ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-143/2017 от 31.05.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Фефилова О.В. № 12-143/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Г. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2017 г. в г.Ижевске жалобу и дополнение к ней защитника Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Перевозчиковой В.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на постановление судьи Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2017 г., вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2017 г. Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее – ООО «<данные изъяты>», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики защитник ООО «<данные изъяты>» Перевозчикова В.А. просит постановление судьи, вынесенное в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении отменить, ссылаясь на его незаконность и прекратить производство по делу.

В судебном заседании защитник ООО «<данные изъяты>» Перевозчикова В.А. доводы жалобы и дополнения к ней поддержала, считает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике Быстрых В.В. выразил мнение о необоснованности доводов жалобы и законности принятого постановления.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, выслушав объяснения защитника ООО «<данные изъяты>» и должностного лица Быстрых В.В., прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (здесь и далее положения данного Федерального закона приведены в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) в названном Федеральном законе используются следующие понятия:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

- твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536.

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, включающий перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования, химическому и компонентному составу, агрегатному состоянию, физической форме.

Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, в Управление Росприроднадзора по УР поступила информация (вх. от ДД.ММ.ГГГГ г.), содержащая сведения о нарушении требований законодательства в области обращения с отходами на территории земельного участка (кадастровый номер ), расположенного по адресу: <адрес>. Из указанной информации следует, что названный земельный участок эксплуатируется ООО РПК «<данные изъяты>» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией МО «<данные изъяты>». Согласно указанному договору земельный участок передан в аренду ООО РПК «<данные изъяты>» сроком на 49 лет, для размещения и сортировки мусора и отходов и строительства зданий (сооружений) для данных целей. Земельный участок относится к категориям земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 50 000 кв.м, с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (3.1) – полигон по размещению и сортировке бытового мусора и отходов.

ДД.ММ.ГГГГ. на основании данной информации Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике по факту нарушений требований законодательства в области обращения с отходами на территории вышеуказанного земельного участка возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В рамках административного расследования определением от ДД.ММ.ГГГГ были истребованы сведения (документы) и информация, необходимая для правильного разрешения дела.

Согласно представленным сведениям, ПАО «<данные изъяты>» заключило договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО РПК «<данные изъяты>» на оказание услуг по приему отходов. Согласно пункту 1.1 договора исполнитель обязуется оказать услуги по приему твердых коммунальных отходов (ТКО) для последующей транспортировки их до места размещения на полигоне ТКО, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Местом передачи ТКО от Заказчика к Исполнителю является земельный участок (кадастровый номер ), расположенный по адресу: <адрес>.

ПАО «<данные изъяты>» на основании выданной Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике лицензии от ДД.ММ.ГГГГ на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (в части осуществления деятельности по транспортированию отходов III – IV классов опасности) осуществляет транспортирование отходов мебельного производства собственным автотранспортным средством на место, указанное в договоре от ДД.ММ.ГГГГ

Собственные отходы производства и потребления ПАО «<данные изъяты>» транспортируются и сбрасываются на вышеуказанном земельном участке, по месту передачи отходов, указанному в пункте 1.1. договора от ДД.ММ.ГГГГ При этом место (площадка) складирования не обустроено в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (не укрыта брезентом, не оборудована навесом и т.д.);

- поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

-по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; присоединение которой допускается к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями (СанПиН 2.1.7.1322-03).

Тем самым, Общество на земельном участке (кадастровый номер ) фактически произвело сброс отходов на почву. Согласно представленным данным учета в области обращения с отходами за 1, 2, 3 кварталы 2016 г. было вывезено на вышеуказанный земельный участок 423,772 тонны отходов производства и потребления. Указанные отходы были складированы на земельном участке, а фактически сброшены на почву.

