Дело №12-1433/16
Р Е Ш Е Н И Е
14 июля 2016 года г. Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Новосельцева С.В.,
с участием защитника (представителя заявителя)—ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Республике Татарстан ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Форсат", расположенного по адресу: <адрес>, на постановление мирового судьи судебного участка № по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №М1-5-193/16, которым ООО «Форсат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 (трех тысяч) рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ №М1-5-193/16 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения. предусмотренного статьей 17.9 КоАП РФ. Как указано в постановлении, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что юридическое лицо - ООО "Форсат", расположенное по адресу: <адрес>, получив ДД.ММ.ГГГГ от органа надзора письмо с исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, не в полном объёме представило в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан сведения, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а именно: заверенные копии доказательных материалов, подтверждающих соответствие/несоответствие масла сливочного "Крестьянское" м.д.ж. 72, 5 % (весовое), дата изготовления ДД.ММ.ГГГГ, изготовитель общество с ограниченной ответственностью "Арча", расположенного по адресу: <адрес>, адрес производства: Балтасинский маслодельно – молкомбинат, п.г.т. Балтаси, требованиям технического регламента ТР № "О безопасности молока и молочной продукции" по наличию растительных стеринов, а также заверенные копии товаросопроводительной документации, подтверждающей безопасность продукции и позволяющей обеспечить прослеживаемость поставки данной продукции от производителя до МБДОУ "Ак Каен" (г. Буинск) в рамках исполнения государственного контракта.
В жалобе заявитель просит постановление в отношении него отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник заявителя доводы жалобы поддержала, указав, что протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В материалах представленных органом надзора отсутствуют доказательства, подтверждающие вручение обществу писем с требованиями о предоставлении информации. Кроме того, по мнению защитника, вся требуемая органом надзора информация была предоставлена обществом в полном объёме и своевременно.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан с доводами жалобы не согласилась.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательств, суд находит постановление мирового судьи подлежащим оставлению без изменения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 38 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).
В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.
При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.
Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям, в том числе потребителям, осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.
В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям, в том числе потребителям, убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.
На весь период действия программы мероприятий по предотвращению причинения вреда изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) за свой счет обязан обеспечить приобретателям, в том числе потребителям, возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.
На основании статьи 39 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации.
В ходе проведения проверки органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;
запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия;
направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти;
при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов;
запрашивать у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.
Орган государственного контроля (надзора):
способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда;
запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;
проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;
принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции.
В случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе:
выдать предписание о приостановке реализации этой продукции;
информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.
Изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе обжаловать указанные в пункте 3 настоящей статьи действия органа государственного контроля (надзора) в судебном порядке. В случае принятия судебного решения о неправомерности действий органа государственного контроля (надзора) вред, причиненный изготовителю (продавцу, лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя) действиями органа государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Виновность ООО «Форсат» при рассмотрении дела мировым судьей была подтверждена следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложена сущность правонарушения, а также из которого следует, что защитник юридического лица, ООО "Форсат" – ФИО1, с протоколом ознакомлена и имеются её письменные объяснения о том, что протокол составлен с нарушениями, все документы по запросу были предоставлены;
- копией письма Счётной палаты Республики Татарстан руководителю Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан ФИО3, согласно которого в ходе контрольных мероприятий, проверок в отобранных и направленных на экспертизу проб масел из ГБУ "Республиканский центр социальной реабилитации инвалидов "Идель" и МБУ "Централизованная бухгалтерия Буинского муниципального района" в исследованных образцах выявлены растительные стерины, что не отвечает требованиям технического регламента ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", что требует принятия мер реагирования по выявленным фактам;
