РЕШЕНИЕ
Судья Берникова Е.Г. дело № 12-143/2014
Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 09 июля 2014 года жалобу ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми» на постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 мая 2014 года, вынесенное в отношении ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 мая 2014 года ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности - временного прекращения эксплуатации здания, находящегося по адресу: <Адрес обезличен>, на срок <*> суток.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми» выражает несогласие с вынесенным в отношении общества постановлением и просит об его отмене с прекращением производства по делу.
Изучив материалы дела, заслушав объяснение представителя ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми» <Фамилия обезличена>, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены состоявшегося по делу постановления.
В соответствии с частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за повторное совершение нарушений требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений; нарушений требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Из материалов дела усматривается, что <Дата обезличена> в ходе проведения внеплановой выездной проверки на объекте многофункционального здания ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми», расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, Общество, ранее привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушило требования пожарной безопасности (пунктов 6.9, 6.13, 6.24, 7.25 Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; пунктов 4.2.1, 8.1.11, 8.1.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»), а именно: допустило эксплуатацию основного эвакуационного выхода по лестнице 2-го типа, соединяющим более двух этажей; при расположении лестницы 2-го типа помещения не отделены от примыкающих к ним коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1-го типа; отсутствует второй эвакуационный выход из помещений 4 этажа, предусмотрен второй выход через неэксплуатируемую кровлю; отсутствует второй эвакуационный выход из помещений 3 этажа, предусмотрен второй выход через неэксплуатируемую кровлю; отсутствует второй эвакуационный выход из помещений 2 этажа.
Должностным лицом государственным инспектором г. Ухты по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>.
Ранее, постановлением Главного государственного инспектора г.Ухты по пожарному надзору от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» к административной ответственности по части 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Здание ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми», расположенное по адресу: <Адрес обезличен> принято в эксплуатацию в 1976 году (согласно техническому паспорту).
Сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, не имеется, а нарушения правил пожарной безопасности, невыполнение которых вменено ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми», связаны с конструктивным изменением здания.
Следовательно, общество, эксплуатирующее здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП 21-01-97*, относящиеся к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми» не допущены нарушения в виде эксплуатации основного эвакуационного выхода по лестнице 2-го типа, соединяющим более двух этажей; при расположении лестницы 2-го типа помещения не отделены от примыкающих к ним коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1-го типа; отсутствия второго эвакуационного выхода из помещений 4 этажа, наличия второго выхода через неэксплуатируемую кровлю; отсутствия второго эвакуационного выхода из помещений 3 этажа, наличие второго выхода через неэксплуатируемую кровлю; отсутствия второго эвакуационного выхода из помещений 2 этажа.
Аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от <Дата обезличена> по делу № <Номер обезличен> по обжалованию постановления Главного государственного инспектора г. Ухты по пожарному надзору от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>, которым ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи нарушением правил пожарной безопасности, аналогичным указанным в протоколе об административном правонарушении от <Дата обезличена> года № <Номер обезличен> по настоящему делу.
Из постановления Второго арбитражного апелляционного суда от <Дата обезличена> года по делу № <Номер обезличен> следует, что в отношении эксплуатируемых зданий <Дата обезличена> и <Дата обезличена> годов постройки Общество не обязано соблюдать требования СНиП-21.01.97* в части объемно-планировочных решений вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данных зданий. В этой связи в вину ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» не может вменено нарушение указанных требований СНиП-21.01.97*, квалифицируемое по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалах дела не содержится доказательств, что дальнейшая эксплуатация здания ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми», расположенного по адресу: <Адрес обезличен> приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, вынесенное в отношении ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.9 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу представителя ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» удовлетворить.
Постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 мая 2014 года, вынесенное в отношении ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Голиков А.А.