ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-143/16 от 21.07.2016 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Дело №12-143/2016

РЕШЕНИЕ

21 июля 2016 года г.Невинномысск

Судья Невинномысского городского суда Ставропольского края Хрипков А.И.,

с участием: представителя должностного лица, привлеченного к административной ответственности – начальника Управления ЖКХ администрации г.Невинномысска ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление и представление – ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Ткачевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу – главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприродназдора по СКФО ФИО4 от 25.05.2016г. №16-830/ВП/1-204/3 о привлечении к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ, а также на представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу – главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприродназдора по СКФО ФИО4 от 25.05.2016г. №16-830/ВП/1-204/3 должностное лицо – начальник Управления ЖКХ администрации г.Невинномысска ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. Кроме того, в адрес начальника УЖКХ администрации г.Невинномысска ФИО1 вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Должностное лицо, привлеченное к административной ответственности – ФИО1 обратился в Невинномысский городской суд СК с жалобой на указанное постановление, указав в обоснование своих доводов, ссылаясь на положения ст.2.4 КоАП РФ о том, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу установлено, что управление ЖКХ имеет действующее решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод и в нарушение требований ст.55 Водного кодекса РФ не обеспечил выполнение условий использования водного объекта или его части согласно решений.

В постановлении о назначении административного наказания №16-830/ВП/1-204/3 от 25.05.2016г. указано, что начальник УЖКХ администрации г.Невинномысска ФИО1, своими действиями (бездействием) нарушил требования ст.55 Водного кодекса РФ и часть 2.3 «Условий использования водного объекта или его части, выразившиеся в самовольном занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, что по мнению Департамента свидетельствует о ненадлежащем исполнении требований законодательства РФ в области окружающей среды и природопользования.

В соответствии с ч.3 ст.7 Закона РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Управлением ЖКХ получено решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод, однако, данное решение не возлагает обязанность на управление ЖКХ, а также его должностных лиц получать разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект (р.Кубань), поскольку исходя из информации, поступившей из комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска видно, что выпуски загрязняющих веществ в водный объект в реестре муниципального имущества муниципального образования городского округа – города Невинномысска отсутствуют, т.е. водный объект, подлежащий федеральному экологическому надзору, Управлением не используется. Соответственно, по мнению заявителя, управление ЖКХ не может нести ответственность за объект, который не находится у него на балансе, в отношении которого управление ЖКХ не ведет учет имущества казны муниципального образования городского округа – города Невинномысска.

Однако, в бюджете г.Невинномысска в 2015 году были предусмотрены средства на разработку и согласование проекта нормативов допустимых сбросов по 6-ти выпускам, в связи с чем, управлением ЖКХ в 2015 году по результатам проведения аукциона в электронной форме, проведенного 13.04.2015г., на право заключения муниципального контракта на «Разработку и согласование проекта нормативов допустимых сбросов по 6-ти выпускам» ООО «ПАРТНЕР-ПРОЕКТ» признан победителем.

27.04.2015г. между УЖКХ администрации г.Невинномысска и ООО «ПАРТНЕР-ПРОЕКТ» был заключен муниципальный контракт №193183, в котором ООО «ПАРТНЕР-ПРОЕКТ» взяло на себя обязательство оказать услугу по разработке и согласованию проекта нормативов допустимых сбросов по 6 выпускам в городе Невинномысске.

Однако, ни в сроки установленные в муниципальном контракте, ни за пределами установленных сроков ООО «ПАРТНЕР-ПРОЕКТ» взятые на себя обязательства не выполнило. В связи с чем, управлением ЖКХ в соответствии с пунктами 9, 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был в одностороннем порядке расторгнут муниципальный контракт и сведения по ООО «ПАРТНЕР-ПРОЕКТ» включены в реестр недобросовестных поставщиков (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по делу №РНП-26-438 от 26.01.2016г.).

Решением Думы города Невинномысска от 25.12.2015г. №813-74 «О бюджете города Невинномысска на 2016 год» предусмотрены в расходной части управления ЖКХ бюджетные ассигнования на разработку и согласование проекта нормативов допустимых сбросов по 6 выпускам. Управлением ЖКХ проведены мероприятия, а именно анализ спроса предложений на рынке для подготовки документов на проведение электронного аукциона в открытой форме.

16.05.2016г. №1458 управлением ЖКХ направлено обращение в уполномоченный орган (администрация города Невинномысска) для определения подрядной организации путем проведения аукциона в электронной форме у субъектов малого предпринимательства по предмету закупки «Разработка и согласование проекта нормативов допустимых сбросов по 6 выпускам», а именно: разработка проекта нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС); разработка предложений по условиям договора, а также осуществлению водохозяйственных и водоохранных мероприятий; получение положительного заключения: при прохождении Государственной экологической экспертизы в филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае»; при согласовании материалов в ТО Управлении «Роспотребнадзора; Получение положительного заключения при согласовании в Управлении Росприроднадзора; получение положительного заключения при согласовании в ГУ «Ставропольский центр по гидрометрологии и мониторингу природной среды»; получение положительного заключения при согласовании ПДС с отделом водных ресурсов в Кубанском бассейновом водном управлении по Ставропольскому краю; разработка предложений по условиям Решения, а также осуществлению водохозяйственных и водоохраных мероприятий; получение сведений о водном объекте из государственного водного реестра в отделе водных ресурсов Кубанском бассейновом водном управлении по Ставропольскому краю; согласование географических координат водопользования с отделом водных ресурсов Кубанском бассейновом водном управлении по Ставропольскому краю. Подготовка графических материалов с отображением средств и объектов водопользования с пояснительной запиской к ним; разработка и согласование Программы наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной; гидрологическая и морфометрическая характеристика водного объекта; получение показателей качества сточных вод; получение Решения о представлении водного объекта в пользование для сброса сточных (дренажных) вод в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды.

После проведения конкурентных процедур уполномоченным органом (администрация города Невинномысска) по определению подрядной организации, будет заключен муниципальный контракт с победителем, на выполнение указанных в обращении работ.

Как указывает заявитель, в представлении №16-830/ВП/1-204/4 от 25.03.2016 Департамент обязывает начальника управления ЖКХ принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, что влечет избыточное ограничение прав как юридического так и должностного лица, так как есть законодательно установленные сроки для осуществления определенных действий, а именно особенности размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме того, по мнению заявителя, федеральным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами к полномочиям управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска и к полномочиям начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска не отнесено осуществление контроля за сбросом загрязняющих веществ в водный объект.

Также, в постановлении о назначении административного наказания указано, что начальник управления ЖКХ ФИО1 не обеспечил выполнение условий использования водного объекта или его частями согласно решений, тогда как начальник управления ЖКХ ФИО1 был назначен на должность распоряжением главы администрации города Невинномысска 11.01.2016г. За столь короткий промежуток времени, должностное лицо не могло, даже в силу законодательно установленных сроков обеспечить проведение конкурентных процедур для получения таких разрешений.

Заявитель полагает, что в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные ч.1 ст.3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае штрафа в сумме 15 000 руб. имеет неоправданно карательный характер.

Кроме того, указал, что начальником управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска в полном объеме выполняются возложенные на него полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем полагает, что в действиях начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ.

Так, в действиях начальника управления ЖКХ администрации города Невинномысска ФИО1 отсутствуют такие признаки административного правонарушения как объективная и субъективная стороны, тогда как наступлением административной ответственности в соответствии со ст.2.1. КоАП РФ является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормами права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Согласно ст.24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.

Заявитель полагает, что по своей правовой природе представление представляет собой акт, исходящий от государственного органа, обладающего властными полномочиями, содержащий властное волеизъявление, имеющий обязательный характер, порождающий правовые последствия для конкретной организации (заявителя), и для его исполнения устанавливается определенный срок.

На основании представления №16-830/ВП/1-204/4 от 25.03.2016г. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу обязал начальника УЖКХ администрации г.Невинномысска ФИО1 принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, выразившиеся в самовольном занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий».

Однако, отношения в области водопользования в управлении ЖКХ отсутствуют, следовательно, объект рассматриваемого правонарушения отсутствует, также управление ЖКХ не осуществляет пользование водным объектом, в связи с чем, субъект административной ответственности по возбужденному делу отсутствует.

В возбужденном Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу деле отсутствуют объект правонарушения и субъект административной ответственности, в связи с чем, в силу ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.7.6 КоАП РФ, возбужденному в отношении начальника управления ЖКХ, по мнению заявителя, подлежит прекращению, так как отсутствует событие административного правонарушения.

На основании указанных доводов просил суд:

- Признать постановление о назначении административного наказания №16-830/ВП/1-204/3 от 25.05.2016г., вынесенное Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу - главным специалистом-экспертом отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО4 в отношении начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска ФИО1 незаконным и отменить;

- признать представление №16-830/ВП/1-204/4 от 25.03.2016г. (полученное 25.05.2016г) «Об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения», вынесенное Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу - главным специалистом-экспертом отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО4 в отношении начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска ФИО1 незаконным и отменить.

