Дело № 12-144/2019
Р Е Ш Е Н И Е
25 сентября 2019 г. г. Тамбов
Судья Советского районного суда г. Тамбова Морозов А.В.
рассмотрев в судебном заседании протест заместителя прокурора Советского района г.Тамбова на постановление от 23 июля 2019 года комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г.Тамбова об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.31 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г.Тамбова от 23 июля 2019 года ФИО1 Па привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.31 КоАП РФ в отношении него применена мера административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
В Постановлении указано, что 25.05.2019 в 16 ч. 30 мин. ФИО1 Па, находясь в общественном месте на стадионе «Спартак», расположенном по адресу: <...> во время проведения финального спортивного мероприятия (футбольного матча) между футбольным клубом «Тамбов» г.Тамбова и футбольным клубом «Зенит-2» г.Санкт-Петербург, нарушил п.»и» ст.5 Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных Постановлением РФ от 16 декабря 2013 года № 1156, а именно развернул для всеобщего обозрения на секторе активных болельщиков ФК «Тамбов» баннер-полотенце, содержащий текст «Тамбов против FANID», который скрытно пронес на территорию стадиона без предварительного согласования с организатором указанного спортивного мероприятия.
Не согласившись с указанным Постановлением заместитель прокурора Советского района г.Тамбова обратился в суд с протестом, в котором просил его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указал, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г.Тамбова при рассмотрении дело об административном правонарушении не учла, что протокол об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего ФИО1 Па был составлен в отсутствие его законного представителя. Кроме того из материалов дела не следует, что пронесенный на официальное спортивное соревнование ФИО1 Па баннер-полотнище не соответствует установленным для него требованиям, перечисленным в пункте 7 главы III Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 года № 1156.
В судебном заседании помощник прокурора Обыденова А.С. доводы протеста поддержала и просила отменить обжалуемое постановление, прекратив производства по делу в виду отсутствия в действиях ФИО1 Па состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.31 КоАП РФ.
Представитель администрации г.Тамбова по доверенности ФИО2 просила постановление оставить без изменения жалобу без удовлетворения.
ФИО1 Па в судебном заседании пояснил, что действительно при составлении протокола в отношении него отсутствовал его законный представитель, так как на тот момент он был несовершеннолетним.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснение, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.
Согласно статьи 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
Как видно из материалов дела в отношении несовершеннолетнего ФИО1 Па старшим инспектором ОИАЗ УМВД России по г.Тамбову 08 июля 2019 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.31 КоАП РФ. При этом в протоколе указано, что представитель не требуется. В графе объяснение: ФИО1 Па собственноручно указал, что его мать 1 о его правонарушении уведомлена. Однако в протоколе кроме подписи самого ФИО1 Па и лица, составившего протокол других подписей не имеется, в том числе и законного представителя несовершеннолетнего. Следовательно можно сделать вывод, что законный представитель несовершеннолетнего при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1 Па отсутствовал.
В силу пункта 4 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе и о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Таким образом, принимая во внимание, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего ФИО1 Па не присутствовал его законный представитель, чем были нарушены его права, судья приходит к выводу, что указанное нарушение является существенным.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» - при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекты, но и его непосредственной причастности к совершению действий, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение). Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения лица к административной ответственности.
Частью 1 статьи 20.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в совершении действий (бездействия), повлекших нарушение Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.
В соответствии с абз. 5 п.2 гл.I Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 года определено понятие «средства поддержки» - предметы, которые содержат информационные или графические данные, материалы для визуального оформления трибуны, а также духовые приспособления для извлечения звуков, которые используются или могут быть использованы зрителями, за исключением предметов, предусмотренных п.п. «м» п.5 настоящих Правил.
Согласно п.7 гл.III Правил средства поддержки, пронос которых в места проведения официальных спортивных соревнований не требует предварительного согласования с организатором официального спортивного соревнования, должны соответствовать следующим требованиям:
а) не содержать надписей политического, экстремистского, провокационного или рекламного характера, оскорблений, ненормативную лексику или непристойные изображения;
б) не содержать нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику экстремистских организаций, а также атрибутику или символику, сходную с ними до степени смешения;
в) не иметь целью оскорбление чести и достоинства участников, зрителей и (или) организаторов официального спортивного соревнования;
г) для баннеров и флагов - не превышать размеров 2 метра х 1,5 метра, в том числе на пустотельных древках, не превышающих 1,5 метра в длину и 2,5 сантиметра в диаметре;
д) не являться предметами, использование и (или) хранение которых не допускается законодательством Российской Федерации;
е) иметь перевод на русский язык содержащихся в средствах поддержки слов и (или) выражений на государственных языках республик Российской Федерации и (или) иностранных языках, который заверяется в нотариальном порядке либо организатором официального спортивного соревнования и представляется зрителем уполномоченному лицу при входе в место проведения официального спортивного соревнования.
Пунктом 8 гл.III Правил предусмотрено, что средства поддержки, не требующие предварительного согласования с организатором официального спортивного соревнования, должны размещаться в местах, где они не будут мешать просмотру официального спортивного соревнования другим зрителям.
Пункт 10 гл.III Правил гласит, что пронос средств поддержки, указанных в приложении к настоящим Правилам, не соответствующих установленным для них требованиям, допускается только при условии предварительного согласования объединением зрителей с организатором официального спортивного соревнования или уполномоченным им лицом, а также с лицами, обеспечивающими охрану общественного порядка и общественную безопасность при проведении официальных спортивных соревнований.
Как видно из протокола об административном правонарушении и из оспариваемого постановления несовершеннолетний ФИО1 Па развернул для всеобщего обозрения баннер-полотенце, содержащий текст «Тамбов против FANID», чем нарушил пункт «и» статьи 5 Правил.
Согласно пункту «и» статьи 5 Правил зрителям в местах проведения официальных спортивных соревнований запрещается наносить надписи и рисунки на конструкции, строения, сооружения, расположенные в местах проведения официальных спортивных соревнований, а также размещать возле них посторонние предметы без соответствующего разрешения организаторов официального спортивного соревнования или собственников (пользователей) объектов спорта.
Вместе с тем, как и в обжалуемом постановлении, так и в материалах дела отсутствуют сведения о том, каким образом выставление на всеобщее обозрение баннера-полотенца, содержащего текст «Тамбов против FANID» относится к нарушению пункта «и» статьи 5 Правил.
Таким образом судья приходит к выводу, что при обстоятельствах, изложенных в обжалуемом постановлении, в действиях ФИО1 Па отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.31 КоАП РФ (п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах и на основании вышеизложенного, судья считает, что обжалуемое постановление вынесенное комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г.Тамбова, является незаконным и не обоснованным и на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ должно быть отменено и производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях ФИО1 Па состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Протест заместителя прокурора Советского района г.Тамбова на постановление от 23 июля 2019 года комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г.Тамбова об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.31 КоАП РФ удовлетворить.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации от вынесенное в отношении ФИО1 Па о привлечении его к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 20.31 КоАП РФ отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано Тамбовский областной суд через Советский районный суд г.Тамбова в течение 10 суток.
Судья А.В. Морозов