселения по <адрес>, должен проводиться текущий ремонт, профилактический осмотр кровель, конструктивных элементов дома <данные изъяты>, <данные изъяты>. Отчёты о выполненной работе по проведению текущего ремонта, профилактического осмотра кровель жилых домов в указанные периоды директор МУП «Красногвардейское ЖКХ», в нарушение положений действующего законодательства, не предоставил, что свидетельствует о невыполнении запланированных работ. В нарушение п.9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, акты об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома, отсутствуют. МУП «Красногвардейское ЖКХ» в полном объеме не проводятся работы по надлежащему содержанию систем вентиляции и дымоудаления, индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах, содержанию систем отопления, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах, испытания на прочность и плотность узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления, иные работы, предусмотренные Разделом II минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, что порождает многочисленные жалобы граждан, в том числе и в органы прокуратуры. Кроме того, МУП «Красногвардейское ЖКХ» не выполняется разработанный самим предприятием план технического обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения на <данные изъяты> год, а также план технического обслуживания сетей теплоснабжения и тепловых пунктов на <данные изъяты> год и план технического обслуживания и ремонта сетей теплоснабжения и тепловых пунктов в МКД на <данные изъяты> год.

Заместителем прокурора Красногвардейского района ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на рассмотрение председателю Красногвардейского сельского совета – главе администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 внесено мотивированное представление с требованием о его рассмотрении с участием прокурора, принятии действенных мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности директора МУП «Красногвардейское ЖКХ» ФИО8 за допущенные нарушения законодательства.

Информация о результатах рассмотрения представления поступила в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). При этом меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, не приняты, информация о рассмотрении представления в прокуратуру района поступила не в полном объеме, в ответе на представление не указана информация о конкретно принятых мерах и их результатах, что свидетельствует о невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Красногвардейского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Судья районного суда, прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, исходил из того, что непосредственное устранение нарушений закона, о которых указано в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, не входит в полномочия председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1, а относится к обязанностям директора МУП «Красногвардейское ЖКХ». Требование о привлечении директора МУП «Красногвардейское ЖКХ» ФИО8 к дисциплинарной ответственности не относится к полномочиям прокурора, поскольку является правом работодателя и производится в порядке, установленном действующим законодательством. Несогласие заместителя прокурора Красногвардейского района с содержанием и полнотой ответа от ДД.ММ.ГГГГ, полученного по результатам рассмотрения представления, также не может служить основанием для привлечения к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена, административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судьей первой инстанции, в нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.

Так, при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ не проверено должным образом выполнение должностным лицом требований представления от ДД.ММ.ГГГГ и его законность в полном объеме с учетом изложенных в представлении прокурора ссылок на правовые акты: Распоряжение Главы Республики Крым от 26 декабря 2014 года № 327-рг «Об урегулировании правоотношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Крым», «Правила оказания услуг и выполнение работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, а также с учетом положений Устава муниципального образования Красногвардейское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым.

Представление заместителя прокурора Красногвардейского района от ДД.ММ.ГГГГ изложено в точных и конкретных формулировках.

Само по себе несогласие с представлением прокурора не является основанием для его неисполнения. В материалах дела отсутствуют данные об обжаловании представления прокурора в установленном порядке.

Вывод судьи районного суда о необходимости прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, был сделан без учета указаний, содержащихся в решении Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (дело ), основан на неполно и не всесторонне исследованных и оцененных доказательствах по делу.

Выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение для принятия решения по данному делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, считаю доводы протеста заслуживающими внимания, а выводы суда первой инстанции - преждевременными, и поскольку срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек, постановление судьи Красногвардейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Красногвардейский районный суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принять необходимые меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Красногвардейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении председателя Красногвардейского сельского совета - главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Красногвардейский районный суд Республики ФИО2 на новое рассмотрение.

Судья О.В. Хожаинова