РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 07 мая 2020 года Город Самара Судья Кировского районного суда г.Самары Пирожкова Л.В., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кани Л.Р., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев жалобу АО «РКЦ «Прогресс» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям П.М.И.№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ (№12-144/2020 УИД 63RS0038-01-2020-000195-63), УСТАНОВИЛ: Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям П.М.И.№ от ДД.ММ.ГГГГ АО «РКЦ «Прогресс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, а именно в нарушении Постановления Администрации г.о. Самара № 1366 от 09.12.2009 года «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории г.о. Самара». Таким образом, юридическим лицом не соблюдаются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Представитель АО «РКЦ «Прогресс» обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просил его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в соответствии со ст.8.1 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса. Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «РКЦ «Прогресс» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, по факту несоблюдения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явилось представление организацией водоснабжения и водоотведения - ООО «СКС» в государственный орган сведений о составе сточных вод, сброшенных АО РКЦ «Прогресс» в систему водоотведения. ДД.ММ.ГГГГ (канализационный колодец №) и о превышении АО РКЦ «Прогресс» нормативов наличия загрязняющих веществ в сточных водах абонента, установленных Постановлением Администрации городского округа Самара от 09.12.2009 № 1366 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории городского округа Самара» (Далее Постановление Администрации г.о. Самара № 1366 от 09.12.2009). Между тем, сточные воды АО «РКЦ «Прогресс» соответствуют нормам постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а нормы Постановления Администрации г.о. Самара № 1366 от 09.12.2009 года не могут применяться при привлечении АО «РКЦ «Прогресс» к административной ответственности за нарушение экологического законодательства ввиду иного их предназначения (они утверждены в целях расчёта платы за сброс загрязняющих веществ), кроме того, законодательство в части установления нормативов по составу сточных вод в природоохранных целях изменилось с 01.01.2019 года, и такие изменения не могли быть учтены при установлении норм в Постановлении Администрации г.о. Самара № 1366 от 09.12.2009 года. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 года № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» АО «РКЦ «Прогресс» отнесено к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ. Согласно ч.4 ст.27 от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (утратила силу с 01.01.2019 года), порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, НДС в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 года № 393 утверждены Правила установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, НДС загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 года № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. В целях реализации положений Постановления Правительства РФ Правительство Самарской области Постановлением от 22.07.2009 года № 340 утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области. Согласно положениям Порядка взимания платы, допустимая концентрация загрязняющего вещества (мг/л), устанавливается в соответствии с пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167, согласно которому нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. В целях реализации положений Порядка взимания платы по Правилам 167 за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, Администрация г.о. Самара 09.12.2009 года приняла Постановление № 1366, которым утвердило нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых предприятиями и организациями через систему коммунальной канализации в водные объекты на территории городского округа Самара. Таким образом, Постановлением Администрации г.о. Самара № 1366 утверждены нормы по составу сточных вод для абонентов в целях реализации постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 года № 340 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ...». Таким образом, нормы, указанные инспектором в протоколе об административном правонарушении установлены не в качестве норм, нарушая которые абоненты негативно воздействуют на окружающую среду, а в качестве норм кратность превышения которых учитывается при расчёте платы абонента в организацию коммунального хозяйства за сверхнормативный приём загрязняющих веществ в целях компенсации организации водоотведения затрат на очистку и поддержание систем канализации. Между тем, постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения № 167 и постановления Правительства РФ от 31 декабря 1995 года № 1310 с 1 января 2019 года не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Таким образом, нормы, на основании которых принято Постановление Администрации г.