ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-143/18 от 14.03.2018 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №12-143/18

Р Е Ш Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 14 марта 2018 года

Судья Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга Панова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Автономной некоммерческой организации «Центр независимых социологических исследований» на постановление мирового судьи судебного участка №206 от 26 декабря 2017 года по делу №5-921/17,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №206 от 27 декабря 2017 года Автономная некоммерческая организация «Центр независимых социологических исследований» (далее – АНО «Центр независимых социологических исследований») признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 20.33 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

АНО «Центр независимых социологических исследований» в срок, предусмотренный ст.30.3. КоАП РФ, подана жалоба, в которой организация просит оспариваемое постановление отменить, и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование организация указала, что прокуратура составила постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствии представителя организации, не уведомила организацию о дате, времени и месте составления постановления, что свидетельствует о существенном нарушении, которые не могут быть устранены, влечет отмену постановления мирового судьи и прекращении производства по делу, в решении о проведении проверки не указано конкретное основание проведения проверки, прокуратуры произвольно расширила предмет проведения проверки, были превышены предельные сроки проведения проверки, решение прокуратуры от 06 октября 2017 года вынесено в отношении иной организации, доказательства – акт осмотра интернет-страниц являются недопустимыми, в действиях организации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.33 КоАП РФ в связи с тем что информационные материалы на сайте отсутствовали, поскольку наличие указания в тексте сообщения наименования «Институт «Открытое общество» или указание гиперссылки, не является информационным материалом, в актах осмотра интернет-страниц в качестве нежелательной организации указан «Институт «Открытое общество», которое в реестре нежелательных организаций отсутствует. Информация на сайте была размещена до вступления в силу запрета на распространение информации о нежелательных организациях, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2012 года №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ». у организации отсутствовал умысел на совершение вменяемого ей административного правонарушения, у организации отсутствует вина. Привлечение организации к административной ответственности за распротсранение информации, размещенной на сайте задолго до принятия законодательства, запрещающего такие действия, противоречит ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и свидетельствуют о вмешательстве в право организации на свободу выражения мнения (свободу распространения информации). В связи с изложенным АНО «Центр независимых социологических исследований» просило постановление мирового судьи судебного участка №206 Санкт-Петербурга от 26 декабря 2017 года по делу №5-921/17 о привлечении к административной ответственности по статье 20.33 КоАП РФ отменить полностью, дело об административном правонарушении №5-921/17 прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.

В судебное заседание представитель АНО «Центр независимых социологических исследований» по доверенности Оленечев М.В. явился, доводы жалобы подержал, просил жалобу удовлетворить, постановление мирового судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебное заседание заместитель прокурора Бортникова Л.А. явилась, представила письменные возражения, просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление мирового судьи оставить без изменения.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

АНО «Центр независимых социологических исследований» на основании постановления мирового судьи судебного участка №206 привлечена к административной ответственности по ст. 20.33 КоАП РФ, а именно Автономная некоммерческая организация «Центр Независимых Социологических Исследований», находясь по адресу; <адрес> 29 ноября 2017 года, осуществила участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, а именно распоряжениями Министерства юстиции Российской Федерации от 01.12.2015 года и в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», на основании решения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2015 года Институт Открытое общество Фонд содействия (OSI AssistanceFoundation) за №2, а также Фонд открытое общество (Open Society Foundation) за №3 включены в Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации на основании п. 1 ст. 3,1 Федерального закона от 28Л2.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», в соответствии с которым деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Как было указано в постановлении заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 08 декабря 2017 года и установлено мировым судьей на Интернет-сайте, принадлежащем Автономной некоммерческой организации «Центр Независимых Социологических Исследований», в открытом доступе по электронному адресу http.... была размещена информация о проекте Организации «Благотворительность в России как социально-культурный феномен». Целью проекта является изучение особенностей благотворительности в России, условий и трудностей ее становления. Также на странице размещена информация о том, что проект инициирован Балтийским гуманитарным фондом (Санкт-Петербург) и поддержан Институтом «Открытое общество». По результатам исследования выпущена книга под названием: «Благотворительность как социально-культурный феномен в России». Издательство Чернышева, 1999, Авторы: Фомин Э., Чикадзе Е., которая опубликована по электронному адресу: .... на 58 листах. Из введения в книгу следует, что проведенное исследование поддержано Институтом «Открытое Общество»; по электронному адресу .... в открытом доступе размещена информация о проекте Организации «Построение устойчивых сообществ в России», Целью проекта является способствование продвижению процесса создания Повестки 21 на берегах Невы (Шлиссельбург, Кировск, Павлово, Усгъ-Ижора, Утка), используя метод социологической интервенции. Завершается информация ссылкой на то, что указанный проект поддержал программой «RSS» Института «Открытое общество»; по электронному адресу .... в открытом доступе размещена информация о проекте организации «Женское участие в современной России», который поддержан Институтом «Открытое общество»; по электронному адресу: .... в открытой доступе размещена информация о проекте Организации «Жилье в советском городе (Ленинград, 1918-1991); исследование в области исторической социологии». Целью проекта является показать на примере Ленинграда, каким образом жилищная политика и практика жилищного строительства связаны со структурными трансформациями советского общества и изменениями в повседневной жизни горожан. На указанной странице размещена информация о том, что проект поддержан Институтом «Открытое общество»; по электронному адресу .... размещена информация о проекте Организации «Экономические мигранты из Центральной Азии: исследование трансформации идентичности, норм поведения и типов социальных связей». Цель проекта: исследовать процесс формирования нового трансграничного сообщества, которое складывается на пересечении разных социальных, политических и культурных пространств. На указанной странице также отражено, что рассматриваемый проект поддержан Институтом «Открытое общество».

