ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1444/2015 от 19.10.2015 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-1444/2015

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Cуда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев апелляционную жалобу консультанта отдела экологического надзора г.Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 на постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.07.2015 г. по делу №5-1178/2015 в отношении физического лица-предпринимателя ФИО2 по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л

Постановлением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.07.2015 г. по делу №5-1178/2015 ( судья Корпачева Л.В.) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО2 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением консультант отдела экологического надзора г.Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственный инспектор Республики Крым ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.07.2015 г. по делу №5-1178/2015, а дело возвратить в Ялтинский городской суд Республики Крым на новое рассмотрение.

В судебное заседание, которое состоялось 19.10.2015 г., представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, пояснив, что Ялтинским городским судом Республики Крым постановлен судебный акт при неверной оценке обстоятельств дела, представитель физического лица-предпринимателя ФИО2 направил в суд пояснения на апелляционную жалобу.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, при проведении государственным инспектором Республики Крым по охране природы П.С.НБ. в период с 17 по19 ноября 2014 г. проверки на территории Мисхорского парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения г.Ялты, птг.Кореиз установлен факт нарушения режима охраны особо охраняемой природной территории парка-памятника физическим лицом-предпринимателем Ф., которое выразилось в том, что ею был размещен временный объект выносной торговли по реализации сувенирной продукции и товаров курортного назначения в подзоне массово-зрелищных мероприятий, в «кармане», на протяжении главной кипарисной аллеи Мисхорский парк 15б.

По результатам изучения приведенных выше обстоятельств государственным инспектором Республики Крым по охране природы П.С.НБ. 13.01.2015г. составлен протокол об административном правонарушении № 000700, в котором указано о нарушении физическим лицом-предпринимателем Ф. ст.59 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., п. 3, п. 7 ст. 95 Земельного Кодекса Российской Федерации, п.п. 3 п. 1 ст. 5 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» №37-ЗРК от 31.07.2014 г., в действиях которой содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №000700 от 13.01.2015 г. (л.д.1-4); письмом-ответом Государственной администрации Ливадийского, Массандровского, Мисхорского парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения №308/1 от 18.11.2014г. (л.д.13) ; письменными пояснениями Ф. от 26.12.2014 г. (л.д. 18).

Ст. 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Диспозиция указанной статьи Кодекса распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся.

При этом, указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность. Особой охране подлежат национальные парки.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иные ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 59 Закона №7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

П. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) устанавливает, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

При рассмотрении дела представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым пояснил, что согласно Охранного обязательства №ПППСПИ/з-6-1от 26.05.20008 г., выданного Республиканским комитетом АРК по охране окружающей природной среды, был передан под охрану парк-памятник садово-паркового искусства общегосударственного значения «Мисхорский» площадью 23 га, объявленный объектом природно-заповедного фонда Украины постановлением Кабинета Министров УССР от 29.01.1960 г. №105, копия которого приобщена к материалам дела (л.д.77-80). Согласно указанного Охранного обязательства на территории этого парка-памятника садово-паркового искусства запрещается любая деятельность, угрожающая его сохранности или приводящая к деградации его первичного состояния, в том числе проведение хозяйственной и предпринимательской деятельности без предварительного согласования с местным природоохранным органом.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №37-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе: природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях - к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент проведения государственным инспектором Республики Крым по охране природы проверки на территории Мисхорского парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения физическим лицом-предпринимателем Ф. получались какие-либо документы, разрешающие проведение хозяйственной деятельности на указанной особо охраняемой природной территории - парк-памятник садово-паркового искусства общегосударственного значения «Мисхорский».

Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

В силу ст. 6 Закон № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно частей 1, 2 ст. 23 Закон № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (ст.12 Закон № 6-ФКЗ).

Как указано выше, представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым настаивал на том, согласно Охранного обязательства №ПППСПИ/з-6-1от 26.05.20008 г., выданного Республиканским комитетом АРК по охране окружающей природной среды, был передан под охрану парк-памятник садово-паркового искусства общегосударственного значения «Мисхорский» площадью 23 га, объявленный объектом природно-заповедного фонда Украины постановлением Кабинета Министров УССР от 29.01.1960 г. №105. Заповедный объект расположен в районе г.Ялта, пос. Кореиз и входит в состав природно-заповедного фонда Украины, который охраняется как национальное достояние и является составной частью мировой системы природоохранных территорий и объектов, которые находятся под особой охраной.

По результатам изучения приведенных выше обстоятельств становится очевидным, что на момент проведения государственным инспектором Республики Крым по охране природы проверки на территории Мисхорского парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения на указанный объект природно-заповедного фонда распространял свое действие режим, определенный Охранным обязательством №ПППСПИ/з-6-1от 26.05.20008 г., однако, эти обстоятельства не были приняты во внимание судьей Ялтинского городского суда Республики Крым при рассмотрении дела №5-1178/2015.

Наличие в материалах дела копий решений исполнительного комитете Кореизского поселкового совета № 2917 от 14.03.2006 г.(л.д. 20) и № 1723 от 18.12.2009 г. ( об. сторона л.д76) о разрешении ОПП «Сувенир» установки легких конструкций на территории Мисхорского парка в районе первой «подковы» для реализации сувенирной продукции в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ не могут быть доказательствами законности размещения физическим лицом-предпринимателем Ф. каких-либо временных объектов выносной торговли по реализации сувенирной продукции и товаров курортного назначения на территории парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения «Мисхорский».

В соответствии ст.3 Закон №7-ФЗ любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности, в связи с чем не могут быть приняты во внимание доводы судьи Ялтинского городского суда Республики Крым, изложенные в постановлении от 14.07.2015 г. по делу №5-1178/2015, о том, что отсутствие изложения в протоколе об административном правонарушении №000700 от 13.01.2015 г. обстоятельств негативного воздействия на земли парка «Мисхорский» размещением физическим лицом-предпринимателем Ф. временного объекта выносной торговли по реализации сувенирной продукции и товаров курортного назначения в подзоне массово-зрелищных мероприятий, в «кармане», на протяжении главной кипарисной аллеи Мисхорский парк 15б, является основанием для прекращения согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ.

В силу изложенного становится очевидным, что судья Ялтинского городского суда Республики Крым при рассмотрении дела №5-1178/2015 не дал оценку всем доказательствам, приобщенным к материалам административного дела, что привело к существенному нарушению процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно п.4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в частности, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что срок привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.8.39КоАП РФ, установленный ст.4.5 КоАП РФ не истек, постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.07.2015 г. по делу №5-1178/2015 подлежит отмене, а дело – возвращению в Ялтинский городской суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.07.2015г. по делу в отношении физического лица-предпринимателя ФИО2 отменить.

Дело о привлечении физического лица-предпринимателя ФИО2 к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ возвратить на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым.

Апелляционную жалобу консультанта отдела экологического надзора г.Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 удовлетворить.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>