Дело № 12-143/2021
РЕШЕНИЕ
17 июня 2021 года г.Нефтекамск РБ
Судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан Валеева Р.М., в помещении Нефтекамского городского суда РБ, расположенном по адресу: <...>, рассмотрев жалобу государственного инспектора РФ в области окружающей среды по РБ и Оренбургской области ФИО1 на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 27.04.2021 исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 по городу Нефтекамск Республики Башкортостан ФИО2 в отношении Муниципального унитарного предприятия «Нефтекамскводоканал» (МУП «Нефтекамскводоканал»), адрес: 452684, <адрес>, ОГРН №, ИНН №, КПП №, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № по городу Нефтекамск Республики Башкортостан ФИО2 от 27.04.2021 прекращено за отсутствием состава правонарушения производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального унитарного предприятия «Нефтекамскводоканал» (МУП «Нефтекамскводоканал»), привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с данным постановлением, государственный инспектор РФ в области окружающей среды по РБ и Оренбургской области ФИО1 подал жалобу, где указал, что постановление считает незаконным и необоснованным. В ходе проведенной проверки установлено, что предписание 134-В/АД от 27.04.2020 о согласовании и утверждении в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны питьевых подземных вод на Камском (Патраковском) водозаборе для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Нефтекамска согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 не выполнено. Срок выполнения предписания был установлен с 27.04.2020 по 01.02.2021. Исполнение предписания №- В/АД об утверждении проекта действующего Камского инфильтрационного водозабора взаимосвязано с исполнением предыдущего предписания, так как его утверждение возможно после согласования и утверждения зон санитарной охраны. Соответственно, предписание №-В/АД не выполнено. Вина МУП «Нефтекамскводоканал» заключается в неисполнении предписаний. Просил постановление отменить и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель МУП «Нефтекамскводоканал» по доверенности ФИО3 не согласилась с жалобой, указав, что МУП «Нефтекамскводоканал» сделал все возможное, заключил контракт на согласование и утверждение в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны.
В судебном заседании представитель МУП «Нефтекамскводоканал» по доверенности ФИО4 не согласился с жалобой, указав, что МУП «Нефтекамскводоканал» сделал все возможное, заключил контракт на согласование и утверждение в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны. Кроме того, 09.06.2021 Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан подписан Приказ «Об утверждении проекта организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения городского округа г. Нефтекамск Камский инфильтрационный водозабор (53 скважины) и Водозабор «Кама».
Государственный инспектор РФ в области окружающей среды по РБ и Оренбургской области ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и дате рассмотрения дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы нахожу необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Положениями ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, в виде административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела установлено, что в период с 02 апреля 2020 года по 27 апреля 2020 года (приказ № 323-П от 19.03.2020 года) Управлением Росприроднадзора по РБ была проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «Нефтекамскводоканал». Было установлено, что МУП «Нефтекамскводоканал» не исполнило ранее выданное предписание (акт проверки № 134 от 27.04.2020). По результатам проверки МУП «Нефтекамскводоканал» было выдано предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства выявленных в результате проведения проверки № 134-В/АД от 27.04.2020 со сроком исполнения 01.02.2021 года
Управлением Росприроднадзора по РБ была проведена внеплановая документарная проверка МУП «Нефтекамскводоканал» в период с 03.02.2021-03.02.2021 года (приказ № 118- П от 02.02.2021) по выполнению вышеуказанного предписания.
В результате проведения проверки было установлено, п. 1 и п. 2 предписания № 134- В/АД от 27.04.2020 года а именно:
составить и утвердить «Проект действующего Камского инфильтрационного водозабора МУП «НВК» для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Нефтекамска» - не выполнено;
согласовать и утвердить в установленном порядке проекты зоны санитарной охраны питьевых подземных вод на Камском (Патраковском) водозаборе для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Нефтекамска согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 - не выполнено.
Срок исполнения данных предписаний был установлен с 27.04.2020 года по 01.02.2021 года. В период с 03.02.2021 по 03.02.2021 года Управлением Росприроднадзора по РБ была проведена внеплановая документарная проверка по выполнению МУП «Нефтекамскводоканал» вышеуказанного предписания. В результате проверки было установлено, что предписание № 134-В/АД от 27.04.2020 г. не выполнено.
Таким образом, из предписания № 134-В/АД следует, что юридическое лицо МУП «Нефтекамскводоканал» не выполнило к установленному сроку предписание государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ.
Срок выполнения предписаний установлен с 27.04.2020 по 01.02.2021.
В период с 03.02.2021 по 03.02.2021 Управлением Росприроднадзора по РБ была проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «Нефтекамскводоканал» по выполнению вышеуказанного предписания.
В результате проведения проверки установлено, что предписание 134-В/АД от 27.04.2020 не выполнено.
Государственный инспектор РФ в области окружающей среды по РБ и Оренбургской области ФИО1 составил протокол об административном правонарушении № № от 23.03.2021 в отношении МУП «Нефтекамскводоканал» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, мировой судья указал, что отсутствуют доказательства, неопровержимо свидетельствующие о виновности юридического лица МУП «Нефтекамскводоканал», следовательно, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
КоАП РФ, закрепляя общие условия и основания административной ответственности, действующие для всех ее субъектов и всех составов административных правонарушений, предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу (части 1 и 4 статьи 1.5). Это лицо не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1).