- прекратить производство по делу об административном правонарушении по ст.7.6 КоАП РФ в отношении начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска ФИО1

В судебном заседании представитель должностного лица, привлеченного к административной ответственности – ФИО5 доводы жалобы поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель должностного лица, вынесшего оспариваемые постановление по делу об административном правонарушении и предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения – ФИО3 в судебном заседании, возражая против доводов жалобы, указал, что постановление о привлечении к административной ответственности и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесены в отношении должностного лица – начальника УЖКХ администрации г.Невинномысска ФИО1 с соблюдением требований процедуры привлечения к административной ответственности, в данном случае имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, а начальник УЖКХ администрации г.Невинномысска является субъектом административной ответственности.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами материалы, в том числе материалы дела об административном правонарушении, а также материалы проверки, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности, а также в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

При этом, согласно ч.3 данной нормы, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу требований ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Ст.7.6 КоАП РФ установлена ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону состава данного административного правонарушения образует деяние (действие либо бездействие), которое выражается в несоблюдении условий водопользования, указанных в документах, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью (договор, решение).

При этом, согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Как установлено в судебном заседании, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу во исполнение п.1 перечня поручений Председателя Правительства РФ ФИО6 от 20.12.2012г. ДМ-П9-7811 с 11.04.2016г. по 11.05.2016г. была проведена внеплановая выездная проверка Управления ЖКХ администрации г.Невинномысска, по результатам которой составлен акт проверки от 11.05.2016г. №16-830/ВП/1.

В ходе данной проверки установлено, что Управление ЖКХ администрации г.Невинномысска имеет действующие решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод: от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01356/00; от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01357/00; от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01358/00; от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01359/00; от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01360/00; от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01361/00. (письмо от 14.04.2016г. №02/4-2619). Срок действия данных решений до 16.12.2019г.

Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01356/00 (срок действия до 16.12.2019г.) для осуществления сброса сточных вод в реку Кубань в Ставропольском крае, г.Невинномысск, в районе городской фильтровальной станции, на 704 км от устья, географические координаты точки сброса №1 - 44?36"29,1"" СШ, 41?56"39,6"" ВД, точка сброса совпадает с границей береговой линии.

Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01357/00 (срок действия до 16.12.2019г.) для осуществления сброса сточных вод в реку Кубань в Ставропольском крае, г.Невинномысск, в 5-м микрорайоне городской фильтровальной станции, на 702 км от устья, географические координаты точки сброса №2 - 44?37"34,8"" СШ, 41?56"20,2"" ВД, выпуск расположен на 0,8 м. над береговой линией.

Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01358/00 (срок действия до 16.12.2019г.) для осуществления сброса сточных вод в реку Кубань в Ставропольском крае, г.Невинномысск, на ул.Безвыходной, на 701 км от устья, географические координаты точки сброса №3 - 44?37"52,2"" СШ, 41?55"51,5"" ВД, выпуск расположен на 0,8 м. от береговой линии на высоте 0,2 м.

Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01359/00 (срок действия до 16.12.2019г.) для осуществления сброса сточных вод в реку Кубань в Ставропольском крае, г.Невинномысск, в районе городского пляжа, на 699 км от устья, географические координаты точки сброса №4 - 44?38"25,2"" СШ, 41?55"34,8"" ВД, выпуск расположен на 1,5 м. над уровнем воды.

Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01360/00 (срок действия до 16.12.2019 г.) для осуществления сброса сточных вод в реку Кубань в Ставропольском крае, г.Невинномысск, в районе городского пляжа, на 699 км от устья, географические координаты точки сброса №5 - 44?38"25,2"" СШ, 41?55"34,8"" ВД, выпуск расположен на 0,7 м. над береговой линии.

Cогласно решению о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод от 16.12.2014г. №26-06.02.00.004-Р-РСБК-С-2014-01361/00 (срок действия до 16.12.2019г.) для осуществления сброса сточных вод в реку Кубань в Ставропольском крае, г.Невинномысск, выше Невинномысской плотины, на 699 км от устья, географические координаты точки сброса №6 - 44?38"55,4"" СШ, 41?55"07,9"" ВД, точка сброса совпадает с границей береговой линии.

