ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1431/2021 от 27.12.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)

28RS0004-01-2021-011937-25

Дело № 12-1431/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Астафьева Т.С.,

При секретаре Дробяскиной К.А.

С участием защитников министра социальной защиты населения Амурской области Киселевой Н.В. - Гайдаш А.С., Токарь С.АП., Орловой К.Н., представителя УФК по Амурской области Картавцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра социальной защиты населения Амурской области Киселевой Натальи Викторовны на постановление заместителя руководителя УФК по Амурской области от 01 октября 201 года № 23-19 20/2021-419 по делу об административном правонарушении,

УС Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области № 23-19-20/2021-76 от 01.10.2021 г. должностное лицо – замещающая должность министра социальной защиты населения Амурской области Киселева Наталья Викторовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, министр социальной защиты населения Амурской области Киселева Н.В. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, указав, что в обжалуемом постановлении указано, что недостижение значений результатов использования трансферта и не обеспечение возврата средств в федеральный бюджет в срок до 01.06.2021 г. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ. Вместе с тем, пунктом 24 Правил № 1327 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 г. (далее Правила № 1327), установлено, что в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря текущего финансового года плановое значение результата использования трансфертов не достигнуто, размер средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления трансфертов, определяется по формуле, указанной в данном пункте Правил № 1327. При этом, в соответствии с пунктами 27 и 34 Правил № 1327, пунктами 4.1.2-4.1.4 пункта 4.1 раздела IV Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации № 069-17-2020-004 (в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2020 № 069-17-2020-004/1) (далее - Соглашение) расчет средств трансферта, подлежащих возврату в федеральный бюджет, а также направление в министерство соответствующего требования должно было осуществляться Минстроем РФ. Между тем, до настоящего времени (15.10.2021 г.) ни в Правительство Амурской области, ни в министерство требование о возврате средств трансферта из Минстроя РФ не поступало. Указывает, что в рассматриваемом случае отсутствует вина министра социальной защиты населения Амурской области Киселевой Н.В.. Должностное лицо, в той мере, в какой это зависит от нее, надлежащим образом выполняло свои должностные обязанности по исполнению условий Соглашения. На самостоятельный расчет средств с целью их возврата в федеральный бюджет в связи с недостижением значений результатов предоставления трансферта в соответствии с пунктом 24 Правил № 1327 ни Правительство Амурской области, ни министерство не были уполномочены. Таким образом, отсутствует как объективная сторона вменяемого состава административного правонарушения, выразившаяся в виновных действиях (бездействии) Киселевой Н.В. по возврату средств трансферта в федеральный бюджет, так и само событие правонарушения. Порядок и условия предоставления трансферта, установленные Правилами № 1327 и Соглашением, министерством полностью соблюдены.

Срок на подачу жалобы не пропущен.