о. Самара № 1366, направлены на взимание платы за сброс загрязняющих веществ, а также утратили силу. С 01.01.2019 года утратила силу глава 5 (Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения (ст. 26-30) Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в целях реализации положений которой Администрацией г.о. Самара установлены предельно допустимые нормы загрязняющих веществ, закреплённые в Постановлении № 1366 от 09.12.2009 года, законодательство в области охраны окружающей среды изменилось, в связи с чем, многие нормативно-правовые акты РФ претерпевают изменения. В Закон о водоснабжении и водоотведении введены новые положения - глава 5.1. (регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации), которая начала действовать с 01.01.2019 года. При этом, в соответствии с п.1 ст.30.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод. В соответствии с п.2 ст.30.1 Закона о водоснабжении и водоотведении нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст.30.1 Закона о водоснабжении и водоотведении особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом, Постановление Администрации г.о. Самара № 1366 принято в 2009 году, таким образом, Администрация г.о. Самара не разрабатывала нормативы состава сточных вод в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ в постановлении от 29.07.2013 года № 644, как того требует п.2, 3 ст.30.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, а нормативы, утверждённые Постановлением Администрации г.о. Самара № 1366 от 09.12.2009 года принимались как нормативы для расчёта платы за сброс загрязняющих веществ, в целях компенсации организации коммунального хозяйства затрат на поддержание и установки очистных сооружений. Между тем, Правилами 644 установлены нормы ПДК загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, указанные нормативы АО «РКЦ «Прогресс» соблюдаются полностью. ДД.ММ.ГГГГ из колодца № были отобраны параллельные пробы, согласно протоколам исследования которых АО «РКЦ «Прогресс» не допускало нарушений предельно допустимые норм, установленных Правительством РФ № 644. (указанные материалы и возражения приобщались к делу об административном правонарушении). Таким образом, в действиях АО «РКЦ «Прогресс» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1. КоАП РФ. Также инспектор не учёл, что АО «РКЦ «Прогресс» прямого воздействия на окружающую среду не оказывает, а сточные воды проходят очистку с помощью очистных сооружений ООО «СКС». Плату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ АО «РКЦ «Прогресс» в ООО «СКС» вносит в полном объёме. ООО «СКС» из указанной платы должно выделять средства на природоохранные мероприятия. При вынесении постановления инспектором также не учтены нормы ст. 2.10 КоАП РФ. В соответствии со ст.30.1 Закона о водоснабжении и водоотведении абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом. Несмотря на то, что нормативы по ПДК загрязняющих веществ, установленных Правилами РФ 644 абонент не нарушает, АО «РКЦ «Прогресс» принимает все необходимые меры по предотвращению превышений ПДК загрязняющих веществ и снижению количества загрязняющих веществ в сточных водах. Требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, регламентировались Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 года № 317 «Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади», которое с 01.01.2019 года утратило силу. Новая форма не утверждалась. Управление Росприроднадзора не давало разъяснений, в какой форме необходимо разработать План в отсутствие регламентирующих норм, поэтому Обществом был разработан План мероприятий по снижению сбросов на период 2019-2025гг по аналогии с предыдущими нормами (к материалам дела об административном правонарушении прикладывался). Кроме того, модернизация очистных сооружений была запланирована АО «РКЦ «Прогресс» в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение производственной базы....» в 2011-2015гг. Общество дважды обращалось в ГК «Роскосмос» с просьбой включить реконструкцию очистных сооружений в другие проекты. Реконструкция общезаводских очистных сооружений была запланирована в рамках инвестиционного проекта «Реконструкция и техническое перевооружение производственной базы для обеспечения серийного изготовления PH «Союз-2» со сроком реализации 2011-2016 гг. В настоящее время реализация данного инвестиционного проекта остановлена в связи с расторжением контракта с ГК «Роскосмос» по инициативе государственного заказчика. АО «РКЦ «Прогресс» дважды направляло обращения в ГК «Роскосмос» (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с просьбой включить в Федеральную целевую программу отдельно реконструкцию очистных сооружений, на что был получен ответ, что срок реализации проекта завершен. В ноябре 2019 года ФГУП НПО «Техномаш» состоялась инвентаризация инвестиционных проектов, планируемых к реализации в 2022 году. От Общества был представлен доклад по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение гальванического производства корпуса №1 с пристроями», планируемы срок реализации которого 2022-2025 годы. В соответствии п. 1 ст. 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории. Однако согласно справочникам НДТ технологий, которые позволяли бы осуществлять очистку до норм, установленных Постановлением Администрации г.