Дело № 12-143/2022
УИД RS0009-01-2022-002160-63
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
05 сентября 2022 года г. Воткинск
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Безушко В.М., с участием его защитника ФИО4, действующего на основании доверенности, должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, ФИО1, ст. помощника Воткинского межрайонного прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» ФИО1№*** от , вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» ФИО1№*** от (мотивированное постановление составлено ), ООО «Газпром трансгаз Чайковский» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
ООО «Газпром трансгаз Чайковский» подана жалоба на вышеуказанное постановление, мотивированная тем, что с постановлением №*** от общество не согласно, административным органом не принято во внимание ни одного из доводов общества об отсутствии его вины, считает постановление не обоснованным по следующим основаниям. В границах Национального парка «Нечкинский», в подземном исполнении, расположены следующие объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО «Газпром трансгаз Чайковский» и ПАО «Газпром»: Газопровод - отвод на ГРС-1, Чайковский, собственник - ПАО «Газпром», арендатор - ООО «Газпром трансгаз Чайковский», зарегистрирован в составе магистрального газопровода «Пермь - Казань - Горький 2» (номер государственной регистрации права №*** от ), дата ввода в эксплуатацию - год. Для эксплуатации наземных объектов газопровода - отвода с МТУ Росимущества заключен договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами №*** и №***№*** от и установлены зоны с особыми условиями использования территории: №*** (учетный №***) - охранная зона газопровода-отвода на ГРС-1, Чайковский; №*** (учетный №***) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода на ГРС-1, Чайковский. Линия связи отвода высокого давления ГРС 1 «Чайковский» до КС «Чайковская», собственник - ООО «Газпром трансгаз Чайковский», номер государственной-регистрации права №*** от , дата ввода в эксплуатацию - год. Для эксплуатации объекта установлена зона с особыми условиями использования территории - №*** охранная зона линии связи отвода высокого давления ГРС 1 «Чайковский» до КС «Чайковская». 14.03.1995 был принят Федеральный закон от N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №*** от образован Национальный парк «Нечкинский». Распоряжением Правительства РФ от №***-р Национальный парк «Нечкинский» включен в перечень особо охраняемых природных территорий Федерального значения. При образовании Национального парка «Нечкинский» и при включении его в перечень особо охраняемых территорий, наличие в пределах образованной территории парка газопровода-отвода и линии связи не учтены. Их дальнейшая судьба также не определена. Более того, при образовании - парка не учтены наличие ограниченного использования охранных зон и зон минимальных расстояний опасного производственного объекта - объекта повышенного риска в силу требований Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности». В соответствии с п. 8 ст. 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф (абз. 9 ст. 42 ЗК РФ). Таким образом, в силу указанных норм Обществом на законном основании эксплуатируются объекты газотранспортной системы, какой-либо дополнительной обязанности по установлению прав на использование частей земельных участков в пределах охранных и зон минимальных расстояний законодательством на Общество не возложено, более того, не допускается чинить препятствия организации, эксплуатирующей объекты газоснабжения, в выполнении работ по их обслуживанию и ремонту. Стоит отметить, что эксплуатируемые объекты являются социально-значимыми для государства в целом, поскольку обеспечивают поставку газа на промышленные предприятия, в том числе, обеспечивающие теплоснабжение и прилегающих сельских населенных пунктов, а также осуществляют поставку газа непосредственно гражданам для бытовых нужд. Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов - на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Перечень видов социально- экономической деятельности, подлежащих согласованию, и порядок такого согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, ни перечня видов социально-экономической деятельности, подлежащих согласованию, не порядок такого согласования до настоящего времени не установлены. Также указанный Федеральный закон не содержит прямого указания на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, более того, не определен срок такого согласования, что свидетельствует на необходимость согласования только вновь начинающейся деятельности. В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Таким образом, поскольку эксплуатируемые объекты введены в эксплуатацию до принятия ФЗ № 33-ФЗ, указанный закон обратной силы не имеет, не установлены виды и порядок согласования социально-экономической деятельности, а также не определен срок такого согласования, нарушение Обществом требования п. 4 ст. 15 ФЗ № ЗЗ-ФЗ, отсутствует. Какие-либо работы, связанные с обслуживанием газопровода - отвода и линии связи. Обществом проводились исключительно с согласия ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский», о чем