ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-144/20 от 14.07.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Республика Бурятия, г.Улан-Удэ,

ул. Коммунистическая, 51

Судья Дандарова А.А., № 12-144/2020

Дело № 21-125 пост. ...

Р Е Ш Е Н И Е

г.Улан-Удэ 14 июля 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Мархаевой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 6 мая 2020 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.18 КоАП РФ, в отношении заведующей продовольственным складом МКП «Городской комбинат школьного питания» ФИО1,

установил:

постановлением № 13 заместителя начальника отдела надзора за качеством зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия (далее также - Управления Россельхознадзора) ФИО2 от 28 февраля 2020 года заведующая продовольственным складом МКП «Городской комбинат школьного питания» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.18 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 6 мая 2020 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи районного суда, защитник ФИО1- Цыбикжапов Д.Д. обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица и судебный акт, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения.

ФИО1, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ее защитник Цыбикжапов Д.Д. доводы жалобы поддержал.

Представитель Управления Россельхознадзора ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения в отношении которых установлена его вина (часть 1).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3).

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административная ответственность по статье 7.18 КоАП РФ наступает за нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах).

Как следует из протокола об административном правонарушении, составленного в отношении ФИО1, и постановления должностного лица о привлечении ее к административной ответственности, 3 февраля 2020 года в 11 часов в ходе проведения должностными лицами Управления Россельхознадзора плановой выездной проверки в отношении МКП «Городской комбинат школьного питания» по адресу: <...>, было выявлено нарушение требований законодательства в сфере надзора за качеством зерна и продуктов его переработки.

Так, в ходе проверки была представлена декларация ЕАЭС № RU Д-RU.ПТ42.В.01300 на крупу кукурузную в количестве 105 кг, изготовитель ООО «Вишневый сад», дата выработки – 12 ноября 2019 года; а также декларация ЕАЭС № RU Д-RU.ПТ42.В.01302 на крупу манную марки «М» в количестве 176,4 кг, изготовитель ООО «Вишневый сад», дата выработки – 25 октября 2019 года. Однако в базе Реестра Росаккредитации декларации прекращены 26 января 2018 года и 8 декабря 2017 года соответственно. По мнению Управления Россельхознадзора, ФИО1 допустила нарушения требований пункта 3 статьи 5, пункта 1 статьи 23 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», выразившиеся в отсутствии на момент проведения проверки действующих деклараций соответствия на крупы; а также в нарушении требований пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», выразившегося в не предоставлении уполномоченному должностному лицу Россельхознадзора достоверной информации, а именно: действующих деклараций о соответствии на крупу манную марки «М» и крупу кукурузную, хранившиеся по адресу: <...>.

Между тем, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.18 КоАП РФ, выражается в нарушении правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах).

Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 874, под хранением зерна понимается технологический процесс создания в зернохранилище условий для обеспечения безопасности зерна.

Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их хранении и перевозках установлены статьей 19 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», по смыслу которой под хранением пищевых продуктов, в том числе зерна и продуктов его переработки, понимается процесс создания и поддержания условий, обеспечивающих сохранение их качества и безопасности.

На момент составления протокола об административном правонарушении действовала Инструкция № 9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы, утвержденная Приказом Минхлебопродуктов СССР от 24 июня 1988 года № 185.

Правила хранения крупы, регламентированы нормами СанПин 2.3.5.6.1079-01, ГОСТ 6292-93, ГОСТ 26791-89, ГОСТ Р 51074-2003, а также ГОСТами по соответствующим наименованиям круп.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки должностным лицом Управления Россельхознадзора нарушений вышеприведенных нормативных актов, регламентирующих правила хранения круп не выявлялось.

Более того, нарушение правил хранения, закупки или рационального использования продуктов переработки зерна в вину ФИО1 не вменялось.

При таких обстоятельствах в действиях заведующей продовольственным складом МКП «Городской комбинат школьного питания» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.18 КоАП РФ.

Предоставление должностному лицу Управления Россельхознадзора деклараций о соответствии круп, имеющих статус прекращенных деклараций, на хранящуюся в надлежащих условиях крупу не свидетельствовало о нарушении правил хранения либо рационального использования зерна и продуктов его переработки.

Учитывая приведенные обстоятельства, выводы должностного лица, судьи районного суда о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.18 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Отсутствие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения влечет отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда по делу.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление заместителя начальника отдела надзора за качеством зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия ФИО2 от 28 февраля 2020 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 6 мая 2020 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.18 КоАП РФ, в отношении заведующей продовольственным складом МКП «Городской комбинат школьного питания» ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Назимова П.С.