В соответствии с ч.2.3 «Условий использования водного объекта или его части» данных решений использование водного объекта (его части), указанного в п.3.1 данных решений, может производится Водопользователем при выполнении им следующих условий, в том числе:

- своевременной разработке нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, согласовании их в установленном законодательством РФ порядке и предоставлении их в уполномоченный орган. Однако, у Управления ЖКХ отсутствуют утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект р.Кубань (отсутствует разрешение на сброс));

- учет объема сбрасываемых вод осуществлять в соответствии с требованиями Приказа МПР РФ от 08.07.2009г. №205. Однако, у Управления ЖКХ отсутствует журнал учета водоотведения (на момент проведения проверки представлен не был));

- ежеквартальном, в срок до 10 числа месяца, следующим за отчетным периодом, предоставлении в уполномоченный орган (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды СК) и Кубанское БВУ, информации о выполнении плана водоохранных мероприятий с указанием размера затраченных денежных средств. однако, Управление ЖКХ согласно письму от 14.04.2016г. №02/4-2619 ежегодные и ежеквартальные отчеты о выполнении плана водоохранных мероприятий не направляли;

- ежегодном, в срок до 15 марта, предоставлении в Кубанское БВУ, сведений получаемых в результате наблюдений за водными объектами (их морфологическими особенностями) и их водоохранными зонами (формы 6.1; 6.2; 6.3 п.8 приказ МПР России от 06.02.2008г. №30). Однако, Управление ЖКХ согласно письму от 28.04.2016г. №07-12/422, сведения полученные в результате наблюдений за водным объектом (их морфологическими особенностями) и их водоохранными зонами (приказ МПР России от 06.02.2008 г. №30) за 2013, 2014, 2015 годы в Кубанское БВУ не представляло);

- ежеквартальном, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлении в Кубанское БВУ, сведений полученных в результате учета объема сброса сточных вод (п. 14 Приказ МПР России от 08.07.2009 г. №205 формы 3.2;3.3). Однако, Управление ЖКХ согласно письму от 28.04.2016г. №07-12/422 за IVквартал 2015г. (10 января 2016г.) и I квартал 2016г. (10 апреля 2016г.) сведения, полученные в результате учета объема сброса сточных вод (Приказ МПР России от 08.07.2009 г. №205) не представляло;

- ежегодном, до 1 января предоставлении в Кубанское БВУ отчета по форме 2ТП-водхоз «Об использовании воды». Однако, Управление ЖКХ согласно письму от 28.04.2016г. №07-12/422 за 2013г. и 2015г. отчет по форме 2ТП-водхоз «Об использовании воды» не представляло).

Таким образом, Управлением ЖКХ нарушены требования шести пунктов ч.2.3 «Условий использования водного объекта или его части» решений.

Согласно ст.1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. №74-ФЗ использованием водных объектов (водопользование) признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч.2 ст.8 Водного Кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст.9 Водного Кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.

В соответствии со ст.11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч.3 данной нормы, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных, в том числе дренажных, вод; строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами; строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; подъема затонувших судов; сплава древесины в плотах и с применением кошелей; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов; забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии со ст.55 Водного кодекса РФ, устанавливающей основные требования к охране водных объектов, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Выявленные нарушения установлены протоколом об административном правонарушении от 11.05.2016г. 16-830/ВП/1-210/1, актом проверки от 11.05.2016 г. №16-830/ВП/1, а также фактически подтверждены должностными лицами УЖКХ администрации г.Невинномысска в письмах от 14.04.2016г. №02/4-2619, от 28.04.2016г. №07-12/422.

Таким образом, Управлением ЖКХ администрации г.Невинномысска нарушены требования ст.55 Водного Кодекса РФ, и ч.2.3 «Условий использования водного объекта или его части» решений, что подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, то есть осуществляло водопользование с нарушением его условий указанных, в документах, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью (решениями).

При этом, доводы, изложенные в жалобе, о том, что Управление ЖКХ не располагает необходимыми денежными средствами для устранения выявленных нарушений, а также о том, что в 2015 году был заключен муниципальный контракт №193183, согласно условиям которого ООО «ПАРТНЕР-ПРОЕКТ» взяло на себя обязательство оказать услугу по разработке и согласованию проекта нормативов допустимых сбросов по 6 выпускам в городе Невинномысске, однако взятые на себя обязательства не выполнило, суд не может принять во внимание, поскольку данное обстоятельство не является основанием к освобождению от предусмотренной законом ответственности за совершение административного правонарушения.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В судебном заседании также установлено, что согласно Положения об Управлении ЖКХ администрации г.Невинномысска, зарегистрированного в МРИ ФНС России №11 по СК от 14.03.2016г., основными задачами Управления, являются, в том числе: обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства на территории города; создание условий для жилищного, дорожного строительства, а также капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социально-культурного назначения и иных объектов городской инфраструктуры; обеспечение защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.

Согласно указанного Положения, Управление ЖКХ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации г.Невинномысска в установленном порядке.