Вместе с тем, поскольку субъектами административной ответственности признаются качественно разные субъекты права - как физические, так и юридические лица, постольку КоАП РФ конкретизирует реализацию общих принципов с учетом объективных признаков (характеристик) этих субъектов. Так, согласно части 2 статьи 2.1 данного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, поскольку совершение административного правонарушения юридическим лицом - это всегда действие (бездействие) действующих от его имени физических лиц, нельзя отрицать возможность учесть, привлекая юридическое лицо к административной ответственности, обстоятельства, характеризующие форму вины соответствующих физических лиц. В частности, по фактическим обстоятельствам, установленным на основе исследования и оценки доказательств и отражающим характер и степень опасности нарушения, его последствия, можно определить и характеристики вины нарушителя, в том числе юридического лица.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, несмотря на то обстоятельство, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения не тождественна вине соответствующего физического лица, виновность юридического лица так или иначе является следствием виновности его должностных лиц (работников), привлечение которых к административной или уголовной ответственности не освобождает - в силу прямого указания части 3 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации - от административной ответственности само юридическое лицо. Вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих физических лиц, действующих от его имени и допустивших правонарушение (постановления от 17.01.2013 № 1-П и от 25.02.2014 № 4-П, определения от 14.12.2000 № 244-О и от 26.11.2018 № 3062-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17-П).
Из материалов дела судом установлено, что для исполнения предписаний юридическим лицом МУП «Нефтекамскводоканал» проект ЗСО Камского инфильтрационного водозабора МУП «Нефтекамскводоканал» разработан ООО «Экопартнер», на который 24.12.2020 года получено экспертное заключение о соответствии проекта санитарным правилам и нормам. 31.12.2020 года Роспотребнадзором вынесено положительное санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии Проекта ЗСО СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», которое было получено в январе 2021 года. 25.01.2021 года вся документация передана в Министерство природопользования и экологии РБ и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР для утверждения Проекта ЗСО. На территории Удмуртской Республики Проект ЗСО утвержден приказом Минприроды УР от 08.02.2021 года № 123. Министерство природопользования и экологии РБ не утвердило Проект ЗСО в связи с тем, что Министерством сельского хозяйства РБ выявлены замечания, которые указаны в письме от 05.03.2020 г. исх. № ИС-17-1260 и письмом от 12.04.2021 года исх. № 08/5125 вернуло Проект ЗСО на доработку. 22.04.2021 года устранив замечания, а именно направив ответ администрации Краснокамского района об отсутствии землепользователей, занимающихся сельхоз производством, о неприменении ядохимикатов и удобрений, МУП «Нефтекамскводоканал» вновь предоставило доработанный проект ЗСО на утверждение в Минприроды, других замечаний не исходило. Проект ЗСО со стороны Минприроды УР утвержден, то есть предписание исполнено наполовину. Согласно п. 2.7 Административного регламента Министерства природопользования и экологии РБ по предоставлению государственной услуги «Утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории РБ» (с изменениями на 27.03.2020 года, утвержденного приказом Министерства природопользования и экологии РБ от 09.10.2015 года № 435п - Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 50 календарных дней с даты регистрации в Минэкологии РБ. Направление результата государственной услуги заявителю осуществляется в течение 5 календарных дней со дня принятия приказа Минэкологии РБ об утверждении Проекта ЗСО, либо вынесения решения об отказе в утверждении Проекта ЗСО. С момента предоставления МУП «Нефтекамскводоканал» заявки на утверждение Проекта ЗСО в Минприроды РБ прошло 77 дней. МУП «Нефтекамскводоканал» были предприняты все меры для разработки санитарных зон, но по независящим от него объективным обстоятельствам это исполнить не удалось.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан подписан Приказ «Об утверждении проекта организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения городского округа г. Нефтекамск Камский инфильтрационный водозабор (53 скважины) и Водозабор «Кама» от 09 июня 2021 года № 435п.
Из пункта 1 данного Приказа следует, что проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения городского округа г. Нефтекамск Камский инфильтрационный водозабор (53 скважины) и Водозабор «Кама», границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения городского округа г. Нефтекамск Камский инфильтрационный водозабор (53 скважины) и Водозабор «Кама» согласно приложению № 1 утверждены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи, что предприятие предприняло все зависящее от него меры для исполнения предписания, также отмечает, что совершение действий для исполнения предписания проводилось последовательно в течение всего установленного срока для исполнения предписания. В жалобе не указаны, а судом второй инстанции не установлены действия, которые МУП «Нефтекамскводоканал» могли бы при данной ситуации совершить для завершения работ по исполнению предписаний в установленный срок. Соответственно, вина МУП «Нефтекамскводоканал» в совершении административного правонарушения не установлена.
При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого постановления мирового судьи не имеется, поскольку оно вынесено с соблюдением требований административного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 27.04.2021 исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 по городу Нефтекамск Республики Башкортостан ФИО2 в отношении Муниципального унитарного предприятия «Нефтекамскводоканал», привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора РФ в области окружающей среды по РБ и Оренбургской области ФИО1 без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Р.М. Валеева