свидетельствуют имеющиеся в деле материалы. Кроме того, за весь период существования парка (с 1997 года!), каких- либо претензий ни от ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский», ни от органов природоохранной прокуратуры в адрес Общества не поступало, что свидетельствует об отсутствии со стороны Общества причинения какого-либо ущерба парку, природе и фауне, а также нарушения порядка выполнения работ, связанных с эксплуатацией объектов и норм действующего законодательства. Другими словами, само по себе наличие формального состава административного правонарушения, в отсутствие установленного законом срока согласования социально-экономической деятельности, а также в отсутствие общественной опасности в деятельности Общества, свидетельствует об отсутствии вины Общества во вменяемом административном правонарушении. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Несмотря на формальные признаки правонарушения, оно не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, объектам животного и растительного мира, и окружающей среде в целом, защита которых является одной из задач законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ). Общество к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось. Согласовывало проведение работ на территории парка с ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский», а также начало работу ПОА согласованию деятельности с Минприроды России (письмо от. №***). В связи с этим считаем, что нет оснований полагать, что Общество пренебрежительно относилось к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП). С учетом позиции решения Верховного суда Удмуртской Республики в от 11.01.2017 по делу N 7-16/2017(7-635/2016) общество полагает, что поскольку в рассматриваемом случае ущерб государству и иным субъектам причинен не был, совершение данного административного правонарушения вменено Обществу впервые, а существенные негативные последствия отсутствуют, применение в отношении Общества административного наказания является избыточным и имеются все основания применения статьи 2.9 КоАП РФ. Материалы дела не содержат доказательств нарушения чьих-либо прав и наступления неблагоприятных последствий в результате действий Общества. Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение. Пунктом 4 статьи 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие административную ответственность, подлежат выяснению при производстве по делу об административном правонарушении. Кроме того, согласно пунктам 5 и 7 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат такие обстоятельства как характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Вместе с тем, административный орган, должностное лицо, суд вправе назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа (до размера не менее половины минимального размера штрафа) в соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, и на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в связи с тем, что наложение штрафа в пределах, установленных санкцией КоАП РФ, не отвечает целям административной ответственности. В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указывает на возможность назначения юридическим лицам административного штрафа, соразмерного всем обстоятельствам, характеризующим конкретное административное правонарушение и юридическое лицо, виновное в его совершении. Согласно позиции Конституционного Суда РФ административный штраф может быть снижен, если наложение штрафа в установленных санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Положениями частей 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Пунктами 3, 6 и 7 статьи 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что при производстве по делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения правонарушения. В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу, если имеется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 КоАП РФ. Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. На основании изложенного у ООО «Газпром трансгаз Чайковский» отсутствует вина в совершении вменяемого административного правонарушения. В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины в совершении правонарушения свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что предполагает прекращение производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Таким образом, полагаем, что постановлениями не установлена вина ООО «Газпром трансгаз Чайковский», что в свою очередь свидетельствует об отсутствии состава вменяемого обществу административного правонарушения и, необходимости прекращения в отношении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» производства по делу об административном правонарушении, указанному в постановлении. На основании изложенного, просит постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» ФИО1, о назначении административного наказания №*** от , отменить и производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.
Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрении жалобы надлежащим образом, причину неявки не сообщил. Жалоба в порядке ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрена в отсутствие законного представителя ООО «Газпром трансгаз Чайковский».
Защитник ФИО4, действующий на основании доверенности (доверенность в деле), в судебном заседании судье пояснил, что требования и доводы, изложенные в жалобе, полностью поддерживает, представил письменное пояснение к жалобе. Дополнил, что ранее никто требований о согласовании социально-экономической деятельности не выдвигал, согласовывать СЭД начали во исполнение представления прокурора.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, ФИО1 в судебном заседании пояснил, что доводы жалобы считает необоснованными, обстоятельства, изложенные в постановлении, письменный отзыв на жалобу от , поддерживает, занимает должность заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» с . Вина ООО «Газпром трансгаз Чайковский» доказана материалами дела. Сам факт согласования обществом деятельности, о чем представлено письмо Минприроды РФ от , опровергает доводы жалобы, что не установлен порядок согласования социально-экономической деятельности, но на момент выявления правонарушения, такой порядок рассматривает – Минприроды РФ, все прописано в Положении о национальном парке. Вопреки доводам общества указал о том, что адрес общества направлялись извещения о необходимости согласовании деятельности.
Ст. помощник Воткинского межрайонного прокурора ФИО3 в судебном заседании судье пояснила, что доводы и требования жалобы считает незаконными, постановление должностного лица считает законным, поддерживает письменные возражения Удмуртского природоохранного прокурора от . Требования о необходимости согласования СЭД с Минприроды РФ возникли с 1995 года, поэтому доводы защиты основаны на неверном толковании норм права. Доводы защиты о том, что малозначительности правонарушения указывает на то, что общество признает и не оспаривает вину в совершении правонарушения. После привлечения к ответственности, общество согласовало с Минприродой РФ СЭД, что свидетельствует о том, что виновные действия со стороны общества имели место быть. Доводы защиты о том, что не прописан алгоритм действий по согласованию СЭД, не освобождает от исполнения обществом обязанности, установленной Федеральным законом №33-ФЗ, который принят в 1995 году. Доводы жалобы об отсутствии правонарушения и отсутствия ущерба не обоснованы, поскольку состав по ст. 8.39 КоАП РФ является формальным и не требует наличия негативных последствий. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав защитника, должностное лицо ФИО1, прокурора, исследовав материалы дела, прихожу к выводу о том, что действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Указанная норма является бланкетной, поскольку предусматривает нарушение конкретных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемым природных территориях (далее - ООПТ) либо в их охранных зонах.
По смыслу этой статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.
Объективная сторона заключается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области законодательства охраны окружающей среды и природопользования.
При этом диспозиция ст. 8.39 КоАП РФ распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся.
В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, устанавливаются защитные и охранные зоны. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
На основании п. 1 ст. 12 Федерального закона №33-ФЗ от 14.03.1995г. "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Федеральный закон №33-ФЗ), национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях
На основании п. 1 ст. 24 Федерального закона №33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В силу ч. 2 ст. 15 Федерального закона №33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона №33-ФЗ с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Перечень видов социально-экономической деятельности, подлежащих согласованию, и порядок такого согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч. 1 ст. 52 указанного Федерального закона, в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
По смыслу ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Частью 2 статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Национальный парк «Нечкинский» учрежден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 № 1323 «О создании в Удмуртской Республике национального парка «Нечкинский» Федеральной службы лесного хозяйства России» на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.06.1997 № 713 «Об организации национального парка «Нечкинский».
Приказом Минприроды России № 322 от 27.06.2017 г. утверждено Положение о национальном парке «Нечкинский», согласно которому, управление особо охраняемой природной территорией федерального значения национальный парк «Нечкинский» осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский», которое находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения национальный парк расположен в Воткинском, Завьяловском и Сарапульском муниципальных районах Удмуртской Республики, общая площадь национального парка составляет 20753 гектаров.
Согласно подпункта 2 пункта 9 Положения на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам н объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений.
В силу пункта 10 Положения о национальном парке на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом приростных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны: заповедная зона; особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона хозяйственного назначения.
В соответствии с пунктами 10 и 10.4 Положения о национальном парке на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделена, в том числе зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка
В зоне хозяйственного назначения допускается, в том числе реконструкция, ремонт и эксплуатация дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, существующих в границах национального парка.
Согласно п. 18 Положения о национальном парке вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка согласовываются с Минприроды России.
Национальный парк «Нечкинский» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и находится з ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.
Согласно подпункта 5.16 Положения и Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Минприроды России согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и охранных зон.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Из материалов дела усматривается и установлено судьей в судебном заседании, что согласно сведениям, содержащимся в проекте освоения лесов, переданных в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» от 2016, раздел 4.1 Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, таблица 11, на территории национального парка «Нечкинский» в 34 выделе 81 квартала, 76.выделе 82 квартала и 26 выделе 83 квартала участкового Нечкинского лесничества в функциональной зоне хозяйственного назначения находится объект, не связанный с созданием лесной инфраструктуры - газопровод протяженностью 6,3 км.
Как следует из карты схемы национального парка «Нечкинский» Нечкинского участкового лесничества с нанесенными на квартально-повыдельную сеть линейных объектов с выделением их охранных зон (по материалам лесоустройства 2016 года) подземный газопровод находится в 34 выделе 81 квартала, 76 выделе 82 квартала и 26 выделе 83 квартала участкового Нечкинского лесничества.
В границах национального парка «Нечкинский» в 34 выделе 81 квартала, 76 выделе 82 квартала и 26 выделе 83 квартала участкового Нечкинского лесничества также расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности ООО «Газпром трансгаз Чайковский» - линия связи отвода высокого давления ГРС 1 «Чайковский» до КС «Чайковская», номер государственной регистрации права №*** от , дата ввода в эксплуатацию - 1988 год.
Таким образом, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» является пользователем частей земельных участков с кадастровыми номерами №*** и №***, занятыми газопроводом и линией связи длиной 6,3 км, в границах зоны с особыми условиями использования территории газопровода - отвода па ГРС-1 Чайковский с реестровым номером №*** (учетный помер №***) «Зона минимальных расстояний газопровода-отвода на ГРС-1, Чайковский», зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером 18№*** (учетный №***) «Охранная зона газопровода-отвода на ГРС-1, Чайковский» и зоны с особыми условиями использования территории - с реестровым номером №*** (учетный №*** - охранная зона линии связи отвода высокого давления ГРС 1 «Чайковский» до КС «Чайковская» находящихся на территории национального парка «Нечкинский» на правом берегу реки Кама в 34 выделе 81 квартала Нечкинского участкового лесничества и на левом берегу реки Кама в 76 выделе 82 квартала, в 26 выделе 83 квартала Нечкинского участкового лесничества.
На территории национального парка ООО «Газпром трансгаз Чайковский» осуществляется социально-экономическая деятельность, представляющая собой транспортировку газа по газопроводу - отвод на ГРС-1 Чайковский, эксплуатацию газотранспортных систем, ремонт, реконструкцию газотранспортного и других видов специального оборудования.
Поскольку эксплуатация, реконструкция и ремонт линейных объектов в границах национального парка является социально-экономической деятельностью, проведение данных работ, в том числе затрагивает вопросы соблюдения режима особой охраны парка, так как при ремонте и реконструкции линейных объектов, могут проводиться земляные работы с нарушением почвенного покрова, согласование такой деятельности с Минприроды России является обязательной, вне зависимости от времени размещения и ввода в эксплуатацию таких объектов.
Как следует из материалов дела согласно приказу ООО «Газпром трансгаз Чайковский» от №*** на территории национального парка последним с по запланировано проведение аварийных ремонтных работ на газопроводе, включая проведение земляных работ, которое может повлечь нарушение почвенного покрова, а, следовательно, и нарушение режима особой охраны и правил использования территории национального парка. Кроме того, работы по текущему ремонту газопровода проводилась в года (письма от №***, от №***), что также свидетельствует об осуществлении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» социально-экономической деятельности на территории Национального парка «Нечкинский».
Согласно представленной ООО «Газпром трансгаз Чайковский» информации (письма от №***) согласование деятельности с Минприроды России не проводилось, поскольку объекты построены и введены в эксплуатацию до начала создания парка, строительство новых объектов или реконструкция имеющихся не проводились, а текущий ремонт согласовывался с ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский».
Таким образом, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от №***-р национальный парк «Нечкинский» находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для согласования социально-экономической деятельности ООО «Газпром трансгаз Чайковский» должно было обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Доказательств того, что ООО «Газпром трансгаз Чайковский» обращалось для согласования своей социально-экономической деятельности, представляющей собой транспортировку газа по газопроводу - отвод на ГРС-1 Чайковский, эксплуатацию газотранспортных систем, ремонт, реконструкцию газотранспортного и других видов специального оборудования на территории национального парка «Нечкинский» в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ООО «Газпром трансгаз Чайковский» не представлена и в материалах дела не содержится.
Таким образом, данные деятельность ООО «Газпром трансгаз Чайковский» нарушают установленный режим охраны национального парка «Нечкинский», а именно часть 4 ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» № ФЗ-33 от 14.03.1995 г.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Газпром трансгаз Чайковский» подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
- постановлением от прокурора Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры советника юстиции ФИО5 о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» по ст. 8.39 КоАП РФ,
- объяснением ФИО4 от ;
- рапортом старшего помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора младшего советника юстиции ФИО6 от ;
- письмом ООО «Газпром трансгаз Чайковский» от №***;
- выпиской из ЕГРН на линейное сооружение - магистральный газопровод «Пермь - Казань - Горький 2» от 0,0 км до 414,0 км;
- свидетельством о регистрации права на линию связи отвода высокого давления ГРС 1 «Чайковский» до КС «Чайковская»;
- договором №***з от аренды земельных участков с кадастровыми номерами №*** и №***;
- письмом ООО «Газпром трансгаз Чайковский» от №***;
- договором аренды имущества ПАО «Газпром» №*** от ;
- договором аренды имущества ПАО «Газпром» №*** от ;
- приказом ООО «Газпром трансгаз Чайковский» от №*** о проведении аварийных ремонтных работ на газопроводе-отводе ГРС «Чайковский-1, Ду300мм, 18-22 км, резервная нитка;
- проектом освоения лесов от
- письмом ФГБУ «Национальный парк Нечкинский» №*** от ;
- письмом ФГБУ «Национальный парк Нечкинский» №*** от ;
- письмом ФГБУ «Национальный парк Нечкинский» №*** от ;
- письмом ФГБУ «Национальный парк Нечкинский» №*** от ;
- письмом ФГБУ «Национальный парк Нечкинский» №*** от о необходимости согласования социально-экономической деятельности;
- постановлением Правительства Российской Федерации от №*** «О создании в Удмуртской Республике национального парка «Нечкинский» Федеральной службы лесного хозяйства России»;
- положением о Национальном парке «Нечкинский», утвержденного приказом Минприроды России №*** от ;
-выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Газпром трансгаз Чайковский»;
- выпиской из ЕГРН о зоне с особыми условиями использования территории с учетным номером 18. (реестровый №***) «Особо охраняемая природная территория Национального парка «Нечкинский»;
- карты-схемы функционального зонирования национального парка «Нечкинский», а также другими материалами дела, соответствующие принципам относимости, допустимости и достаточности.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 30.7 КоАП РФ отмену постановления, не допущено.
Судья соглашается с выводами должностного лица, изложенными в обжалуемом постановлении относительно того обстоятельства, что доказательства принятия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» всех зависящих от него, необходимых и достаточных мер по соблюдению требований природоохранного законодательства, в том числе, ч. 4 ст. 15 Федерального закона №33-ФЗ, не представлены, что свидетельствует о наличии вины ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ.
В связи с чем, доводы жалобы и защитника о том, что общество приняло все зависящие меры по согласованию работ в установленном порядке, обществом какие-либо работы, связанные с обслуживанием газопровода-отвода и линии связи, проводились исключительно с согласия парка, отсутствие вины в совершении правонарушения, подлежат отклонению по указанным выше основаниям, поскольку ФГБУ «Национальный парк Нечкинский» не является лицом, согласовывающим вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территории парка, а ФГБУ «Национальный парк Нечкинский» согласование ремонтных работ на территории парка не освобождало общество от соблюдения требований природоохранного законодательства, в частности ч. 4 ст. 15 Федерального закона №33-ФЗ. Доказательства, подтверждающие, что ООО «Газпром трансгаз Чайковский» приняты все зависящие от него меры по соблюдению ч. 4 ст. 15 Федерального закона №33-ФЗ, не представлены. Более того, должностным лицом дана правильная юридическая оценка данным доводам в обжалуемом постановлении.
Судья соглашается с выводами должностного лица, изложенными в обжалуемом постановлении относительно несостоятельности доводов жалобы, в том числе доводы жалобы о том, что обществом на законном основании эксплуатируются объекты газотранспортной системы, какой-либо дополнительной обязанности по установлению прав на использование частей земельных участков в пределах охранных и зон минимальных расстояний законодательством на общество не возложено, более того, не допускается чинить препятствия организации, эксплуатирующей объекты газоснабжения, в выполнении работ по их обслуживанию к ремонту, не может, быть принято во внимание, поскольку оно основано на ином толковании закона. Доводы, что что газопровод - отвод на ГРС-1, Чайковский и линия связи отвода высокого давления ГРС 1 «Чайковский» до КС «Чайковская» введены в эксплуатацию в г.г., не снимает с ООО «Газпром трансгаз, Чайковский» обязанности но охране и бережному отношению к природному объекту, имеющему особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значе1гнс. находящемуся под особой охраной. Доводы, что Федеральный закон №33-ФЗ обратную силу не имеет так как газопровод был построен и введем в эксплуатацию до вступления в силу указанного закона, то и обязанность согласования обществом деятельности по эксплуатации газопровода и его инфраструктуры на территории национального парка с Минприроды России на общество, не возложено, не состоятельны в связи с тем, что эта обязанность возникла у общества с момента образования национального парка «Нечкинский» в границы, которого были включены земельные участки, на которых находится газопровод. Доводы, что при образовании национального парка «Нечкинский» и при включении его в перечень особо охраняемых территорий, наличие в пределах образованной территории парка газопровода-отвода и линии связи не учтены, их дальнейшая судьба также не определена, и что не учтены наличие ограниченного использования охранных зон и зон минимальных расстояний опасного производственного объекта - объекта повышенного риска в силу требований Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности», не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания и опровергаются материалами дела. Данным доводам должностным лицом также дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы и защитника, дополненных в судебном заседании об отсутствии правового акта, регламентирующего порядок согласования деятельности перечня видов социально-экономической деятельности, не определен срок согласования, а определены постановлением Правительства РФ №*** от , также несостоятельны.
На дату вмененного правонарушения обществу на основании пункта 18 Положения о национальном парке «Нечкинский», утвержденного приказом Минприроды России №*** от , вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласовываются с Минприроды России. Нормы, закрепленные в ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" являются императивными, то есть обязательны для исполнения.
Учитывая, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от №*** ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, перед проведением работ по эксплуатации, реконструкции и ремонта линейных объектов общества на территории охранной зоны национального парка «Нечкинский» ООО «Газпром трансгаз Чайковский» должно было согласовать их проведение с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, чего в данном случае сделано не было.
Поскольку вышеуказанная деятельность производилась на территории охранной зоны национального парка «Нечкинский», и которая противоречит целям и задачам национального парка и может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, а нормы, закрепленные в ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" являются императивными, что требовало от ООО "Газпром трансгаз Чайковский" неукоснительного соблюдения требований природоохранного законодательства, в частности ч. 4 ст. 15 Федерального закона №33-ФЗ.
ООО "Газпром трансгаз Чайковский" обязано было осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, в то время как общество не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, и не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ст. 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не согласовало с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации данную деятельность.
Тот факт, что за весь период существования парка (с года), каких-либо претензий ни от парка, ни от органов природоохранной прокуратуры в адрес общества не поступало, что свидетельствует об отсутствии со стороны общества причинения какого-либо ущерба парку, природе и фауне, нарушения порядка выполнения работ, связанных с эксплуатацией объектов и норм действующего законодательства, вышеизложенных выводов не опровергает и не освобождает общество от обязанности выполнения требований ч. 4 ст. 15 Федерального закона №33-ФЗ, в связи с чем, данные доводы подлежат отклонению.
Кроме того, судья соглашается с выводами должностного лица, изложенными в обжалуемом постановлении относительно несостоятельности доводов жалобы и дополненных защитником в судебном заседании, в том числе доводы об отсутствии состава вменяемого обществу административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ и вины общества в его совершении опровергаются материалами дела, имеющие доказательную силу, а также доводы о том, что об отсутствии со стороны общества причинения какого - либо ущерба парку, а также отсутствие существенных негативных последствий при формальном составе административного правонарушения и отсутствии установленного законом срока согласования социально-экономической деятельности, свидетельствует об отсутствии вины общества во вменяемом административном правонарушении, не состоятельны, поскольку направлены на иное толкование правовых норм.
Вопреки доводам жалобы о малозначительности правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, допущенных нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования и угрозы причинения имущественного ущерба объектам животного и растительного мира национального парка «Нечкинский», прихожу к выводу, что основания для признания правонарушения малозначительным, применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения лица от административной ответственности отсутствуют, соответственно, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушений, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, с признанием малозначительными в отношении общества у судьи не имеется.
Постановление о привлечении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы наличие существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица о доказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, не усматривается.
Более того, обращаю внимание на то обстоятельство, что сомнений в виновности ООО «Газпром трансгаз Чайковский», не имеется, а потому все вышеуказанные доводы жалобы и дополнения к ней подлежат отклонению.
Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
С учетом изложенного прихожу к выводу, что все вышеуказанные доводы жалобы ООО «Газпром трансгаз Чайковский» и дополненные защитником в судебном заседании подлежат отклонению по указанным выше основаниям, а обжалуемое постановление от является законным и обоснованным, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не допущено существенных процессуальных нарушений КоАП РФ, что привело к правильному разрешению дела.
Полагаю, что все доводы жалобы ООО «Газпром трансгаз Чайковский» и дополненные защитником в судебном заседании, в целом направлены на переоценку доказательств, которым была дана надлежащая юридическая оценка должностным лицом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и направлены на избежание административной ответственности за содеянное.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из представленных материалов следует, что ООО «Газпром трансгаз Чайковский» не привлекалось к административной ответственности.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что многие отрасли российской экономики пострадали в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19); в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы была приостановлена (ограничена). Указанное обстоятельство является общеизвестным фактом, не требующим документального подтверждения.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, а также осуществляемых им видов деятельности, наложенный на ООО «Газпром трансгаз Чайковский» административный штраф в размере 300 000 руб. является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а также учитывая исключительные обстоятельства, влияющие на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, наличие фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств.
Приведенные данные, оцениваемые в совокупности, указывают на то, что в создавшихся условиях назначение ООО «Газпром трансгаз Чайковский» административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей может свидетельствовать о необеспечении баланса основных прав лица и общего интереса, а также избыточном ограничении прав общества, а учитывая финансовое положение ООО «Газпром трансгаз Чайковский», суд считает возможным снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 150 000 рублей, то есть ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление от подлежат изменению путем снижения размера назначенного наказания в виде административного штрафа до 150 000 рублей, что согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» ФИО1№*** от , вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, изменить: снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 150 000 рублей, жалобу ООО «Газпром трансгаз Чайковский» оставить без удовлетворения.
В остальной части указанный акт оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через судью Воткинского районного суда Удмуртской Республики, которым вынесено решение по делу в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.М. Безушко