Одновременно на осматриваемой странице размещена ссылка «Отчет по проекту», переходя на указанную ссылку, открывается страница с электронным адресом .... на которой размещен Отчет (2007-2008) на 47 листах по проекту «Экономические мигранты из Центральной Азии: Исследование трансформации идентичности, норм поведения и типов социальных связей». Из указанного отчета следует, что рассматриваемый проект поддержан Институтом «Открытое общество».

При осмотре вышеуказанных электронных адресов установлено, что в нижней части, под информацией о проектах Организации размещена одна и та же гиперссылка «Института Открытое общество» на Интернет-ресурс, расположенный по адресу .... Фонда открытое общество (Open Society Foundation).

При переходе по указанной гиперссылке: «Институт «Открытое общество», открывается страница с электронным адресом, на котором размещена информация на английском языке о Фонде «Открытое общество» (Open Society Foundation), содержится информация о фонде, его миссии, реализуемых программах.

В соответствии с п.1 ст.3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N272-
ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям
основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской
Федерации" деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Распоряжением Минюста России от 01 декабря 2015 года на основании решения Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 26 ноября 2015 года №2 Институт Открытое Общество Фонд Содействия (OSI Aasialance Foundation) включен в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации (далее - Перечень нежелательных организаций).

Распоряжением Минюста России от 01 декабря 2015 года на основании решения Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 26 ноября 2015 года №2 Фонд Открытое Общество (Open Society Foundation) включен в Перечень нежелательных организаций.

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 28 декабря
2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям
основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской
Федерации" признание нежелательной на территории Российской Федерации
деятельности иностранной или международной неправительственной
организации влечет за собой запрет на распространение информационных
материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием

Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения.

В связи с чем у прокурора Центрального района имелись основания для вынесения соответствующего постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.33 КоАП РФ.

Согласно ст. ст. 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ, должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Однако, указанные требования закона в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении АНО «Центр независимых социологических исследований» выполнены не были.

ее распространения.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол5 сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лига, отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые разрешения дела. В случае неявки физического лица, или законной! представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составлений указанного протокола.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.3 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому липу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено 08 декабря 2017 года в отсутствии представителя АНО «Центр независимых социологических исследований». При этом доказательств уведомления надлежащим образом данной организации о дате и времени, месте составления данного постановления материалы дела не содержат. Объяснения заместителя прокурора Центрального района Бортниковой Л.А. о том, что организация была надлежащим образом уведомлена о назначенном времени для вынесения постановления на 06 декабря 2017 года, в которое организация не явилась и после ожидания двух дней было вынесено постановление нельзя признать убедительными и свидетельствующими о надлежащим уведомлении организации о составлении постановления в отношении нее именно 08 декабря 2017 года.

Не могут быть приняты во внимание суда доводы заместителя прокурора Центрального района Бортниковой Л.А. о том, что составление 08 декабря 2017 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АНО «Центр независимых социологических исследований» в отсутствие законного представителя организации, как и не разъяснение процессуальных прав не является существенным нарушением, влекущим прекращение производства по делу, доказательств надлежащего извещения организации о дате, времени и месте составления постановления, именно 08 декабря 2017 года суду не представлено.

Таким образом, при рассмотрении дела мировой судья должен в полной мере выяснить были ли в полной мере соблюдены права лица, в отношении которого было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении при его вынесении, дать этому обстоятельству надлежащую оценку.

Поэтому на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о направлении дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.30.6., 30.7. ч.1 п.4. КоАП РФ,

Р е ш и л:

Постановление мирового судьи судебного участка №206 от 26 декабря 2017 года по делу №5-921/17 в отношении АНО «Центр независимых социологических исследований» по ст. 20.33 КоАП РФ – отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №206.

Судья