Судья Писанчин И.Б. | №12-144/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу администрации Олонецкого городского поселения на постановление судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Олонецкого городского поселения,
установил:
постановлением судьи Олонецкого районного суда РК от 23 августа 2018 г. администрация Олонецкого городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и судьей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе руководитель ликвидационной комиссии органа местного самоуправления ФИО1 просит отменить постановление судьи в связи с отсутствием состава инкриминируемого противоправного деяния, мотивируя свои доводы нарушением административным органом процедуры проведения внеплановой проверки, либо назначить наказание с учетом применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Заслушав объяснения представителя административного органа ФИО2, возражавшей по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 ст.11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу пп.5, 9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон) мосты отнесены к объектам транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) транспортных средств (далее - ТС) или использующие их на ином законном основании.
Исходя из положений ч.1 ст.4 Закона, обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.12 Закона субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 №924 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - Требования).
Из материалов настоящего дела следует, что приказом Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 30 октября 2012 г. №279 объекту транспортной инфраструктуры в виде моста через реку Олонка по ул.Пушкина в г.Олонце была присвоена третья категория и он внесен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
На основании распоряжения уполномоченного должностного лица от 06 июня 2017 г. сотрудниками органа по надзору в сфере транспорта проведена плановая выездная проверка деятельности администрации Олонецкого городского поселения (<...>), в ходе которой проверяющими лицами были выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности.
По результатам данной проверки постановлением судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 22 сентября 2017 г., вступившим в законную силу 26 октября 2017 г., администрация Олонецкого городского поселения была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Также администрации Олонецкого городского поселения выдано предписание от
13 июля 2017 г. №07-43-05/109 (П) об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истек 13 июня 2018 г.
На основании положений п.1 ч.4 ст.11.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» по распоряжению заместителя руководителя УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 19 июня 2018 г. в период с 26 июня по 13 июля 2018 г. проведена внеплановая проверка (в документарной форме) исполнения администрацией Олонецкого городского поселения выданного 13 июля 2017 г. предписания, в ходе которой выявлены следующие нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности:
1. в нарушение п.9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 №87, не проведена дополнительная оценка уязвимости ОТИ - моста через реку Олонка по ул.Пушкина в г.Олонце в связи с вступлением в силу с 01 октября 2016 г. Требований;
2. в нарушение подп.6 п.6 Требований не представлен на основании утвержденных результатов оценки уязвимости ОТИ в Федеральное дорожное агентство план ОТИ в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ;
3. в нарушение подп.9 п.6 Требований отсутствуют положение (устав) о подразделении транспортной безопасности в случае его привлечения субъектом транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства, договор, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности;
4. в нарушение подп.9 п.6 Требований отсутствует порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласованный с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в том числе предусматривающий передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности ОТИ при предоставлении субъектом транспортной инфраструктуры помещений указанным подразделениям федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач (в соответствии с установленными полномочиями) на ОТИ, в иных случаях, предусматривающий доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности ОТИ;
5. в нарушение подп.9 п.6 Требований отсутствует положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ, состоящее из предусмотренных данным подпунктом разделов (приложений);
6. в нарушение подп.9 п.6 Требований отсутствуют согласованные с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел выявленных лиц, совершивших или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства, за которые установлена административная или уголовная ответственность (далее - нарушители), а также идентифицированных оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при отсутствии законных оснований на их хранение и ношение; порядок согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков;
7. в нарушение подп.11 п.6 Требований не исполнена обязанность проверять силы обеспечения транспортной безопасности ОТИ с целью выявления оснований, предусмотренных ч.1 ст.10 Федерального закона «О транспортной безопасности», и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, лиц, в отношении которых будут выявлены обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.10 Федерального закона «О транспортной безопасности»;
8. в нарушение подп.12 п.6 Требований не обеспечена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ (лиц, назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на ОТИ) в соответствии со ст.12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности»;
9. в нарушение подп.13 п.6 Требований не обеспечено информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на ОТИ, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся, в том числе о запрете: прохода (проезда) в зону транспортной безопасности ОТИ вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов ОТИ; проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ или ее часть; действий на ОТИ, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий;
10. в нарушение подп.1, 2, 3 п.13 Требований не приняты меры:
- по недопущению проникновения в зону транспортной безопасности объекта (за исключением сектора свободного доступа) и (или) на критические элементы ОТИ нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе использующего автотранспортные средства, самоходную технику и машины, путем осуществления контроля (наблюдения, мониторинга состояния) границ зоны транспортной безопасности ОТИ или ее части и (или) критических элементов ОТИ, контроля передвижения физических лиц, транспортных средств, перемещения материальных объектов в зоне транспортной безопасности ОТИ или ее части и (или) на критических элементах ОТИ, поддержания пропускного и внутриобъектового режимов, использования технических средств и инженерных сооружений транспортной безопасности, реагирования на подготовку или совершение акта незаконного вмешательства, а также незамедлительного информирования уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выявленных нарушителях;