В судебном заседании защитники министра социальной защиты населения Амурской области Киселевой Н.В. - Гайдаш А.С., Токарь С.АП., Орлова К.Н. на доводах жалобы настаивали, просили постановление должностного лица отменить, в дополнение указали, что пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 16.10.2019 г. №1327 (далее - Правила №1327) (в редакции от 16.10.2019 г.), установлено, что для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мероприятий, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечни жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по форме согласно приложениям № 1 и 2 к Правилам № 1327 (далее - перечни), в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений и общая площадь поврежденных жилых помещений. Вместе с тем, в силу п. 9 Правил №1327 размер трансфертов на цели, предусмотренные подпунктами "а", "в" и "г" пункта 5 настоящих Правил, рассчитывается исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения. Таким образом, исходя из приведенных норм Правил № 1327 объем иных межбюджетных трансфертов на предоставление выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 г. на территории Амурской области определялся исходя из общей площади жилых помещений 4617 кв. метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Амурской области 59 567 рублей, установленной приказом Минстроя России от 18.09.2019 № 553/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2019 года», и составил 272 270,7 тыс. руб. ((4617 кв. м х 59567 руб.)х 99%). Объем иных межбюджетных трансфертов на предоставление выплат гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 г. на территории Амурской области определялся исходя из общей площади жилых помещений 8887,2 кв. метров и стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения в размере 6 тыс. рублей, и составил 52790 тыс. рублей ((8887,2 кв. м х 6000 руб.) х99%). При этом, учитывая, что размер конкретной выплаты, предоставляемой гражданину, напрямую зависит от количества собственников (лиц, проживающих) в утраченном (поврежденном) жилом помещении и рассчитывается исходя из нормы площади, установленной п. 9 Правил №1327, достижение установленного Соглашением показателя, который рассчитывался исходя из общей площади утраченных (поврежденных) жилых помещений по факту невозможно. В связи с чем, недостижение установленного Соглашением показателя не свидетельствует о нарушении министерством социальной защиты населения области целей, установленных при предоставленных трансферта и порядка расходования предоставленных денежных средств. Кроме того, достижение установленных показателей зависело не только от действий должностного лица, но и от волеизъявления и действий самих лиц, участвующих в мероприятии. В материалах дела не представлено доказательств того, что Киселевой Н.В. не были предприняты все зависящие меры по достижению установленных Соглашением показателей. Фактически причиной не достижения показателей явилось обеспечение жилыми помещениями всех граждан, пострадавших в результате ЧС, обратившихся за получением соответствующей выплаты (графа 8 отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на 01.01.2021г). В этой связи представляется не только несправедливым, но и абсурдным привлечение к ответственности Киселевой Н.В. за не достижение показателя, который достигнуть было невозможно в силу объективных причин - отсутствия пострадавших граждан. Более того, согласно пункту 27 Правил №1327 оценка эффективности использования трансфертов в отчетном финансовом году осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации путем сравнения планового значения результата использования трансфертов, указанного в соглашении о предоставлении трансфертов, и фактически достигнутого значения результата использования трансфертов. Пункт 4.1.3 Соглашения содержит аналогичные положения. В связи с чем, именно на Минстрой РФ возложена обязанность оценивать эффективность использования субъектом предоставленных денежных средств на основании отчетов представленных субъектом. Однако информация о неэффективном использовании предоставленных денежных средств от Минстроя РФ в адрес министерство социальной защиты населения области не поступала. Довод представителя УФК по Амурской области о том, что министерством социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство) должным образом не проведена работа по информированию Минстроя РФ о возможном не достижении показателя в связи с отсутствием соответствующей переписки нахожу несостоятельным, поскольку обязанность по ведению такой переписки не возложена на министерство ни Соглашением, ни Правилами № 1327. Отсутствие переписки не свидетельствует о ненадлежащей работе министерства в рамках Соглашения.