- распоряжением председателя Счетной палаты Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № ВА-521 на проведение контрольного мероприятия на предмет исполнения бюджета Буинского муниципального района, целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года, при необходимости – в прочие годы;
- копией акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного сотрудниками Счетной палаты Республики Татарстан по результатам контрольных мероприятий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которых установлено, что муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№, заключённым между МКУ "Управление образования Буинского мунципального района" и ООО "Форсат" на поставку продуктов питания для образовательных и дошкольных учреждений Буинского муниципального района, предусмотрена в том числе, поставка масла сливочного. В МБДОУ "Ак Каен" в рамках исполнения названного муниципального контракта ДД.ММ.ГГГГ отобрана проба масла сливочного и направлена на экспертизу, согласно протоколу исследований от ДД.ММ.ГГГГ№ в образце "Масло сливочное крестьянское м.д.ж. 72, 5 %" выявлены растительные стерины, что не отвечает требованиям технического регламента ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции";
- копией протокола лабораторных исследований № дополнение от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в образце "масло сливочное Крестьянское м.д.ж 72,5% (весовое)", отобранном в МБДОУ "Ак Каен", поставщик общество с ограниченной ответственностью "Форсат", выявлены растительные стерины, что не отвечает требованиям Технического регламента Таможенного союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции";
- копией письма исх. № от ДД.ММ.ГГГГ от Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в адрес законного представителя - общества с ограниченной ответственностью "Форсат" о предоставлении информации в соответствии со статьями 38, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в течение 10 дней с момента получения письма;
- копией списка отправленной заказной корреспонденции отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в адрес законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Форсат" о предоставлении информации со штампом Почты России от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией Реестра отслеживания почтовых отправлений Почты России с официального сайта Почта России о вручении копии письма исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации обществу с ограниченной ответственностью "Форсат" – ДД.ММ.ГГГГ;
- копиями двух Программ мероприятий по предотвращению причинения вреда оптового склада общества с ограниченной ответственностью "Форсат" от директора общества – ФИО4 с исх. № и № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившими в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан ДД.ММ.ГГГГ;
- копией письма исх. № от ДД.ММ.ГГГГ от Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в адрес законного представителя - ООО "Форсат" о результатах рассмотрения Программ мероприятий по предотвращению причинения вреда оптового склада общества с ограниченной ответственностью "Форсат" от директора общества – ФИО4 с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить заверенную копию товарной накладной от поставщика "АЭМ" на масло сливочное "Крестьянское" м.д.ж. 72, 5 % (весовое), дата изготовления ДД.ММ.ГГГГ, изготовитель общество с ограниченной ответственностью "Арча", расположенного по адресу: <адрес>, адрес производства: Балтасинский маслодельно – молкомбинат, п.г.т. Балтаси, врученного обществу с ограниченной ответственностью "Форсат" – ДД.ММ.ГГГГ;
- копией приказа №/к от ДД.ММ.ГГГГ о, согласно которого ФИО4 приступил к исполнению обязанностей директора ООО "Форсат" с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения участников общества об избрании директора;
- копией протокола внеочередного общего собрания участников юридического лица общества с ООО "Форсат" о назначении с ДД.ММ.ГГГГ директором общества ФИО4;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Форсат".
Исследовав представленные доказательства в их совокупности мировой судья пришел к обоснованному выводу, что в действиях ООО "Форсат" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.
В то же время, при рассмотрении дела мировой судья, исходя из принципа презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, закреплённого в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения должны толковаться в пользу привлекаемого лица, пришел к выводу об отсутствии в деле доказательств, подтверждающих неисполнение обществом в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ6 года письма Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении защитник юридического лица, представил во исполнение письма Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации, откорректированную Программу мероприятий по предотвращению вреда исх. №-юр от ДД.ММ.ГГГГ, копии товарных накладных, копию сертификата соответствия, копию текста приходной накладной от поставщика общества с ограниченной ответственностью "АЭМ" покупателю обществу с ограниченной ответственностью "Форсат", копию конверта об отправке данных документов ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, список внутренних почтовых отправлений общества с ограниченной ответственностью "Форсат" со штампом почты России от ДД.ММ.ГГГГ и квитанции об оплате стоимости писем в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ письма, при этом в судебном заседании у мирового судьи составитель протокола факта получения данного письма с вложенными документами Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан не опроверг, напротив, представил суду отчёт о получении ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан письма от общества с ограниченной ответственностью "Форсат". В связи с этим вменяемое нарушение в данной было исключено мировым судьей из общего объёма инкриминируемого ООО «Форсат» правонарушения.