- по выявлению нарушителей, совершения или подготовки совершения акта незаконного вмешательства на границах зоны транспортной безопасности ОТИ путем осуществления контроля (наблюдения, мониторинга состояния) границ зоны транспортной безопасности ОТИ, поддержания пропускного режима, использования технических средств, инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности;
- исключающие совершение акта незаконного вмешательства или подготовку к совершению акта незаконного вмешательства, в том числе включающего хищение, повреждение материальных объектов, находящихся на ОТИ, критических элементов ОТИ и иных уязвимых участков ОТИ, определенных в ходе оценки уязвимости, а также получение над ними контроля нарушителем, путем осуществления контроля (наблюдения, мониторинга состояния) границ зоны транспортной безопасности ОТИ или ее части и (или) критических элементов ОТИ, контроля передвижения физических лиц, транспортных средств, перемещения материальных объектов в зоне транспортной безопасности ОТИ или ее части и (или) на критических элементах ОТИ, поддержания пропускного и внутриобъектового режимов, использования технических средств, инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности, реагирования на подготовку или совершение акта незаконного вмешательства, а также незамедлительного информирования уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выявленных нарушителях, об обнаруженных, распознанных и идентифицированных оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах и взрывных устройствах, ядовитых или радиоактивных веществах при отсутствии законных оснований на их хранение и ношение;
11. в нарушение подп.4 п.13 Требований ОТИ не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
- видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты и посты ОТИ на границах зоны транспортной безопасности ОТИ и (или) критических элементов ОТИ (за исключением сектора свободного доступа);
- видеообнаружение объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ;
- хранение в электронном виде данных, полученных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности, в течение 10 суток;
- выявление подготовленного нарушителя в режиме реального времени на всем периметре внешних границ критических элементов ОТИ;
- возможность передачи данных о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) на критические элементы ОТИ, в соответствии с порядком передачи данных.
В связи с выявлением факта умышленного неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности 30 июля 2018 г. в отношении органа местного самоуправления составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, который наряду с другими материалами дела был передан на рассмотрение по подведомственности в Олонецкий районный суд РК и постановлением судьи от
23 августа 2018 г. администрация Олонецкого городского поселения привлечена к указанной административной ответственности.
Поскольку юридически значимые обстоятельства определены правильно, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ и существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не допущено, постановление судьи незаконным признать нельзя.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности и принцип презумпции невиновности не нарушены, доказательства объективной невозможности соблюдения органом местного самоуправления обязательных требований в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные заслуживающие внимание обстоятельства, исключающие его виновность, не установлены.
Доводы жалобы о нарушении административным органом процедуры проведения внеплановой выездной проверки основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Исходя из положений чч.1, 2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Основанием для проведения такой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры (п.11 ч.4 ст.1 приведенного выше Закона).
Согласно п.1 ч.4 ст.11.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения субъектом транспортной инфраструктуры предписания об устранении выявленных нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с положениями ч.5 ст.11.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» согласование с органом прокуратуры предусмотрено при проведении внеплановой выездной проверки деятельности субъекта транспортной инфраструктуры по основаниям, предусмотренным пп.2 и 3 ч.4 настоящей статьи.
При этом упомянутым специальным Законом установлена безусловная обязанность субъектов транспортной инфраструктуры, то есть юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующих их на ином законном основании, выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности (ст.ст.1, 12).
Пунктом 57 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности, утвержденного приказом Минтранса России от 13.12.2011 №313, предусмотрено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение субъектом проверки в процессе осуществления деятельности обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности, выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений, выданных Управлением (территориальным органом Ространснадзора).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при непосредственном обнаружении в ходе внепланового мероприятия по надзору вновь выявленных нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности административным органом принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и выдаются предписания об устранении нарушений.
Поскольку в данном случае основанием для проведения внеплановой проверки явилось истечение срока исполнения субъектом транспортной инфраструктуры предписания об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности, выявленных в ходе предыдущей проверки в июле 2017 г., что не исключало возможности проведения также и проверки соблюдения законодательства в области транспортной безопасности, и согласования ее проведения с органом прокуратуры согласно ч.5 ст.11.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» не требовалось, нарушений порядка привлечения к административной ответственности допущено не было.
Ссылка заявителя на положения ч.2.6 ст.77 Федерального закона от 06.10.2003
№131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующей основания и условия проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления, во внимание принята быть не может, так как указанные в данной норме основания для проведения внеплановой документарной проверки у контролирующего органа отсутствовали.
Вместе с тем с учетом документально подтвержденного тяжелого финансового положения органа местного самоуправления, находящегося в настоящее время в стадии ликвидации, прихожу к выводу о наличии оснований для применения в данном случае положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа до 100 000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.
При таких обстоятельствах постановление судьи подлежит изменению в части размера назначенного административного штрафа, в остальной части - оставлению без изменения.
Руководствуясь положениями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Олонецкого городского поселения изменить в части размера назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей, в остальной части данное постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А. Колбасова