В судебном заседании представитель УФК по Амурской области Картавцевой С.В. возражала против доводов жалобы, указав что доводы о том, что невыполнение обязательств по достижению значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП, поскольку данное обязательство не является условием предоставления (расходования) иного межбюджетного трансферта, является несостоятельным по следующим основаниям. Требования, связанные с эффективностью реализации мероприятий в рамках расходования межбюджетных трансфертов бюджетами субъектов Российской Федерации, и порядок возврата средств субъектами Российской Федерации в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе, и в части недостижения значений показателей результативности использования межбюджетных трансфертов закреплены Правилами от 16.10.2019 г. № 1327. Пунктом 1 Правил от 16.10.2019 № 1327 предусмотрено, что они устанавливают порядок, цели и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации. Правилами от 16.10.2019 № 1327 установлено, что предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется на основании заключенного соглашения. Пунктом 6.1.1. Соглашения от 25.03.2020 № 069-17-2020-004 установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минстроем России, на который со стороны Субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения от 25.03.2020 № 069-17-2020-004 и представление отчетности, является министерство социальной защиты населения Амурской области. Пунктом 27 Правил от 16.10.2019 № 1327 оценка эффективности предоставления трансфертов в отчетном финансовом году осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации путем сравнения планового значения результата предоставления трансфертов, указанного в соглашении о предоставлении трансфертов, и фактически достигнутого значения результата предоставления трансфертов. Однако, как установлено контрольным мероприятием, по состоянию на 01.01.2021 г. достижение значений показателей, обеспечено не было. Таким образом, недостижение значений показателей результативности (т.е. недостижение результатов предоставления Иного межбюджетного трансферта), нарушает порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, установленный правилами от 16.10.2019 № 1327, согласно которому оценка эффективности предоставления иного межбюджетного трансферта осуществляется на основании фактически достигнутых субъектом значений результатов представления иного межбюджетного трансферта, установленных Соглашением, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП. Согласно Соглашению, именно на Министерство губернатором Амурской области была возложена ответственность за его исполнение и реализацию. Киселевой Н.В. как руководителем Министерства, назначенного ответственным за исполнение Соглашения, не было предпринято мер для внесения изменений в Соглашение в части показателей результативности, в случае невозможности их достижения, что позволяет Соглашение в силу пункта 7.3 и Правила 1327 и не организована работа в части указанных показателей с Минстроем. Указанное свидетельствует об отсутствии активности Министерства во взаимодействии с Минстроем, которым доводились денежные средства и который осуществляет контроль расходования, предоставленного иного межбюджетного трансферта. Учреждением не представлено документов в подтверждение принятия мер по недопущению выявленного нарушения. Министерством в дополнительных пояснениях указано, что обязанность по ведению переписки с Минстроем России на Министерство не возложена. Вместе с тем, пунктом 6.1.1. Соглашения от 25.03.2020 № 069-17-2020-004 установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минстроем России, является министерство социальной защиты населения Амурской области. Таким образом, на Министерство возложена обязанность по взаимодействию, а факт переписки мог бы подтвердить осуществление такого взаимодействия и работы, а также подтвердить принятие мер для недопущения нарушений, кроме того, после проверки УФК по Амурской области и направления информации в соответствующие органы, требование о возврате средств сразу было предъявлено в Министерство. Кроме того, доводы Министерства о том, что требования о возврате денежных средств в связи с не достижением показателей результативности предоставления иного межбюджетного трансферта Минстроем не предъявлялись, в связи с чем, невозврат денежных средств не является нарушением, являются несостоятельными, поскольку обязанность по возврату денежных средств в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления трансфертов (V возврата), в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря текущего финансового года плановое значение результата использования трансфертов не достигнуто, в силу п. 24 Правил 1327 возложена на Министерство. Соглашение также предусматривает такую обязанность в случае требований со стороны Минстроя. Министерство знало и осознавало, что показатели не были достигнуты, что средства должны быть возвращены и в какой срок. Ссылка на отсутствие требований Минстроя, не освобождает от вины, пунктом 6.1.1. Соглашения от 25.03.2020 № 069-17-2020-004 на Министерство возложена обязанность осуществлять взаимодействие с Минстроем России, в связи с чем, Министерство обязано было также самостоятельно принимать меры по недопущению выявленного нарушения. На сегодняшней день денежные средства возвращены в Минстрой России, вместе с тем, устранение нарушения после вынесения постановления по делу об административном правонарушении не свидетельствует об отсутствии самого факта события административного правонарушения, а является способом устранения нарушения законодательства. На основании изложенного, просит постановление должного лица оставить без изменения.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела в полном объеме, а также довода жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 132.1 БК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 132.1 БК РФ).

Согласно статье 130 БК РФ правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 (далее - Правила N 1327).

Согласно пункту 5 Правил N 1327, трансферы предоставляются в том числе, на выплаты гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений; гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.

Пунктом 8 Правил N 1327 установлено, что мероприятия реализуются однократно в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в силу пункта 2 статьи 18 названного закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Во исполнение требований Правил № 1327, распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 441-р, постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 г. № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области (далее- Правила № 595).

Правилами № 1327 от 16.10.2019 года предусмотрено, что предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется на основании заключенного соглашения.

Пунктом 23 указанных Правил предусмотрено, что плановое значение результата использования трансфертов указывается в соглашении о предоставлении трансфертов в соответствии с актом Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований на софинансирование реализации мероприятий.

25.03.2020 г. между Правительством Амурской области и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской федерации № 069-17-2020-004 (в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2020 № 069-17-2020-004/1) (далее - Соглашение).

Подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 раздела VI Соглашения предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Амурской области, осуществляющим взаимодействие с Минстроем России, на который со стороны Правительства Амурской области возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения и представление отчетности, является министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство).

