Судья Кочанов Л.А. дело № 21-49/2022 (дело № 12-143/2021)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 января 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе защитника администрации МО МР "Прилузский" ФИО1 на постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Прилузскому району УФССП России по Республике Коми ФИО2 от 10 ноября 2021 года № 174 и решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 09 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района "Прилузский",
установил:
постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Прилузскому району УФССП России по Республике Коми ФИО2 от 10 ноября 2021 года № 174 администрация муниципального района "Прилузский" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, поскольку административным органом неверно применены нормы материального права, не учтены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
По результатам рассмотрения приведенной жалобы судом принято вышеуказанное решение.
Оспаривая законность вынесенного решения суда, защитник администрации МО ГО "Прилузский" ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда как незаконного и необоснованного, полагая, что судом неверно применены нормы материального права, не учтены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, поскольку работы, услуги для государственных (муниципальных) нужд проводятся в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а увеличение бюджетных лимитов осуществляется по правилам Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании заключения государственных (муниципальных) контрактов. Стоимость капитального ремонта автомобильных дорог на территории Прилузского района составляет более 4 млрд. рублей, и с учётом климатической зоны, объёма работ, администрации необходимо значительное время для исполнения судебного решения.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностное лицо административного органа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании в Верховном Суде Республики Коми не приняли.
На основании положений статей 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело по жалобе, в отсутствие неявившихся лиц, явку которых в судебное заседание не нахожу обязательной.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены оспариваемого судебного решения.
В силу положений статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон об исполнительном производстве) установлен, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения".
В силу статьи 105 Федерального закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судьей районного суда, на исполнении в ОСП Прилузского района Управления ФССП по Республике Коми находится исполнительное производство №27425/19/11014-ИП, возбужденное 05 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Прилузскому району ФИО3, на основании исполнительного листа, выданного Прилузским районным судом 11 июля 2018 года по гражданскому делу № 2-177/2018 на основании решения суда от 06 июня 2018 года, вступившего в законную силу 10 июля 2018 года, в отношении администрации МО МР "Прилузский", предметом исполнения которого является обязанность администрации муниципального района "Прилузский" в срок до 01.09.2019 устранить разрушения дорожной одежды в виде выбоин, просадок, неровностей на проезжей части дорог и улиц; крышку люка смотрового колодца на участке автомобильной дороги привести в нормативное состояние; установить технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Прилузскому району от 09 октября 2020 года в связи с неисполнением требований исполнительного документа с должника администрации МР "Прилузский" взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Решением Прилузского районного суда от 11 ноября 2020 года по делу № 2а-368/2020, вступившим в законную силу 03 декабря 2020 года, размер исполнительского сбора уменьшен до 37500 рублей.
Определением Прилузского районного суда № 13-121/2019 от 12 сентября 2019 года, вступившим в законную силу 28 сентября 2019 года, предоставлена отсрочка исполнения решения Прилузского районного суда от 06 июня 2018 года на срок до 01 июля 2020 года.
20.05.2020, 04.08.2020, 08.12.2020, 14.01.2021, 26.04.2021 должником получены требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений об исполнении решения суда, а в случае его не исполнения - об исполнении в течение пяти рабочих дней, с предупреждением об административной ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований и об исполнении требований исполнительного документа соответственно в срок до 27.05.2020, 06.08.2020, 20.12.2020, 20.01.2021, по последнему требованию - до 30.09.2021, а 05.05.2021, 02.08.2021 получены предупреждения о злостном неисполнении вступившего в законную силу решения суда.
Во вновь установленный срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрация МР "Прилузский" требования, содержащиеся в исполнительном документе, не выполнила.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Прилузскому району УФССП России по Республике Коми ФИО2 оспариваемого постановления от 10 ноября 2021 года о привлечении администрации МО МР "Прилузский" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Давая оценку законности вынесенного постановления, судья районного суда, обоснованно не усмотрев оснований для удовлетворения доводов защитника юридического лица, правомерно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе его рассмотрения, свидетельствуют о неисполнении администрацией МО МР "Прилузский" как должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, тем самым указывают на совершение должником административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения привлекаемым к административной ответственности лицом вменённого административного правонарушения нашли своё подтверждение в материалах дела.
Доказательства по делу собраны в соответствии с законом, согласуются между собой и подтверждают вину привлекаемого лица в совершении вменяемого правонарушения при отсутствии оснований для освобождения его от административной ответственности, им дана надлежащая правовая оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности и достоверности по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится.
Судом не установлено обстоятельств объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения.
Совершённое администрацией МО МР "Прилузский" правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" подлежит неукоснительному исполнению.
Доказательств того, что должником были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, материалы дела не содержат и в жалобе не приведено.
Ссылка в жалобе на принятие всех возможных мер для исполнения решения суда не может быть принята в качестве основанием для освобождения должника от административной ответственности, учитывая, что решение суда до настоящего времени не исполнено.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность в соответствии с требованиями настоящей статьи наступает при неисполнении ответственным лицом обязанности по исполнению требований исполнительного документа в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
В данном случае, привлечение администрации района к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным.
Назначенное наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено юридическому лицу с учётом характера совершённого им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Таким образом, постановление должностного лица службы судебных приставов и судебное решение, вынесенные с учётом обстоятельств дела, подтверждённых совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Прилузскому району УФССП России по Республике Коми ФИО2 от 10 ноября 2021 года № 174 и решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 09 декабря 2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО МР "Прилузский" оставить без изменения, жалобу защитника администрации МО МР "Прилузский" ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья В.В. Попов
Копия верна, судья В.В. Попов