Судья Фадеев М.Е. дело № 12-144/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск дело № 7-605/2019 04 сентября 2019 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М.
с участием защитника АО «Транснефть-Сибирь» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 на решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 мая 2019 года, принятое по жалобе на вынесенное в отношении АО «Транснефть-Сибирь» постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
постановлением начальника Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Природнадзора Югры) ФИО2 от 22 февраля 2019 года АО «Транснефть-Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ста тысяч рублей.
Решением судьи Сургутского районного суда от 20 мая 2019 года указанное постановление отменено, дело возвращено в Сургутское управление Природнадзора Югры на новое рассмотрение.
Начальником Сургутского управления Природнадзора Югры Кузнецо- вым Д.В. в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подана жалоба, доводы которой мотивированы необоснованностью принятого судом решения со ссылкой на отсутствие оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и объединения в одно производство дел об административных правонарушениях в отношении АО «Транснефть-Сибирь» по статье 7.9 и части 1 статьи 8.28 данного Кодекса.
Кроме этого в жалобе приводятся доводы о том, что Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в отношении АО «Транснефть-Сибирь» рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для объединения дел в одно производство для их рассмотрения Арбитражным судом автономного округа не усмотрено.
В возражениях на жалобу защитник АО «Транснефть-Сибирь» ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, приняв при этом во внимание пропуск срока со стороны Природнадзора Югры на подачу жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав защитника, проверив доводы жалобы, считаю, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
В силу пункта 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223 при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны.
По смыслу взаимосвязанных положений части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» указано, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Как усматривается из материалов дела АО «Транснефть-Сибирь» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение природоохранного законодательства, так как в период с (дата) на участке лесного фонда в границах выделов (номер) квартала (номер)(адрес) им была произведена незаконная рубка лесных насаждений – деревьев без соответствующих разрешительных документов на пользование данным участком и выполнение соответствующих работ, что является нарушением требований части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, пункта 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223.
Данное правонарушение было выявлено Природнадзором Югры в ходе мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах.
Отменяя постановление должностного лица, и, возвращая дело на новое рассмотрение в контрольно-надзорный орган, судья в решении указал, что при вынесении постановления не был разрешен вопрос об объединении дел в отношении АО «Транснефть-Сибирь» по статье 7.9 и части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в одно производство для их рассмотрения в соответствии с частью 2 статьи 4.4 этого Кодекса, поскольку такие основания имелись.
С этими выводами судьи нельзя согласиться.
В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в незаконной рубке, повреждении лесных насаждений или самовольном выкапывании в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в самовольном занятии лесных участков или использовании указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны права собственности на лесные участки и установленный порядок пользования ими.
Составы административных правонарушений по статье 7.9 и части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеют различный родовой объект посягательства, правоотношения регулируются нормами статей разных глав Кодекса.
Таким образом, по указанным обстоятельствам идеальная совокупность правонарушений отсутствует, оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Кроме того, вменяемое АО «Транснефть-Сибирь» административное правонарушение по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях связано с использованием обществом лесных участков для осуществления экономической деятельности, а, следовательно, данный спор относится к компетенции арбитражного суда, о чем в деле имеется решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 мая 2019 года (л.д.43).
Наряду с этим, довод возражений на жалобу о пропуске срока на ее подачу опровергается материалами дела, согласно которым жалоба была подана с соблюдением установленного законом процессуального срока.
Пересмотр дела показал, что обжалуемое решение судом вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса является основанием для его отмены.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л :
решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 мая 2019 года, принятое по жалобе на вынесенное в отношении АО «Транснефть-Сибирь» постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд иному судье.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры Л.М. Солопаева