ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1430/2021 от 02.12.2021 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12-1430/2021

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 02 декабря 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Галахова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№... в отношении должностного лица – ФИО1, бывшего председателя комитета информационных технологий Волгоградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

с участием заявителя ФИО1, представителя Комитата финансов Волгоградской области ФИО3

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№... должностное лицо – ФИО1, бывший председатель комитета информационных технологий Волгоградской области признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указал, что постановлением о назначении наказания утверждается, что дополнительным соглашением дополнены объемы работ, ранее не предусмотренные контрактом, т.е. изменены объемы работ более чем на 10%, изменены существенные условия госконтракта и утверждается что такую закупку следовало проводить конкурентными способами. С данными выводами ФИО1 не соглашен, т.к. госконтрактом предусматривается создание и обеспечение работоспособности сегментов системы вызова экстренных служб по единому номеру 112. При этом в рамках контракта подрядчик выполняет работы по настойке программного обеспечения, организации каналов передачи данных и информационного взаимодействия между 310 АРМ экстренных служб и расположенными в 30 муниципальных образованиях на территории области и Центром обработки вызовов, расположенным в г. Волгограде. Дополнительным соглашением предусматривается организация и обеспечения информационного взаимодействия с 5 АРМ экстренных служб ЦОВ, организующих работу экстренных служб на территориях Астраханской, Воронежской, Саратовской, Ростовской областей и респ. Калмыкия), а также организация каналов передачи данных для обеспечения этого информационного взаимодействия, т.е. к 310 АРМ диспетчерских служб добавляются 5 АРМ экстренных службы, расположенных в ЦОВ на сопредельных территориях. Поскольку контрактом предусматривалась организация каналов передачи данных и настойка программного обеспечения по обмену информации между ЦОВ и 310 АРМ, увеличение объемов работ на 5 дополнительных АРМ, увеличивает объем работ на 1,6% и приводит к увеличению цены контракта на 4 905 549,6 рублей, что 0,8% от первоначальной цены, что не противоречит действующему законодательству. Одновременно просил восстановить срок на обжалование постановления от 11.08.2021г.

В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержал, просит производство по делу прекратить, пояснил, что с апреля 2021г. не является председателем Комитета информационных технологий Волгоградской области. Квартира №...... г. Волгограда являлась временным жильем, регистрация в ней была также временная. В период июнь – сентябрь 2021г. по указанному адресу он не проживал. Однако по месту его жительства и постоянной прописки в Московской области, извещение и постановление не направлялись.

Представитель Комитета финансов Волгоградской области ФИО3 в судебном заседании возражал против доводов жалобы, полагал обжалуемое постановление законным и обоснованным.

.Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1. - 25.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

На основании ч.1 и ч.2 ст. 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

При разрешении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение с жалобой учитываю, что по представленным в деле данным копия постановления по делу об административном правонарушении направлена в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, по адресу временной регистрации в г. Волгограде – ... – 61, идентификатор 80089863870148, не было ФИО1 и возвратилось отправителю по иным обстоятельствам. 04.10.2021г. копия постановления была получена ФИО1, 13.10.2021г. жалоба направлена по почте в суд. Учитывая, изложенное суд находит, что срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе; нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО4 к административной ответственности), при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Как установлено в судебном заседании, в комитет финансов Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ (вх. №...) на рассмотрение поступила информация от контрольно-счетной палаты Волгоградской области о результатах плановой проверки комитета информационных технологий Волгоградской области (далее - Комитет) проведенной специалистами КСП ВО, по вопросу законности, эффективности (экономности и результативности) использования бюджетных средств, заправленных на создание, развитие и обеспечение функционирования системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Волгоградской области в 2019-2020 годах и истекшем периоде 2021 года.

Согласно предоставленной КСП ВО информации проведенным контрольным мероприятием установлены отдельные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Комитетом с ПАО «Ростелеком» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№... на создание сегментов системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в 30 муниципальных образованиях Волгоградской области и дооснащению сегмента системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в городском округе город-герой Волгоград для государственных нужд Волгоградской области (далее - контракт №...), идентификационный номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок 1723444145№... 46311244.

Пунктом 2.1 контракта №... в соответствии с результатами рассмотрения заявки единственного участника аукциона в электронной форме "протокол №....2ЭА от ДД.ММ.ГГГГ) установлена цена контракта - 516416539,00 рублей, в том числе НДС 18%. Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 95 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 2.4. контракта №...).

Согласно пункту 1.2 контракта №... объем, порядок, условия, место и сроки выполнения работ по контракту определены Техническим заданием (Приложение № I к контракту №...). Первоначально приложение № з «Спецификация» к контракту №... не содержало каких- либо данных.

