ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1439/2021 от 22.03.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Ооржак А.М. Дело № 12-1439/2021 (21-32/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл 22 марта 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального казённого учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» Табаракова К.Ю. на постановление начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия, Тыва и Кемеровской области – Кузбассу Гресь Н.В. от 5 октября 2021 года № 07-УК/21 и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казённого учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва»,

УСТАНОВИЛА:

постановлением начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия, Тыва и Кемеровской области – Кузбассу (далее – Россельхознадзор) Гресь Н.В. от 5 октября 2021 года № 07-УК/21 Федеральное казённое учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» (далее – ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 декабря 2021 года данное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Табаракова К.Ю. – без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, защитник ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва Табараков К.Ю. подал жалобу, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального законодательства.

В судебном заседании защитники ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва Табараков К.Ю. и Моськина А.М. жалобу поддержали, просили удовлетворить.

Представитель Россельхознадзора Дажыкай М.Д. просила решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, возражения, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст.26.2 КоАП РФ).

В пункте 5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 20 августа 2021 года составлен государственным инспектором отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Куулар У.К.

В части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

На основании статьи 23.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.7 (в части административных правонарушений, совершённых в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", включая мелиорированные земли).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), их заместители; руководители структурных подразделений указанных территориальных органов, уполномоченные на осуществление федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора, государственного надзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственного земельного надзора (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), их заместители.

Исходя из части 1 статьи 28.3 и статьи 23.15 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, не вправе государственные инспекторы Россельхознадзора.

В пункте 22 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье:

должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.43, частью 5 статьи 14.46.2, частью 1 статьи 19.4, частями 1, 15, 25, 26 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.33 настоящего Кодекса.

Исходя из пункта 22 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, в полномочия других должностных лиц Россельхознадзора, кроме указанных в части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, не входит, то есть не входит это и в полномочия государственных инспекторов Россельхознадзора.

В части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует указание на должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

Часть 6.2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утратила силу с 1 января 2018 года.

В части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Приказом Россельхознадзора от 02.05.2012 года № 220 утверждён перечень должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в частности, в перечне есть и государственные инспектора отделов территориальных управлений, осуществляющие функции по надзору и контролю.

Однако, исходя из части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственные инспекторы отделов территориальных управлений вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, то есть по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ они не могут составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, доводы жалобы представителя ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва Табаракова К.Ю. о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, обоснованы.

В пункте 2 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 27.1 настоящего Кодекса.

В пункте 3 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении указана такая мера как осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий.

Как установлено, 18 июня 2021 года в 11 часов 10 минут государственным инспектором отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна К. составлен протокол осмотра территории земель сельхозназначения, принадлежащих ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва, по правилам статьи 27.8 КоАП РФ, то есть Россельхознадзором 18 июня 20921 года возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва.

Согласно статье 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Протокол осмотра территории составлен неуполномоченным лицом, так как у государственного инспектора отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Куулар У.К. отсутствуют полномочия на составление протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

На видеозаписи, истребованной судьёй Верховного Суда Республики Тыва, непонятно, кто 18 июня 2021 года участвовал в осмотре территории ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва, за кадром мужской голос, в кадре какая-то женщина, чью фамилию не называют, какая территория осматривалась непонятно, координаты, кадастровый номер или адрес на видеозаписи не называются, в протоколе осмотра отсутствует подпись законного представителя ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва Беспечука С.В. о разъяснении ему прав и обязанностей, предусмотренных частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ.

Поскольку дело об административном правонарушении было возбуждено Россельхознадзором 18 июня 2021 года в 11 часов 10 минут, то, соответственно, и все остальные действия, произведённые им, должны отвечать требованиям КоАП РФ.

Порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентируется статьями 26.5, 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьёй 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол отбора проб от 18 июня 2021 года № 15 составлен также неуполномоченным должностным лицом, из протокола непонятно, в каком количестве были отобраны пробы.

Также в деле имеются экспертные заключения от 13 августа 2021 года №№ 88/425, 88/426.

В частях 3 и 5 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указано, что к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведённых исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведённых исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

Акт проверки датирован 23 июня 2021 года, срок проверки – до 29 июня 2021 года, о чём указано в приказе о проведении проверки от 27 апреля 2021 года № 5/150, а экспертные заключения датированы 13 августа 2021 года, то есть за пределами срока проверки, к акту проверки они не приложены.

Определение о назначении экспертизы Россельхознадзором не выносилось, что лишило ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва возможности воспользоваться своими правами, в том числе заявлять отвод эксперту, ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов определённых лиц, ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (статья 26.4 КоАП РФ). Кроме того, в экспертных заключениях отметки об уведомлении экспертов об ответственности за дачу заведомо ложных заключений отсутствуют, документов о предупреждении экспертов о такой ответственности суду не представлено.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, протокол осмотра территории, протокол отбора проб почвы, экспертные заключения являются недопустимыми доказательствами по делу, так как получены с нарушением закона.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых приняты оспариваемые акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

постановление начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия, Тыва и Кемеровской области – Кузбассу Гресь Н.В. от 5 октября 2021 года № 07-УК/21 и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 декабря 2021 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казённого учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья С.А. Железнякова