Дело № 12-144/14
Р Е Ш Е Н И Е
16 июня 2014 года г.Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Левшукова Т.Л., рассмотрев жалобу ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» на постановление мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от 08.05.2014 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от 08.05.2014 г. юридическое лицо ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» привлечено к административной ответственности по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
На постановление мирового судьи ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» подана жалоба, в которой указано на то, что мировым судьей по пункту 1 протокола об административном правонарушении неправильно применены нормы материального права. Отсутствует событие административного правонарушения. *** генеральным директором объединения была утверждена Рабочая программа обучения работников объединения в области ГО и ЧС. Указанная программа разработана с учетом организационной структуры предприятия. Обучение проводится в соответствии с программой, имеющейся на объединении. Ссылка суда на Примерную программу обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ( утв. МЧС России 28.11.2013 № 2-4-87-36-14) незаконна, так как указанная программа не опубликована и до предприятия не доведена. Неопубликованный документ не может изменить права и обязанности субъекта, а его нарушение не может повлечь административную ответственность, поскольку субъект с документом не мог ознакомиться. По пункту 2 протокола об административном правонарушении выводы суда не соответствуют обстоятельствам, установленным материалами дела. Предприятием КШУ проводилось в 2012 и 2013 г. Отчетные документы представлены суду. В суде представлен план основных мероприятий по вопросам ГО и ЧС, утвержденный органом местного самоуправления на 2014 г. и в плане указаны сроки и даты проведения обучения и тренировок. По пункту 3 протокола об административном правонарушении: дежурно-диспетчерская службы объединения создана в составе объектового звена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций приказом №71 от 27.01.2014 г. В приказе указано о направлении сотрудников на обучение. У дежурно-диспетчерской службы есть инструкция и схема оповещения. Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 г. №547 « О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от ЧС, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года является обязательной. У предприятия еще есть время повторно направить сотрудников на обучение, следовательно, данный факт не может образовывать состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.20.6 КоАП РФ. Кроме того, мировым судьей при вынесении постановления не были учтены положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представители ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, доводы, изложенные в жалобе, поддержали, дали аналогичные пояснения. Просили учесть финансовое положение предприятия, которое с июня 2014 г ввело неполный режим рабочего времени в связи с падением объемов производства и кризисом платежей от потребителей продукции.
Представители ГУ МЧС России по Республике Бурятия по доверенностям ФИО3, ФИО4 просили отказать в удовлетворении жалобы, указывая на то, что постановление мирового судьи является законным. Обучение работников в организациях по месту работы граждан осуществляется по программам, разрабатываемым образовательными учреждениями, организациями на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Имеющаяся Программа обучения работников на предприятии ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» разработана с нарушениями, не соответствует Примерной программе обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ( утв. МЧС России *** № 2-4-87-36-14) – изменена тематика, вид проведения занятий и количество часов обучения. Доводы о том, что Типовая программа не была опубликована и не имеет юридической силы, являются несостоятельными. Поскольку отсутствует Программа обучения, не осуществляется совершенствование знаний, умений и навыков работников в области защиты населения и территорий от ЧС в ходе проведения учений и тренировок. Органы повседневного управления, а именно личный состав дежурно-диспетчерской службы организации не обучен, несмотря на то, что такая возможность имелась. Работники были направлены для прохождения обучения, которое проводилось в феврале, но обучение не прошли. Считают, что на предприятии отсутствует пункт управления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
17.04.2014 г. ГУ МЧС России по Республике Бурятия в отношении юридического лица ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» составлен протокол об административном правонарушении № 11 о привлечении к административной ответственности по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ - невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Проведенной проверкой Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Бурятия установлено, что в ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение»:
- не осуществляется подготовка и содержание готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Не осуществляется обучение работников способам защиты и действиям в этих ситуациях ( основание ст.14 п. «в» №68-ФЗ от 21.12.1994 г. « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»);
- не осуществляется совершенствование знаний, умений и навыков работников в области защиты населения и территорий от ЧС в ходе проведения учений и тренировок ( основание п.7 Постановление Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 г. « О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);
- не обучены (созданы) органы повседневного управления, а именно личный состав дежурно-диспетчерской службы организации ( основание п.11 Постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г.).
Объектом административного правонарушения по ст.20.6 ч.1 КоАП РФ выступают общественные отношения, характеризующие состояние защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Объективная сторона части 1 ст.20.6 КоАП РФ состоит в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения
В силу ч.1 ст.4 вышеназванного закона единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Частью 3 ст.4 вышеназванного закона предусмотрено, что принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 предусмотрено, что образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
В соответствии с п.10 Положения к постоянно действующим органам управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне относятся структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Статья 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12.02.1998 года обязывает организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществлять обучение своих работников в области гражданской обороны.
Данная обязанность установлена также положениями пп. "г" п. 5 Постановления Правительства РФ N 841 от 02.11.2000 года и п. п. 10, 19 Приказа МЧС РФ N 999 от 23 декабря 2005 года, согласно которым организации обязаны осуществлять обучение работников организации, а также подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований в области гражданской обороны.
Кроме того, данным подпунктом предусмотрено, что организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны.
Министром МЧС России 28.11.2013 г. за № 2-4-87-36-14 утверждена примерная программа обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Представленная при проверке рабочая программа ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» не соответствует требованиям, предъявляемым к обучению, которые изложены в Примерной программе обучения, по количеству часов, тематике.
Мировым судьей дана оценка доводам представителя ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» в части отсутствия юридической силы Примерной программы.
Примерная программа обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не относится к нормативно-правовым актам, подлежащим официальному опубликованию. Доводы о том, что организации не было известно о наличии данной программы, не могут быть приняты во внимание, поскольку примерная программа имеется в свободном доступе, в том числе в программе «Консультант плюс».
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 ( в ред. от 08.09.2010) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера» установлено, что подготовка населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях, а также по месту жительства.
Пунктом 4 вышеназванного постановления установлено, что подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
Пункт 5 постановления устанавливает, что для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной.
Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок ( п.7 постановления).
Суду были представлены Акты от 11.03.2011 г. и 04.02.2014 г. о проведении учебных мероприятий на объектах ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное» объединение по инициативе УФСБ России по республике Бурятия. Доказательства проведения комплексных учений и тренировок непосредственно по инициативе ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» в рамках Программы обучения не представлены.
Приказом от 27.01.2014 г. в ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» создана дежурно-диспетчерская служба объединения, работники которой не прошли обучение в учебно-методическом центре МЧС. Доводы представителя объединения о том, что работники, входящие в состав дежурно-диспетчерской службы отказались проходить обучение в феврале 2014 г., так как вынуждены были работать и замещать других работников, и еще есть время направить указанных работников на обучение, не могут быть приняты во внимание.
Фактически, работники дежурно-диспетчерской службы объединения, не прошедшие обучение, которое является обязательным, не могут выполнять возложенные на них задачи в составе объектового звена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мировым судьей в соответствии с действующими нормами закона установлены все юридически значимые обстоятельства и вынесено законное и обоснованное постановление.
В то же время, учитывая финансовое положение ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение», введение неполной рабочей недели, требований постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, которым установлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, суд считает возможным снизить размер административного штрафа до 40 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от 08.05.2014 г. о привлечении ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» к административной ответственности по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ в части применения административного наказания изменить.
Подвергнуть ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 ( сорока тысяч) руб.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от 08.05.2014 г. о привлечении ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» к административной ответственности по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.
Судья: Т.Л.Левшукова.