В соответствии с пунктом 4.3 раздела IV Соглашения Правительство Амурской области обязуется:

1) обеспечивать исполнение требований Минстроя РФ по возврату средств в федеральный бюджет, если Правилами № 1327 предусматриваются положения о возврате средств в федеральный бюджет за нарушение обязательств по достижению результатов предоставления трансферта (пункт 4.3.2);

2) обеспечивать достижение значений результатов предоставления трансферта, установленных в приложении № 3 к Соглашению (пункт 4.3.3);

3) обеспечивать представление в Минстрой РФ отчеты о достижении результатов предоставления трансферта не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором был получен трансферт (подпункт 4.3.6.2 пункта 4.3.6);

4) возвратить в федеральный бюджет не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств трансферта в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 4.3.8).

В свою очередь Минстрой РФ в силу пункта 4.1 раздела IV Соглашения обязуется:

1) осуществлять контроль за соблюдением Правительством Амурской области условий предоставления трансферта и других обязательств, предусмотренных Соглашением (пункт 4.1.2);

2) осуществлять оценку результатов предоставления трансфертов, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения, на основании данных предоставляемой отчетности (пункт 4.1.3);

3) в случае, если по состоянию на 31 декабря года предоставления трансферта допущены нарушения обязательств, предусмотренных подпунктом 4.3.3 Соглашения, и в срок до 31.01.2021, следующего за годом предоставления трансферта, указанные нарушения не устранены, рассчитать объем средств, подлежащий возврату из бюджета Амурской области в федеральный бюджет в соответствии с Правилами № 1327, и направить Правительству Амурской области требование о возврате средств трансферта в федеральный бюджет в указанном объеме (пункт 4.1.4).

При этом пунктом 24 Правил от 16.10.2019 № 1327 предусмотрено, что в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря текущего финансового года плановое значение результата использования трансфертов не достигнуто, размер средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления трансфертов (V возврата) определяется по формуле.

Как следует из представленных материалов, Управлением Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области) с 23.07.2021г. по 30.08.2021г. на основании приказа УФК по Амурской области от 21.07.202г.1 № 309 «О назначении плановой выездной проверки министерства социальной защиты населения Амурской области» (в редакции приказов УФК по Амурской области от 29.07.2021 № 320, от 29.07.2021 № 321, от 13.08.2021 № 349), в соответствии с пунктом 21 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Амурской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 29.12.2020г. руководителем УФК по Амурской области, проведена выездная проверка по предоставлению и использованию иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, предоставленного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. № 441-р в министерстве социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство) за 2020 год, по результатам которой установлено нарушение порядка расходования межбюджетных трансфертов.

А именно, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020г. № 441-р (далее - Распоряжение от 27.02.2020 № 441-р) утверждены выделенные в 2020 году Минстрою России бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам Амурской области, Хабаровского края и Еврейской автономной области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе бюджету Амурской области до 327 132,6 тыс. рублей, из них в том числе:

до 272 270,7 тыс. рублей - на предоставление выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области, имея ввиду предоставление выплат таким гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений общей площадью 4617 кв. метров и обеспечение уровня софинансирования расходного обязательства бюджета Амурской области, связанного с реализацией указанных мер, за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 99 процентов;

до 52 790 тыс, рублей - на предоставление выплат гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области, имея ввиду предоставление выплат таким гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений общей площадью 8887,2 кв. метра и обеспечение уровня софинансирования расходного обязательства бюджета Амурской области, связанного с реализацией указанных мер, за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 99 процентов.

Вместе с тем, согласно отчету о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на 01.01.2021г., подписанному министром социальной защиты населения Амурской области Киселевой Н.В, сформированному в системе «Электронный бюджет», по двум мероприятиям фактическое значение результата составляет меньше планового, что свидетельствует о недостижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, в том числе:

«Предоставление выплат гражданам на приобретение или строительств жилых помещений общей площадью» по коду строки 02 составляет: по плану 461 кв.м, по факту 4533,8 кв.м, значение результата не достигнуто на 83,2 кв.м;

«Предоставление выплат гражданам на осуществление капитального ремонт поврежденных жилых помещений общей площадью» по коду строки 03 составляет по плану 8887,2 кв.м, по факту 8288,44 кв.м, значение результат не достигнуто на 598,76 кв.м.