Начальник УЖКХ осуществляет общее руководство деятельностью Управления на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление ЖКХ полномочий, действует от имени УЖКХ без доверенности, представляет его интересы во всех учреждениях, организациях, предприятиях по вопросам, относящимся к компетенции УЖКХ, выдает доверенности в порядке, установленном действующим законодательством.

Так, распоряжением главы администрации г.Невинномысска от 11.01.2016г. №01-л на должность начальника УЖКХ назначен ФИО1

Следовательно, на момент обнаружения события административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, ФИО1 являлся должностным лицом, возглавляющим УЖКХ на основе единоначалия. Соответственно, он является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ.

Таким образом, исследованием представленных материалов установлено, что должностным лицом – главным специалистом-экспертом отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО ФИО4 установлены все обстоятельства, указанные в ст.26.1 КоАП РФ, включая событие административного правонарушения, виновность должностного лица в его совершении.

Исследованные процессуальные документы составлены уполномоченным должностным лицом и отвечают требованиям ст.28.2 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы, в том числе, отмеченные в ходе судебного разбирательства, не опровергают правильность выводов обжалуемого постановления.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что указанным должностным лицом исследованы материалы дела об административном правонарушении, правильно определены фактические обстоятельства, относящиеся к событию правонарушения. Процессуальных нарушений, в том числе нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, судом также не установлено.

Вместе с тем, диспозицией ст.7.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение альтернативных деяний: самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий. И деяние начальника УЖКХ администрации г.Невинномысска квалифицированно именно как «самовольное занятие водного объекта или его части, использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, водопользование с нарушением его условий».

Однако, в судебном заседании установлено, что начальником УЖКХ администрации г.Невинномысска ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.7.6 КоАП РФ, выразившееся в водопользовании с нарушением его условий указанных, в документах, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью (решениями).

Таким образом, из резолютивной части постановления об административном правонарушении №16-830/ВП/1-204/3 от 25.05.2016г. следует исключить указание на совершение деяния, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ «самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью».

Кроме того, санкцией ст.7.6 КоАП РФ за совершение данного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде в виде наложения административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами по делу об административном правонарушении, что начальник УЖКХ администрации г.Невинномысска ФИО1 ранее к административной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей не привлекался. При этом, иных обстоятельств, отягчающих наказание, не установлено.

Следовательно, суд считает возможным снизить размер назначенного наказания в виде штрафа до десяти тысяч рублей, с учетом характера совершенного им административного правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Оснований применения в данном случае требований ст.2.7 и 2.8 КоАП РФ при установленных по делу обстоятельствах не имеется.

При этом, оснований прекращения производства по делу, указанных в ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

Оценивая доводы жалобы о незаконности и необоснованности вынесенного представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, суд учитывает, что согласно ст.29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Установив обоснованность привлечения начальника УЖКХ администрации г.Невинномысска ФИО1 к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ, суд находит, что вынесенное представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения №16-830/ВП/1-204/4, согласно которому должностное лицо – начальник УЖКХ администрации г.Невинномысска ФИО1 обязан принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, обоснованно, вынесено уполномоченным должностным лицом, и соответствует установленным обстоятельствам рассмотренного дела об административном правонарушении, а также в соответствии с задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст.24.1 КоАП РФ. Указание на квалификацию деяния, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ «самовольное занятие водного объекта или его части, использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, водопользование с нарушением его условий» не влияет на существо вынесенного представления.

При этом, указание в представлении даты «25.03.2016г.», является следствием технической ошибки, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что указанное представление вынесено вместе с постановлением о назначении административного наказания 25.05.2016г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу – главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприродназдора по СКФО ФИО4 от 25.05.2016г. №16-830/ВП/1-204/3 о привлечении к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ - изменить.

Признать начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, с квалификацией деяния «водопользование с нарушением его условий указанных, в документах, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью (решениями)», и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Сумма штрафа подлежит перечислению в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю (Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу) ИНН <***>, КПП 262601001, ОГРН <***>, ОКМТО 07710000, БИК 040702001 л/с <***> УФК, счет №40101810300000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю в г.Ставрополь, КБК 048.116.25081.01.6000.1440 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства Российской Федерации.

Представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу – главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприродназдора по СКФО ФИО4 от 25.05.2016г. №16-830/ВП/1-204/4 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения – оставить без изменения.

Жалобу должностного лица – начальника УЖКХ администрации г.Невинномысска ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения – удовлетворить частично.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд Ставропольского края в течение 10 дней со дня его вынесения, или в тот же срок со дня получения его копии лицами, участвующими в деле.

Судья А.И.Хрипков