ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-143/2021 от 21.02.2022 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

дело № 12 – 44/2022

УИД 26RS0020-01-2021-003215-76

РЕШЕНИЕ

с. Кочубеевское 21 февраля 2022 года

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Рынгач Е.Е.,

рассмотрев единолично в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по жалобе ФИО4 на постановление врио начальника ОГБДД отдела МВД России «Кочубеевский» ФИО1 от 01.12.2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3 100 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио начальника ОГБДД отдела МВД России «Кочубеевский» ФИО1 от 01.12.2021 года ФИО4 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 100 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО4 обратился в Кочубеевский районный суд Ставропольского края с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить. В обоснование жалобы указано, что он с данным постановлением не согласен, считает его незаконным, поскольку в его действиях отсутствовали событие и состав административного правонарушения. 06.11.2021 года он, управляя транспортным средством <данные изъяты>, регистрационный знак , которое было оснащено тахографом <данные изъяты> серийный дата производства 2000 - установленным в условиях предприятия изготовителя вышеуказанного транспортного средства. На момент проверки тахограф был исправен, порядок использования тахографа соблюдался, что подтверждалось сертификатом поверки (калибровки) тахографа от 25.12.2019 года составленного в сертифицированном центре РИА-АВТО г. Невинномысск Ставропольского края, то есть тахограф был исправен, откалиброван и опломбирован, данная информация была доведена до инспектора составившего протокол, более того так же сотруднику были даны пояснения о наличии карточки допуска на данное транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок МА , однако, поскольку перевозка осуществлялась на территории РФ, то требовать ее наличие инспектором было неправомерно. Указывает, что тахограф допустим к использованию в течение всего срока его технической годности. Демонтаж тахографа, в силу требований законодательства РФ, влечет запрет на эксплуатацию транспортного средства. Замена установленного тахографа на иной тип тахографа законодательством РФ признается внесением изменений в конструкцию транспортного средства, что является недопустимым в силу несогласованности такого мероприятия с предприятием-изготовителем вышеуказанного транспортного средства, одновременная установка двух тахографов на транспортное средство запрещено. На момент возбуждения дела об административном правонарушении требования к тахографам, как автокомпонентам, и порядок использования регламентируются Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года № 877, утверждения Технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств, со сроком вступления в силу 01.01.2015 года. Этим же Решением КТС утверждено, что со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается. Обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, допускается в течение срока годности (срока службы) продукции. В свою очередь, срок годности тахографа установленного на вышеуказанное транспортное средство, не истек, данный тахограф предусмотрен конструкцией транспортного средства, его замена на тахограф другого типа требованиям предприятия-изготовителя не предусмотрен, таким образом виновность его действий в совершении правонарушения, отраженного в протоколе, доказательного подтверждения не имеет. Кроме того, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении какие-либо сведения о самом тахографе, установленном на автомобиле <данные изъяты>, регистрационный знак под его управлением, а именно завод-производитель, заводской номер, тип модели отсутствуют, что в свою очередь не позволяет определить соответствие (не соответствие) тахографа соответствующим установленным требованиям, то есть в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении не содержится оценка его доводов, в нем не приведены доказательства, на основании которых должностное лицо сделало вывод о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, отсутствует оценка доказательств, полученных в ходе производства по делу об административном правонарушении с позиции относимости, допустимости и достаточности, а соответственно данное постановление является ненормативным и соответственно влекущее за собой отмену данного постановления в связи с существенными нарушениями процессуальных требований предусмотренных КоАП РФ. Просит суд постановление врио начальника ОГИБДД отдела МВД России «Кочубеевский» капитана полиции ФИО1 от 01.12.2021 года - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО4, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в материалах дела имеется заявление о просьбе рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ, суд определил рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие не явившегося ФИО4

Врио начальника ОГИБДД отдела МВД России «Кочубеевский» капитан полиции ФИО1, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не ходатайствовал об отложении.

Дело рассмотрено в отсутствие врио начальника ОГИБДД отдела МВД России «Кочубеевский» капитана полиции ФИО1

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд находит, что жалоба ФИО4 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Согласно статье 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанный срок, по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно п.п. 1 - 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения

На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Следовательно, принимая решение по делу об административном правонарушении, судья (должностное лицо), в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, должен выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения лицом административного правонарушения. Выяснение таких обстоятельств является обязанностью судьи (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении.

По смыслу ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

На основании ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно абзацу 10 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, указаны в Приложении № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 года № 36 (ред. от 28.10.2020 года) «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля тахографов, установленных на транспортные средства», в соответствии с которым тахографами оснащаются транспортные средства, за исключением: транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 года № 158 «Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок» (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 года, регистрационный № 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 года).

Однако, приказом № 36 установлено исключение, основанное на ратифицированном Российской Федерацией международном соглашении, имеющим, исходя из базового конституционного правового принципа, приоритетное значение перед национальным законодательством, в части оснащения транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения.

Согласно пункту 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2013 года № 273 (далее - Порядок № 273) в установленные в нем сроки оснащения тахографами транспортных средств, кроме перечисленных в приложении № 2 к приказу № 36 после слов «за исключением», производится в отношении категорий транспортных средств, указанных в этом пункте (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 года № 12-АД17-10).

В пункте 3 Порядка № 273 приведен перечень категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также установлены сроки их оснащения. Так, оснащение тахографами транспортных средств категорий № 2, № 3, M2 и M3, оснащенных организациями-изготовителями транспортных средств до 01.04.2014 года техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, производится до 01.01.2018 года (абзац седьмой данного пункта); транспортных средств категорий № 2, № 3, M2 и M3, оснащенных мастерскими до вступления в силу Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года № 720, - до 01.01.2018 года (абзац восьмой пункта 3).