При этом в связи с необеспечением в 2020 году достижения значений результатов использования иного межбюджетного трансферта в отношении двух мероприятий: «Предоставление выплат гражданам на приобретение или строительство жилых помещений», «Предоставление выплат гражданам на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений», министерством социальной защиты населения Амурской области в соответствие с пп. 4.3.2 пункта 4.3 Соглашения от 25.03.2020г. № 069-17-2020-004 не обеспечен возврат средств в сумме 886129,05 рублей в федеральный бюджет в срок до 01.06.2021г.

Выявленные нарушения явились основанием для составления 20.09.2020 г. должностным лицом УФК по Амурской области протокола об административном правонарушении № 23-23-10/2021-76 в отношении должностного лица - замещающей должность министра социальной защиты населения Амурской области Киселевой Н.В.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области № 23-19-20/2021-76 от 01.10.2021 г. должностное лицо – замещающая должность министра социальной защиты населения Амурской области Киселева Наталья Викторовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Вместе с тем, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области № 23-19-20/2021-76 от 01.10.2021 г. нельзя признать законным.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. При этом бремя доказывания вины лежит на органах, должностных лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Приведенные положения в их нормативном единстве и взаимосвязи означают, что выводы должностного лица юрисдикционного органа об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности.

В соответствие со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 16.10.2019г. №1327 установлено, что для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мероприятий, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации перечни жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по форме согласно приложениям № 1 и 2 к Правилам № 1327, в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений и общая площадь поврежденных жилых помещений.

Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Объем бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мероприятий, определяется исходя из общей площади утраченных жилых помещений и общей площади поврежденных жилых помещений, указанных в перечнях, с учетом положений пункта 11 Правил № 1327.

Вместе с тем, расчет размеры выплаты гражданам производится следующим образом:

-на приобретение (строительство) жилых помещений - исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м для одинок проживающих граждан, 42 кв.м на семью из 2 человек и по 18 кв.м на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Амурской области, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на дату утверждения губернатором области перечней в соответствии с п. 4 федеральных правил (пункт 9 Правил № 1327, пп.1 пункт 1.6 Правил № 596;

- на проведение капитального ремонта жилых помещений - исходя из общей площади (доли общей площади) поврежденного жилого помещения и стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденной жилого помещения в размере 6 тыс. рублей (пункт 10 Правил № 1327, пп. 2 пункта 1.6 Правил № 596).

При этом, в силу п. 6 Правил № 1327, и п.1.2 Правил № 596 предоставление выплат на приобретение или строительства жилых помещений осуществляется в отношении граждан, не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания (доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания), что не учитывается при определении суммы трансферта.

Как следует из пояснений стороны защиты и не опровергнуто административным органом, в итоговый перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Амурской области в период июля - августа 2019 года, включены 123 жилых помещения, общей площадью 5225,41 кв.м. При этом в итоговый список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Амурской области в период июля - августа 2019 года, включены 124 жилых помещения, общей площадью 5279,61 кв.м. Одному гражданину, включенному в итоговый список, утратившему жилое помещение общей площадью 54,2 кв.м., была предоставлена доплата к выплате 2019 года на 18,07 кв.м (указанное помещение включено в итоговый перечень 2019 года). Фактически выплаты предоставлены 124 семьям на приобретение или строительство жилых помещений, общей площадью 4533,8 кв.м. Для приобретения жилых помещений, общей площадью 4533,8 кв.м общая расчетная сумма выплаты должна была составить 270 064 864,60 руб., вместе с тем фактически израсходовано 268 354 369,59 руб. Остаток средств в объеме 1 710 495,01 руб. сложился в связи с тем, что 15 гражданами приобретены жилые помещения, стоимостью менее расчетной, но при соблюдении требований к площади приобретаемого жилья. В итоговый перечень жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Амурской области в период июля - августа 2019 года, включены 170 жилых помещений, общей площадью 8702,30 кв.м, (расчетная площадь 170 жилых помещений составляет 7939,12 кв.м.), в то время как в итоговый список семей и граждан жилые помещения которых поврежденных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Амурской области в период июля - августа 2019 года, включены 179 жилых помещений, площадью 8288,44 кв.м. Указанное несоответствие объясняется тем, что в итоговом перечне указана общая площадь поврежденных жилых помещений, в итоговом списке - расчетная площадь помещений, в отношении которых предоставлены меры поддержки граждан. В итоговый перечень не включены 9 жилых помещений, указанных в итоговом списке, в отношении которых гражданам предоставлены доплаты к выплате 2019 года на осуществление капитального ремонта жилья, на 349,32 кв.м. Указанные жилые помещения включены в итоговый перечень 2019 года. Фактически в 2020 году гражданам предоставлены выплаты на осуществление капитального ремонта жилых помещений, общей площадью 8288,44 кв.м. Для осуществления капитального ремонта жилых помещений общей площадью 8288 кв.м., общая расчетная сумма выплаты должна была составить 49 730 640 рублей. Сумма оплаты приобретения 8288 кв.м, должна была составить 49 730 640 рублей, вместе с тем фактически израсходовано 49 313 250 рублей. Остаток средств в объеме 41739 рублей сложился в связи с тем, что 5 граждан включенных в итоговый список, отказались от меры поддержки. Общий размер выплаты по данным 5 гражданам составил 834 780 рублей, 50 % выплаты (417 390 руб.) возвращены кредитной организацией в 2020 году, оставшаяся часть выплаты будет истребована с граждан в судебном порядке и возвращены в бюджет в 2021 году.