о. № 1366 не существует и не разработано. Поскольку АО «РКЦ «Прогресс» нормы по Правилам РФ № 644 не нарушает, прямого воздействия на водные объекты не оказывает, за сверхнормативный сброс Постановлению Администрации городского округа Самара от 09.12.2009 года № 1366 в ООО «СКС» плату вносит в полном объёме, при этом очистных сооружений по очистке производственных стоков до норм, установленных Постановлением Администрации городского округа Самара от 09.12.2009 года № 1366, в мире не разработано и не создано, а также учитывая, что Обществом приняты все возможные меры для соблюдения норм и Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 644 и Постановления Администрации городского округа Самара № 1366, следует признать, что не имеется вины АО «РКЦ «Прогресс» в нарушении норм Постановления Администрации городского округа Самара от 09.12.2009 № 1366, которое в свою очередь принято в целях реализации порядка расчёта платы за воздействие загрязняющих веществ на центральную систему канализации в целях компенсации организации коммунального хозяйства затрат на очистку сточных вод. А также основано на нормах, которые с 01.01.2019 утратили силу. Ввиду изложенного в действиях АО «РКЦ «Прогресс» не имеется состава административного правонарушения. Предусмотренного ст. 8.1. КоАП РФ, как и не имеется события административного правонарушения - нарушение норм постановления РФ № 644 загрязняющих веществ в сточных водах АО «РКЦ «Прогресс» не установлено. Кроме того, инспектором нарушены нормы Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». О проведении проверки АО «РКЦ «Прогресс» не уведомлялся, акт проверки составлен не был. В судебном заседании представитель АО «РКЦ «Прогресс» Кани Л.Р. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснила, что постановление о привлечении АО «РКЦ «Прогресс» к ответственности является немотивированным. Доводы, изложенные в жалобе, они представляли инспектору в виде письменных возражений, рассмотрение дела откладывалось, однако, в материалах дела их возражения отсутствуют, в постановлении по делу об административном правонарушении они оценки не получили. Изучив представленные материалы, проверив доводы жалобы, заслушав представителя АО «РКЦ «Прогресс», суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. В силу ч.ч.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, выражается в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Правоотношения в данной сфере регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года № 230 и другими нормативно-правовыми актами, принимаемыми в соответствии с указанными федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами. В силу прямого указания закона, изложенного п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении должно содержать мотивированное решение по делу. Данное требование является императивным. Данный вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 года № 3123-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав пунктом 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП Российской Федерации устанавливает одно из требований к содержанию постановлений (решений), выносимых по делам об административных правонарушениях, обязывая мотивировать решение по делу с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела (пункт 4 части 1 той же статьи). Тем самым данная норма гарантирует права участников производства по делам об административных правонарушениях и выполнение задач данного производства, установленных ст.24.1 КоАП Российской Федерации. Обжалуемое постановление данным требованиям не отвечает, поскольку в нем не отражена позиция лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, несмотря на его участие при рассмотрении дела, а также представленные им возражения, отсутствует описание обстоятельств, установленных при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также оно не содержит мотивированного решения по делу. Изложенные представителем лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, доводы со ссылкой на конкретные нормы закона, о невиновности юридического лица в инкриминируемом ему правонарушении оставлены должностным лицом без какой-либо оценки, дело об административном правонарушении в отношении АО «РКЦ «Прогресс» рассмотрено должностным лицом с нарушением требований ст.ст.24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым выяснению подлежат все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела: доказательственная база надлежащим образом не сформирована, а имеющиеся в деле доказательства, положенные в основу принятого решения о привлечении АО «РКЦ «Прогресс» к административной ответственности, безусловно не свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения. Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях. В силу ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, составляет 1 год. Согласно протоколу об административном правонарушении, оно совершено 19.11.2019 года, следовательно, срок привлечения АО «РКЦ «Прогресс» к административной ответственности не истек. В силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям П.М.И.№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ отменить, дело об административном правонарушении в отношении АО «РКЦ «Прогресс» вернуть на новое рассмотрение со стадии подготовки в Межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья Л.В. Пирожкова |