ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1434/2021 от 13.10.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-013413-61 Дело № 12-1434/2021

РЕШЕНИЕ

13 октября 2021 года город Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Новикова И.В.,

рассмотрев жалобу Минстрой Республики Коми на постановление должностного лица МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми № ... о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

установил:

Постановлением должностного лица МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми № ... Минстрой Республики Коми признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Минстрой Республики Коми обратился в суд с жалобой, заявив об отмене постановления, указывая на отсутствие в его действиях признаков вмененного административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Минстрой Республики Коми доводы жалобы поддержала.

Представитель административного органа с доводами жалобы не согласилась, указав на законное привлечение Министерства к административной ответственности.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).

На основании ст. 105 Закон об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что в Межрайонном ОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми на исполнении находится исполнительное производство № ...-ИП, возбужденное 06.08.2020 на основании исполнительного документа, выданного Сыктывкарским городским судом по делу №... от 03.04.2019, предмет исполнения: Обязать Минстрой Республики Коми и ГКУ РК "Управление автомобильных дорог РК" в срок до 01.08.2020 оборудовать наземный нерегулируемый пешеходный переход, расположенный на участке (308+120 км согласно установленным дорожным знакам 6.13) Сыктывкар-Ухта "автобусная остановка Бытовик" автомобильной дороги Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар, стационарным электрическим освещением, в соответствии с требованиями ГОСТ 32944-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования" и ГОСТ 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения".

16.12.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.

17.12.2020 должнику вручено требование судебного пристава-исполнителя от 16.12.2020 № ... об исполнении в срок до 01.03.2021 решения Сыктывкарского городского суда по делу №.... В указанном требовании должнику разъяснены последствия неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, должник предупрежден о возможной административной ответственности в виде штрафа в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, заведомо зная о необходимости исполнения требования, содержащегося в указанном исполнительном документе, в установленный срок и о последствиях неисполнения судебного решения, какие-либо конкретные меры, направленные на оборудование наземного нерегулируемого пешеходного перехода стационарным электрическим освещением, в соответствии с требованиями ГОСТ 32944-2014 "Дороги автомобильные общего пользования Пешеходные переходы Классификация Общие требования" и ГОСТ 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования Правила применения", должником не приняты.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого постановления должностным лицом Межрайонного ОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми.

С указанным выводом согласиться нельзя в силу следующего.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 данной статьи, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ (наличие вины в форме умысла или неосторожности), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Установлено, что Правительством Республики Коми принято решение о передаче полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения специально созданному Правительством Республики Коми учреждению – ГКУ РК «УправтодорКоми», предметом деятельности которого является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий Министерства и Правительства Республики Коми.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 № 540 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми», Министерство исполняет функции главного распорядителя республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Министерства, государственных учреждений и реализацию возложенных на Министерство функций.

ГКУ РК «УправтодорКоми» находится в ведении Министерства и является получателем бюджетных средств.

Исполнение вышеуказанного решения суда осуществляется силами ГКУ РК «УправтодорКоми», которое в соответствии с Уставом самостоятельно размещает заказы на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, определяет объем и перечень работ, а также осуществляет контроль за их исполнением.

Перечни проектно-изыскательских работ по объектам капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми формирует ГКУ РК «УправтодорКоми».

Так, на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми ГКУ РК «УправтодорКоми» на 2020 год были выделены денежные средства (лимиты бюджетных обязательств) в размере <данные изъяты> руб., в том числе на проектирование работ по капитальному ремонту, на капитальный ремонт автомобильных дорог предусмотрено <данные изъяты> рублей.

На 2021 год на осуществление деятельности ремонту автомобильных дорог в Дорожном фонде Республики Коми выделено и доведено до ГКУ РК «УправтодорКоми» <данные изъяты> руб., на содержание автомобильных дорог - <данные изъяты> руб. При этом ГКУ РК «УправтодорКоми» самостоятельно распоряжается указанными денежными средствами в соответствии с их целевым назначением, самостоятельно определяет объемы, сроки и условия размещения государственного заказа на выполнение работ по осуществлению дорожной деятельности.

Перечни объектов капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми на 2020 - 2022 годы сформированы полностью по предложениям ГКУ РК «У правтодорКоми».

Следовательно, Министерство в рамках осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств добросовестно исполняет возложенные на него обязательства. Лимиты бюджетных обязательств, предусмотренные в Дорожном фонде Республики Коми, в полном объеме доведены Министерством до Управления, которое самостоятельно распоряжается полученными денежными средствами в соответствии с их целевым назначением.

Более того, определением от 17.09.2020 ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» предоставлена отсрочка исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03.04.2019 на срок до 01.06.2021 включительно.

ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми вновь обратились в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми № 2-1437/2019 от 03.04.2019 до 01.12.2021.

В обоснование заявлений указано, что исполнение решения осуществляется силами ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми». Министерство не имеет собственных бюджетных средств. Исходя из выделенного объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Коми до ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» ежегодно доводятся денежные средства (лимиты бюджетных обязательств), которыми ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» распоряжается в соответствии с их целевым назначением. По информации, представленной ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», пешеходный переход «автобусная остановка «Бытовик» находится на участке автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта от автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар км 308+166.

В настоящее время ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» заключен государственный контракт № ... на выполнение работ по установке недостающих элементов обустройства пешеходных переходов на автомобильных дорогах общего пользования регионального или муниципального значения Республики Коми в 2021 году. Участок автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар км 308+166 входит в перечень объектов, на которые будут проводиться строительно-монтажные работы. Срок выполнения работ по Контракту – 01.10.2021. Срок сдачи подготовленного к эксплуатации объекта – 15.11.2021.

Определением суда от 20.08.2021 предоставлена ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми отсрочка исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми № 2-1437/2019 от 03.04.2019 до 01.12.2021.

Таким образом, Минстрой Республики Коми приняты все зависящие от него меры для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, однако исполнить решения суда в срок, указанный в постановлении в виду наличия объективных причин не представилось возможным.

Доказательства, свидетельствующие о возможности своевременного исполнения решения суда, материалы дела не содержат.

Вышеизложенные обстоятельства указывают на отсутствие вины Министерства в совершении административного правонарушения, как необходимого элемента состава административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Минстрой Республики Коми подлежит отмене.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление должностного лица МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Минстрой Республики Коми, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Новикова