Указанное свидетельствует о том, что значения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта (по двум мероприятиям) не достигнуты по не зависящим от воли министра социальной защиты населения Амурской области.

Более того, как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, причиной не достижения значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта явилось обеспечение всех граждан, нуждающихся в получении мер социальной поддержки и обратившихся за ними соответствующими выплатами, что не может свидетельствовать о неисполнении или ненадлежащем исполнении министром социальной защиты населения Амурской области своих служебных обязанностей.

Доводы представителя административного органа о том, что министром социальной защиты населения Амурской области не было принято мер по внесению изменений в Соглашение в части показателей результативности, по организации работы в указанной части с Минстроем России, не свидетельствуют об обратном.

Кроме того, как верно указано сторонами, согласно пункту 27 Правил №1327, а также п. 4.1.3 Соглашения оценка эффективности использования трансфертов в отчетном финансовом году осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации путем сравнения планового значения результата использования трансфертов, указанного в соглашении о предоставлении трансфертов, и фактически достигнутого значения результата использования трансфертов. Между тем, информация о неэффективном использовании предоставленных денежных средств от Минстроя РФ в адрес министерства социальной защиты населения области не поступала.

Пунктом 24 Правил № 1327 установлено, что в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря текущего финансового года плановое значение результата использования трансфертов не достигнуто, размер средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления трансфертов, определяется по формуле, указанной в данном пункте Правил № 1327.

При этом, исходя из положений пунктов 24, 27 и 34 Правил № 1327 размер средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет, определяется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а не должностным лицом министерства социальной защиты населения Амурской области.

Следовательно, возврат денежных средств в федеральный бюджет может быть осуществлен только после поступления соответствующей информации (требования) из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

О необходимости возврата денежных средств в федеральный бюджет, если правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов предусматриваются положения о возврате средств в Федеральный бюджет за нарушение обязательств по достижению результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по требованию Минстроя России, указано и в п. 4.3.2 Соглашения.

Из представленных материалов следует, что требование о возврате денежных средств в федеральный бюджет (в котором содержится подробный расчет суммы, подлежащей возврату) поступило в Правительство Амурской области только 14.10.2021 года, возврат денежных средств осуществлен министерством социальной защиты населения Амурской области двумя суммами 10.11.2021 года и 11.11.2021 года, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии вины министра социальной защиты населения Амурской области по невозврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет денежных средств за нарушение обязательств по достижению результатов предоставления иного межбюджетного трансферта до 1 июня года, следующего за годом предоставления трансферта.

Иные нарушения, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, Киселевой Н.В. в протоколе об административном правонарушении не вменяются.

При таких обстоятельствах, с учетом требований п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление заместителя руководителя УФК по Амурской области от 01 октября 2021 года № 23-19-20/2021-419 по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении министра социальной защиты населения Амурской области Киселевой Натальи Викторовны подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя УФК по Амурской области от 01 октября 2021 года № 23-19-20/2021-419 по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении министра социальной защиты населения Амурской области Киселевой Натальи Викторовны - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья Благовещенского

городского суда Т.С. Астафьева