ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-143/2015 от 01.07.2015 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

судья Литвиненко С.К. Дело № 12-143/2015

РЕШЕНИЕ

01 июля 2015 г. г.Сыктывкар

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г.,при секретаре Красавцевой Т.Л., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление Печорского городского суда Республики Коми от 25 мая 2015 г., по которому

ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.6.1 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей,

установил:

Печорской межрайонной прокуратурой во исполнение приказов Генерального прокурора от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 31.03.2008 №53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ...

Постановлением судьи Печорского городского суда от 27 апреля 2015 г. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить данное постановление, ссылаясь на его незаконность, поскольку проверка не проводилась.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к выводу, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

В силу статьи 353, 354 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда и ее территориальными органами.

Согласно статьи 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, наряду с иными перечисленными в законе, реализует следующие основные полномочия: федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Как следует из положений статьи 357 ТК РФ, в числе основных прав государственных инспекторов труда в рамках предоставленных им полномочий при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, наряду с иными, предусмотрены следующие: запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

В силу статьи 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

В соответствии со статьей 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> ... ФИО1 направлен запрос от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в адрес ...ФИО6, <Номер обезличен> в адрес ...ФИО7 и <Номер обезличен> в адрес ...ФИО8 о необходимости представления в срок до <Дата обезличена> в ... заверенных копий документов.

Вместе с тем, в своём запросе ФИО1 указала на возможные меры ответственности за не предоставление истребуемой информации.

Поводом к совершению ... ФИО1 действий по истребованию у ...ФИО6, ...ФИО7 и ...ФИО8 документов явилось проведение проверки за исполнением трудового законодательства в части своевременной и полной выплаты заработной платы, доведения уровня заработной платы до прожиточного минимума, установленного в регионе (трудоспособное население северной зоны РК - ... рублей), легализации заработной платы, на основании ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, регулируются Федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки:

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного наруше­ния обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следую­щих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памят­никам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государ­ства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культу­ры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникнове­ние чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федера­ции, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по по­ступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно требований части 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ об­ращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган госу­дарственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Из указанных норм следует, что проведение внеплановой документарной или выездной проверки допустимо по обращению, содержащему сведения, указанные части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.

Кроме того, согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выезд­ной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного закона.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 11).

Согласно части 1, 2 статьи 14 Федерального закона №249-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе. В распоряжении или приказе указываются, в том числе, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Вместе с тем, статья 360 ТК РФ каких-либо особенностей для проведения внеплановой документарной проверки, в том числе, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда) и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не устанавливает.

Как следует из материалов дела, распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ...ФИО9, ...ФИО7, ...ФИО8 не издавалось. Данное обстоятельство ФИО1 не оспаривалось.

Проведение проверки без издания распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки является грубым нарушением требований законодательства о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влекущим в том числе, отмену результатов проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора).

Таким образом, действия ... ФИО1 по проведению внеплановой документарной проверки и истребованию у ...ФИО9...ФИО7, ...ФИО8 документов при отсутствии распоряжения ... не соответствуют требованиям законодательства.

Положения статьей 353, 355, 356, 357 ТК РФ, содержащие общий перечень полномочий государственной инспекции труда, не могут рассматриваться без их взаимосвязи с иными положениями законодательства и расцениваться как позволяющие государственному инспектору труда истребовать документы у юридического лица независимо от наличия правовых оснований и предусмотренного законом порядка истребования.

С учетом изложенного, вывод судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административном правонарушениях, является правильным.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают правильных выводов судьи и не свидетельствуют о незаконности состоявшегося по делу судебного решения.

Постановление судьи является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

определил:

постановление Печорского городского суда Республики Коми от 25 мая 2015 г. оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья подпись И.Г.Пристром

Копия верна: судья- И.Г.Пристром