В период исполнения контракта неоднократно в него вносились изменения, а именно: - дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№... к контракту №... приложение №... «Спецификация» изложено в новой редакции. Спецификация предусматривает состав, количество, цену и сумму оборудования программного обеспечения, а также наименование, цену и сумму работ. Общая цена оборудования программного обеспечения и работ по спецификации соответствует цене контракта и составляет 616416539,00 рублей;

- дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№... к контракту №... внесены изменения в цену контракта, техническое задание и спецификацию. С учетом внесенных изменений цена контракта составила 621367730,6 рублей;

- дополнительным соглашением от 04.02.2021 №... к контракту №... внесены изменения в цену контракта, объем выполняемых работ, указанных в приложении №... «Техническое задание», в приложение №... -«Спецификация». Цена контракта по дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№... выросла на 4905549,6 рублей (или 0,8% от первоначальной цены контракта) и составила 626273280,20 рублей.

В приложение №... «Техническое задание» дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№... изменен объем видов работ за счет добавления новых видов выполняемых работ, а именно: - (п.ДД.ММ.ГГГГ) организация и обеспечение информационного взаимодействия при обеспечении вызова экстренных служб по единому номеру «112» на сопредельных территориях Волгоградской и Астраханской областей; (п ДД.ММ.ГГГГ) организация и обеспечение информационного взаимодействия при обеспечении вызова экстренных служб по единому номеру «112» на сопредельных территориях Волгоградской и Республики Калмыкии. Также, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№... приложение №... «Спецификация» дополнено следующими работами, ранее не предусмотренными контрактом: организация и обеспечение информационного взаимодействия при обеспечении вызова экстренных служб по единому номеру «112» на сопредельных территориях Волгоградской и Астраханской областей, стоимость работ 2100000 рублей; организация и обеспечение информационного взаимодействия при обеспечении вызова экстренных служб по единому номеру «112» на сопредельных территориях Волгоградской и Республики Калмыкии, стоимость работ 2100000 рублей; организация и представление каналов передачи данных для обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112» на сопредельных территориях Волгоградской и Саратовской областей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ 201585,6 рублей; организация и представление каналов передачи данных для обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112» на сопредельных территориях Волгоградской и Ростовской областей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ 201585,6 рублей; организация и представление каналов передачи данных для обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112» на сопредельных территориях Волгоградской и Воронежской областей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ 201585,6 рублей; организация и представление каналов передачи данных для обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112» на сопредельных территориях Волгоградской и Республики Калмыкия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ 100792,8 рублей.

По условиям пункта 8.1 контракта №... изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях, предусмотренных частью 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ, в том числе: по согласованию сторон в ходе исполнения контракта допускается снижение цены контракта без изменения предусмотренного контрактом объема работ, качества выполняемых работ и иных условий контракта (подпункт 8.1.1). при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, Заказчик по согласованию с Подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем работ. При этом по соглашению Сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объема работ Стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы (подпункт 8.1.2).

Пунктом 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ определено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, доеду смотренных статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ определено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Частью 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно части 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей заполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке авансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Исходя из вышеизложенного, условия об объемах, подлежащих к выполнению работ, являются одними из существенных условий контракта на осуществление работ для государственных (муниципальных) нужд.

Комитет в нарушение требований части 1 статьи 95 Закона №44-ФЗ заключил дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№... к контракту №..., которым дополнены объемы работ, ранее не предусмотренные контрактом, то есть изменены объемы работ более чем на десять процентов, что привело к увеличению цены контракта на 4905549,6 рублей (или 0,8% от первоначальной цены контракта).

Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№... к контракту №... подписано со стороны заказчика председателем комитета информационных технологий Волгоградской области ФИО1.

Ответственность за изменение существенных условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.

Санкция части 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусматривает ответственность должностных лиц.

В связи с изложенным, 21.07.2021г. старшим консультантом отдела внутреннего государственного финансового контроля контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении.

11.08.2021г. вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Исходя из ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья (должностное лицо), в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Статьей 25.15 КоАП РФ предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Представленные суду материалы дела об административном правонарушении не позволяют сделать вывод о том, что при производстве по настоящему делу об административном правонарушении приведенные требования процессуального закона были соблюдены.

Как видно из представленных материалов, при составлении протокола об административном правонарушении, ФИО1 не присутствовал. Извещение о времени и месте рассмотрения дела на 11.08.2021г., направлено в адрес ФИО1 по адресу его временной регистрации в г. Волгограде – ..., извещение на 11.08.2021г. направлено 03.08.2021г. (идентификатор №...) и было возвращено отправителю по иным обстоятельствам. По месту жительства и постоянной регистрации ФИО1 – Московская область, Наро – Фоминский район, ..., извещения ему не направлялись. При этом, у должностных лиц Комитета финансов Волгоградской области имелись сведения о месте постоянной регистрации ФИО1, поскольку сведения о нем содержатся в трудовом договоре представленным в материалах дела.

Таким образом, при вынесении постановления в отношении ФИО1 должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения, повлекшие за собой нарушение прав заявителя на участие при рассмотрении дела, что повлияло на возможность принятия обоснованного решения по делу.

При таких обстоятельствах, постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№... нельзя признать законным в виду допущенных по делу существенных процессуальных нарушениях, в связи с чем, оно подлежит отмене.

Поскольку на дату рассмотрения настоящего дела, срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№..., которым должностное лицо – ФИО1, бывший председатель комитета информационных технологий Волгоградской области признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей – отменить, дело направить на новое рассмотрение в Комитет финансов Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Галахова И.В.