В то же время, как правильно указано в постановлении мирового судьи, исключение из объёма инкриминируемого правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях части действий общества с ограниченной ответственностью "Форсат", не является основанием для освобождения от административной ответственности в целом, поскольку событие административного правонарушения и вина общества в непредставлении органу надзора сведений, истребованных в письме с исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Также мировым судьей при рассмотрении дела было установлено несоответствие фактическим обстоятельствам дела доводов защитника о том, что протокол от ДД.ММ.ГГГГ составлен с нарушением статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушен срок составления протокола. Как следует из пояснений составителя протокола, правонарушение, вменяемое обществу с ограниченной ответственностью "Форсат", было обнаружено после ДД.ММ.ГГГГ, когда истёк срок предоставления данным обществом сведений по второму письму Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан с исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации, из чего следует, что правонарушение органом надзора было обнаружено ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день, когда был составлен протокол об административном правонарушении.
При этих данных, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что составителем протокола при описании события вменяемого правонарушения в части указания даты его обнаружения была допущена техническая ошибка, которая на установление события и вину общества с ограниченной ответственностью "Форсат" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не влияет. Вменяемое обществу правонарушение длящимся не является, из чего следует, что временем совершения правонарушения является не дата его обнаружения, а дата, к которому привлекаемое юридическое лицо не выполнило обязанность, возложенную на него правовым актом ненормативного характера.
Также обоснованно мировым судьей были не приняты доводы защитника об отсутствии доказательств о надлежащем отправлении органом надзора в адрес общества писем об истребовании информации, поскольку указанные доводы также были опровергнуты материалами дела, в частности, распечатками Внутрироссийского почтового идентификатора почтовых отправлений, направленных по адресу места нахождения (юридического адреса) общества с ограниченной ответственностью "Форсат", из которых следует, что копия письма исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации вручена обществу с ограниченной ответственностью "Форсат" – ДД.ММ.ГГГГ, а копия письма исх. № от ДД.ММ.ГГГГ вручена обществу ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы защитника о представлении в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан необходимых сведений в установленные сроки, также не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела мировым судьей. В частности, направляя ДД.ММ.ГГГГ во исполнение письма органа надзора с исх. № от ДД.ММ.ГГГГ две Программы мероприятий по предотвращению причинения вреда исх.№-юр, №-юр от ДД.ММ.ГГГГ, общество с ограниченной ответственностью "Форсат" не представило заверенные копии доказательных материалов, подтверждающих соответствие/несоответствие масла сливочного "Крестьянское" м.д.ж. 72, 5 % (весовое), дата изготовления ДД.ММ.ГГГГ, требованиям технического регламента ТР № "О безопасности молока и молочной продукции" по наличию растительных стеринов, а также заверенные копии товаросопроводительной документации, подтверждающей безопасность продукции и позволяющей обеспечить прослеживаемость поставки данной продукции от производителя до МБДОУ "Ак Каен" (<адрес>) в рамках исполнения государственного контракта, что указывает на представление обществом органу надзора сведений в не полном объёме.
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела с учётом характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, мировой судья пришел к выводу, что совершённое обществом с ограниченной ответственностью "Форсат" ФИО5 правонарушение нельзя признать малозначительным. Оборот продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", находится под особым государственным контролем, в данном случае масло сливочное "Крестьянское", было поставлено обществом с ограниченной ответственностью "Форсат" в дошкольное образовательное учреждение, совершённое правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота продуктов питания детям. Государственный контроль в сфере оборота продуктов питания направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества продуктов питания, в том числе, детям.
Исходя из материалов дела, нельзя сделать вывод о том, что мировым судьей не предприняты все меры к установлению истины по делу.
Действия ООО «Форсат» по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях квалифицированы мировым судьей правильно. Наказание назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния, данных о юридическом лице и всех обстоятельств дела. Причем назначенное наказание является минимальным наказанием, предусмотренным статьей 19.7 КоАП РФ для юридических лиц. В связи с этим оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №М1-5-193/16 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Форсат" по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу ООО «Форсат» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его оглашения.
Судья: С.В. Новосельцев.