В указанный пункт Порядка № 273 приказом Минтранса России от 02.12.2015 года № 348 (далее - Приказ № 348) внесены изменения, согласно которым абзац седьмой после слов «(ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.)» дополнен словами «за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде 7 пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)»; абзац восьмой после слов «от 10.09.2009 года № 720» дополнен словами «за исключением аналоговых контрольных устройств». Также в этот пункт добавлен абзац девятый, изложенный в следующей редакции: «транспортных средств категорий № 2, № 3, M2 и M3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, - до 01.07.2016 года».

Дополнительные требования к тахографам Приказ № 348 не содержит, он вносит лишь изменения в Порядок, устанавливающий процедуру и сроки оснащения тахографами транспортных средств, в то время как требования к тахографам определены Приказом № 36 (приложение № 1) (апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15.09.2016 года № АПЛ16-383).

При этом Верховным Судом РФ отмечено, что на правоотношения, связанные с международными перевозками, Приказ № 348 не распространяется.

Транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащаются контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения (абзац восьмой приложения № 2 к Приказу № 36) (апелляционное определение Верховного Суда России от 15.09.2016 года № АПЛ16-383).

На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение № 1 к приказу № 55) с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Европейское соглашение), и (или) техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, которым транспортные средства ранее оснащались в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года № 720 (абзац введен Приказом Минтранса России от 20.02.2017 года № 55).

Европейским соглашением к международным автомобильным перевозкам отнесены любые автомобильные перевозки с пересечением, по крайней мере, с одной границы (пункт «h» статьи 1).

Статьей 2 Европейского соглашения установленные им правила признаны применимыми на территории каждой Договаривающейся стороны ко всем международным 8 автомобильным перевозкам, совершаемым любым транспортным средством, зарегистрированным на территории вышеуказанной Договаривающейся стороны или на территории любой другой Договаривающейся стороны.

Статьей 10 Европейского соглашения «Контрольное устройство» установлено, что договаривающиеся стороны предписывают установку и использование на транспортных средствах, зарегистрированных на их территории, контрольного устройства согласно требованиям Соглашения, включая приложение и добавления к нему (часть 1 статьи 10). Контрольное устройство по смыслу настоящего Соглашения должно отвечать в том, что касается его конструкции, установки, использования и проверки, требованиям настоящего Соглашения, включая приложение и добавления к нему (часть 2 статьи 10). Считается, что контрольное устройство, отвечающее постановлению (СЕЕ) № 3821/85 Совета от 20.12.1985 года, в том, что касается его конструкции, установки, использования и проверки, соответствует требованиям Соглашения, включая приложение и добавления к нему (часть 3 статьи 10).

Статьей 7 Европейского соглашения установлено, что договаривающиеся стороны не должны отказывать в регистрации транспортных средств, оборудованных контрольным устройством, или запрещать введение в эксплуатацию либо использование таких транспортных средств по любой причине, которая связана с тем, что данное транспортное средство оборудовано таким устройством, если на контрольное устройство нанесен знак официального утверждения, указанный в статье 3, и табличка с данными об установке, указанная в статье 9. Пунктом 4 статьи 9 установлено, что подтверждением того, что установка контрольного устройства была произведена в соответствии с требованиями приложения к Соглашению, свидетельствует табличка с данными об установке, предусмотренная в добавлении 1 или 1В.

Следовательно, международным соглашением прямо установлено, что не допускается запрет на введение в эксплуатацию либо использование транспортных средств, участвующих в международных автомобильных перевозках (пересекающих, по крайней мере, одну границу), по любой причине, связанной с оборудованием такого транспортного средства устройством, на которое нанесен знак официального утверждения, указанный в статье 3, и табличка с данными об установке, указанная в статье 9 Европейского соглашения.

Как следует из протокола об административном правонарушении , составленного 06.11.2021 года ст. ИДПС взвода 4 роты 1 Донского ОБ ДПС ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Ростовской области капитаном полиции ФИО2, 06.11.2021 года, в 08 часов 10 минут, на 53 км + 200 м а/д «Ростов-Таганрог гр. Украины», ФИО4 управлял грузовым т/с по путевому листу без номера с использование аналогового тахографа, цифровой тахограф установленного образца отсутствует.

К жалобе ФИО4 приложен документ – карточка допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок серия МА .

Заявителем в материалы дела предоставлено удостоверение допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, выданное ФИО3 К данному удостоверению прилагается регистрационная карточка в отношении транспортного средства регистрационный знак .

То есть, учитывая, что автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак является транспортным средством, допущенным к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска серия МА , выданной к удостоверению допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок серия МА , срок действия удостоверения с 17.12.2019 года по 16.12.2024 года, соответственно факт отсутствия тахографа, отвечающего требованиям Приказа № 36, не является нарушением и не образует состав вмененного административного правонарушения.

Между тем, административный орган указанные обстоятельства не установил, и при наличии, как это указано в оспариваемом постановлении - аналогового тахографа, не проверил его на соответствие требованиям ЕСТР, что дополнительно подтверждает неполноту проведенной проверки.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4 по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что постановление врио начальника ОГБДД отдела МВД России «Кочубеевский» ФИО1 от 01.12.2021 года о привлечении ФИО4 к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 100 рублей подлежит отмене, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л

Жалобу ФИО4 на постановление врио начальника ОГБДД отдела МВД России «Кочубеевский» ФИО1 от 01.12.2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 100 рублей – удовлетворить.

Постановление врио начальника ОГБДД отдела МВД России «Кочубеевский» ФИО1 от 01.12.2021 года о привлечении ФИО4 к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 100 рублей отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение 10 суток.

Судья Е.Е. Рынгач