Согласно Уставу, ПАО «<данные изъяты>» является юридическим лицом; преследует в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Видами деятельности являются: производство и продажа мебели; производство товаров народного потребления и их продажа; Общество вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством; отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, Общество может заниматься только после получения в установленном законом порядке соответствующих лицензий и разрешений. Имеющимися в материалах дела копиями Выписок из ЕГРЮЛ на ООО «<данные изъяты>» и ПАВО «<данные изъяты>» по состоянию на 31 января 2017 г. подтверждается, что 16 января 2017 г. внесена запись в ЕГРЮЛ о регистрации юридического лица ООО «<данные изъяты>», образованного путем реорганизации в форме преобразования, и прекращена деятельность юридического лица ПАО «<данные изъяты>» при преобразовании.

Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами – накоплению, транспортированию и иному обращению с отходами производства и потребления. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

Протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано автотранспортное средство – трактор, государственный регистрационный знак с прицепом, государственный регистрационный знак , которое осуществляло транспортирование отходов.

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, составленному филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г.Глазове в представленных Обществом документах на автотранспортные средства, на которых планировалось осуществлять деятельность по транспортированию отходов III – IV классов опасности, сведений о транспортировании отходов ПАО «<данные изъяты>» на автотранспортном средстве – тракторе, государственный регистрационный знак не содержится.

Также, не содержится сведений о транспортном средстве - тракторе государственный регистрационный знак и в документах, представленных на получение лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов III – IV классов опасности.

В ходе проведения административного расследования, ДД.ММ.ГГГГ произведен выезд на место, указанное в поступившей информации, по результатам которого протоколом осмотра в присутствии двух понятых зафиксировано, что на территории земельного участка (кадастровый номер ), расположенного по адресу: <адрес> образована несанкционированная свалка отходов; въезд на территорию земельного участка свободный; территория земельного участка не огорожена и не охраняется; отходы, сброшенные на рельеф местности (почву) складируются навалом повсеместно по территории земельного участка; на земельный участок сброшены следующие наименования отходов: отходы картона, отходы полиэтилена, древесные отходы; отходы от стеклотары, пищевые отходы; строительные отходы, бытовые отходы и другие. Территория земельного участка в местах сброса отходов не оборудована твердым покрытием и не имеет гидроизоляционного слоя, также все сброшенные отходы подвергаются прямым воздействиям выпавших осадков. Площадь земельного участка, занятая под сброшенными отходами, ориентировочно составляет около 100-150 кв.м. На момент обследования территории земельного участка, захламленного отходами, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано автотранспортное средство – трактор, государственный регистрационный знак с прицепом, государственный регистрационный знак , которое осуществило сброс отходов на рельеф местности (почву).

Трактор, государственный регистрационный знак , осуществляющий транспортирование отходов не оборудован специальными знаками

Из объяснений водителя следует, что ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению руководства ПАО «<данные изъяты>» он, при помощи указанного выше трактора, с прицепом осуществил загрузку отходов от мебельного производства с целью дальнейшего размещения на свалку. Указанное транспортное средство принадлежит на праве собственности ПАО «<данные изъяты>». Вывоз отходов на указанный земельный участок производится ежедневно, с января 2016 г., по распоряжению руководства Общества. Прием отходов осуществляется ООО РПК «<данные изъяты>» по акту приема-передачи отходов. На момент осмотра территории земельного участка зафиксировано возгорание отходов, сброшенных на рельеф местности (почву).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной к нему фототаблицей, объяснениями водителя трактора Ф.Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ, копиями данных учета в области обращения с отходами за 1,2,3 кварталы 2016 г., копией договора на оказание услуг по приему отходов от ДД.ММ.ГГГГ, копией договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, копией экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, копией Устава ПАО «<данные изъяты>», копиями актом от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, копиями выписок из ЕГРЮЛ и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совершенное Обществом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте. Выводы судьи районного суда о виновности ООО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства об отходах производства и потребления и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено ООО «<данные изъяты>» в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для снижения размера административного штрафа, не имеется.

Постановление о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Удмуртской Республики

решил:

постановление судьи Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2017 г., вынесенное в отношении ООО «<данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу и дополнение к ней защитника ООО «<данные изъяты>» Перевозчиковой В.А. - без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 КоАП РФ, регламентирующими право обжалования вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова