ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1444/13 от 22.08.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Кутченко А.В. Дело № 12-1444/13Р Е Ш Е Н И Е   «22» августа 2013 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда – Пегушин В. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края < Ф.И.О. >4, на решение судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23 мая 2013 года, по жалобе < Ф.И.О. >1 на постановление по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением от <...> первого заместителя руководителя Региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края < Ф.И.О. >3, директор Общества с ограниченной ответственностью «Кирпичный завод Литвинова» - < Ф.И.О. >1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере - 50 000 рублей.

Не согласившись с этим < Ф.И.О. >1 обратился с жалобой в суд.

Обжалуемым решением судьи Октябрьского районного суда г.Краснодара от 23.05.2013 года, вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях < Ф.И.О. >1 состава административного правонарушения.

В жалобе на решение судьи Октябрьского райсуда руководитель региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края < Ф.И.О. >4 просит отменить решение судьи считая его незаконным и необоснованным.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья вышестоящего суда усматривает основания для отмены решения, по нижеследующим обстоятельствам.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки региональной энергетической комиссией установлено, что в октябре и декабре 2012 года ООО «<...>» с тремя гражданами, проживающими в микрорайоне № 5 Прикубанского округа города Краснодара, заключило Соглашение о технологическом подключении к сетям газораспределения (далее - Соглашение).

В абзаце 2 пункта 2 указанного выше Соглашения определено, что граждане компенсируют потери ООО «<...>» от строительства газовых сетей (оплачивают подключение) путём передачи денежных средств в размере <...> тыс. руб.; передача указанной платы за технологическое подключение не влечёт перехода прав собственности на газовые сети. Указанная сумма направляется на покрытие расходов ООО «<...>» по строительству газопровода.

Согласно пункту 3 этого же Соглашения: после передачи гражданином денежных средств ООО «<...>» выдаёт Согласование на подключение к газовым сетям. Указанное Согласование является необходимым условием для выдачи гражданину технических условий на присоединение к сети ОАО «Краснодаргоргаз».

Фактически, после оплаты гражданами сумм в размере - <...> тыс. руб., ООО «<...>» в адрес ОАО «Краснодаргоргаз» были предоставлены Согласия на присоединения объектов капитального строительства граждан к газопроводу, принадлежащему ООО «<...>».

Факты взимания ООО «<...>» с населения платы за подключение объектов капитального строительства к газораспределительной сети подтверждается следующим документами: - приходными кассовыми ордерами от <...>   и  , и от <...>  ; - «Согласия», направленные в адрес ОАО «Краснодаргоргаз» от <...>  , от <...>  , от <...>  ; - Соглашения о технологическом подключении от <...>, от <...> и от <...>.

Правила и порядок подключения объектов капитального строительства (реконструкции) к сетям инженерно-технического обеспечения, составной частью которых являются и газораспределительные сети, установлены Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <...>  , (далее - Правила  ) и Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <...>   далее - Правила  ).

В соответствии с п. 11 Правил  , если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 14 Правил № 360 при отсутствии утверждённой инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утверждённой инвестиционной программе исполнителя, мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно.

В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооружённых заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается. Необходимо отметить, что плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления (пункт 17 Правил № 83).

Для ООО «<...>» инвестиционные программы развития системы газоснабжения не утверждались. Администрацией муниципального образования город Краснодар плата за подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям на территории города Краснодара не устанавливалась.

Выводы суда, о том, что Правила № 83 и № 360 нераспространяются на хозяйственную деятельность, являются необоснованными, противоречащими нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.

Так в силу пункта 1 Правил № 83 настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключённых объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 360 по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

Однако судьей не учтено, что в соответствии с пунктом 7 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870 «эксплуатация сети газораспределения и сети газопотребления» - это использование сети газораспределения и сети газопотребления по назначению, определённому в проектной документации».

При этом, согласно пункта 7 указанного Технического регламента «газопровод» - конструкция, состоящая из соединённых между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «<...>» является собственником газопровода незавершённого строительством, расположенного в Прикубанском округе города Краснодара на ул. им. Дзержинского, микрорайон  , на основании Свидетельства о регистрации права от <...> серия 23-АА  , к которому фактически осуществлялось подключение абонентов.

Согласно актам приёмки законченного строительством объекта газораспределительной системы от <...>: «<...>, Яхонтовая, Бирюзовая, Пограничная», от <...> «Газопровод между <...> и <...>», от <...> «<...>, Пограничная, Ярославского 1-й этап», от <...> «<...> от <...> до ж.<...>» газопроводы низкого давления приняты в эксплуатацию ООО «<...>».

В соответствии с информацией, представленной газораспределительной организацией (далее - ГРО), осуществляющей транспортировку газа на территории города Краснодара - ОАО «Краснодаргоргаз» от <...>  , подключение объектов капитального строительства граждан к газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «<...>» в настоящее время возможно.

Таким образом, газораспределительные сети принадлежащие ООО фактически используются для транспортировки природного газа населению, т.е. используются по назначению, определённому Техническим регламентом, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870.

Пункт 4 статья 421 Гражданского кодекса РФ предусматривает введение ограничений при заключении договора в силу условий, предписанных законом или иными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Пунктами 11 и 17 Правил № 83 и подпунктом 3 пункта 14 Правил № 360 определено, что при наличии газораспределительной сети и технической возможности подключение объектов капитального строительства осуществляется без взимания платы.

Необходимо отметить, что действующим в Российской Федерации законодательством не предусмотрено взимания с граждан платы на компенсацию потерь собственников газораспределительной сети от строительства газовых сетей.

ООО «<...>» в целях защиты своих гражданских прав, как собственника газораспределительной сети и оборудования на ней, вправе избрать иной способ возмещения затрат на строительство газопровода за пределами границ своего земельного участка, с параметрами, учитывающими потребности других лиц (передача газораспределительных сетей в аренду ГРО, муниципальному образованию, установление тарифов на услуги по транспортировке газа и д.р.).

Таким образом, ООО «<...>» в нарушение пунктов 11 и 17 Правил № 83 и пункта 14 Правил № 360, при отсутствии утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы и утверждённых в установленном порядке тарифов на подключение, в 2012 году осуществляло взимание с физических лиц платы за подключение объектов капитального строительства (реконструкции) к газораспределительным сетям.

Исходя из вышеизложенного, ООО «<...>» является организацией, осуществляющей эксплуатацию газораспределительных сетей, принадлежащих ему на праве собственности, соответственно императивные нормы ценообразования, установленные Правилами № 83 и Правилами № 360 в полной мере распространяются на его хозяйственную деятельность, связанную с подключением объектов капитального строительства граждан к указанным газораспределительным сетям.

Согласно имеющимся данным (выписка из ЕГРЮЛ) ООО «<...>» генеральным директором ООО «<...>» назначен < Ф.И.О. >1, следовательно, он же и наделен полномочиями ответственного лица за совершение всех хозяйственных операций.

На основании изложенного, судья вышестоящей инстанции полагает решение судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 23 мая 2013 года незаконным, в связи с чем, оно подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Решение судьи районного суда г. Краснодара от 23 мая 2013 года по делу по жалобе < Ф.И.О. >1 на постановление об административном правонарушении по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, в отношении < Ф.И.О. >1 - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение, в тот же суд в ином составе.

Судья

краевого суда: В. Г. Пегушин