ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-144/2021 от 24.11.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Миронова Е.А. дело № 12-144/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 7 – 856/2021 24 ноября 2021 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования (ФИО)2, на решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального предприятия муниципального образования город Нягань «Чистый город»,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Юге Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования (ФИО)2(номер) от (дата) муниципальное предприятие муниципального образования город Нягань «Чистый город» (МП МО г.Нягань «Чистый город», Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного REF Статья \h \* MERGEFORMAT частью 5 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятисот тысяч рублей за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

Решением судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования выражает несогласие с принятым по делу решением.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования (ФИО)4, представителя МП МО г.Нягань «Чистый город» (ФИО)3, действующего по доверенности в интересах МП МО г.Нягань «Чистый город», нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отменяя постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования (ФИО)2(номер) от (дата) в отношении муниципального предприятия муниципального образования город Нягань «Чистый город» и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда сослался на наличие постановления мирового суда судебного участка №1 Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МП МО (адрес) «Чистый город», которым мировой судья установил неисполнимость данного предписания. Так же судом указано, что МП МО г.Нягань «Чистый город» принимало меры для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды. В сентябре 2020 года Предприятие направило в Природнадзор Югры пакет документов для включения объекта размещения ТКО в перечень объектов размещения ТКО на территории муниципального образования г.Нягань, однако документы были возвращены без рассмотрения по причине расположения Объекта в границах установленной приаэродромной территории, в которой выделена шестая подзона.

Частью 5 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом правонарушения являются общественные отношения по охране окружающей среды, которое выражается в нарушении законных требований, установленных пунктами 6, 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ.

Субъектом административного правонарушения является лицо, допустившее осуществление деятельности в нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации по размещению отходов на объекте, не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

Из материалов дела усматривается, что в период с (дата) по (дата) Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая документарная проверка по выполнению ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от (дата)(номер) на основании Приказа Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от (дата)(номер).

Предписанием от (дата)(номер) Предприятию предписывалось в срок до (дата) устранить выявленное нарушение требований природоохранного законодательства, а именно МП МО г.Нягань «Чистый город» эксплуатируется объект размещения отходов «Городская свалка г.Нягань», не включенный в Государственный реестр объектов размещения отходов, а так же не включенный в Перечень, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 мая 2019 года №303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до (дата) и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов».

В рамках проведения внеплановой документарной проверки исполнения предписания от (дата)(номер) на основании Приказа Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 марта 2021 года №477 было установлено, что МП МО г.Нягань «Чистый город» продолжает размещение твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов «Городская свалка г.Нягань», который не включен в государственный реестр объектов размещения отходов, а также не включен в Перечень, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 мая 2019 года №303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до (дата) и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов».

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N89-ФЗ, отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно пункта 6 статьи 12 указанного Федерального закона, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, на Предприятие, как на лицо, осуществляющее деятельность по обращению с отходами, возлагается обязанность по соблюдению законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе по внесению объекта размещения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от (дата)(номер) утвержден порядок ведения государственного кадастра отходов.

Согласно пунктов 18-20 Порядка Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года №49.

Таким образом, не внесение Предприятием в Государственный реестр объекта размещения отходов сведений об объекте размещения отходов «Городская свалка г.Нягань», расположенном по адресу: (адрес) подтверждает нарушение МП МО г.Нягань «Чистый город» требований природоохранного законодательства, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Также в судебном заседании установлено, что объект размещения отходов «Городская свалка г.Нягань» расположен в границе, установленной приаэродромной территории, в которой выделена шестая подзона (на удалении 11 и 6 км. от контрольной точки аэродромов).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации в районе шестой подзоны, запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Судьей городского суда при проверке законности вынесенного должностным лицом постановления не установлено, имелась ли возможность у Предприятия на период приведения в соответствие с действующим законодательством требуемых документов по объекту размещения отходов «Городская свалка г.Нягань» перенаправить потоки отходов с указанного объекта на иные полигоны, находящиеся в Ханты-Мансийском автономном округе. Документы, подтверждающие наличие либо отсутствие иных полигонов отходов «Свалки» в округе, в материалах дела отсутствуют и судом не выяснялись.

Ссылка судьи на наличие решения мирового судьи по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несостоятельна, поскольку оно не является преюдициальным значением для данного административного дела. МП МО г.Нягань «Чистый город» привлекается к административной ответственности не за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный, муниципальный контроль (надзор), а за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

Обращение МП МО г.Нягань «Чистый город» в Природнадзор Югры для включения объекта размещения ТКО в перечень объектов размещения ТКО на территории муниципального образования г.Нягань не свидетельствует о том, что Предприятием были приняты все зависящие от него меры для законного осуществления деятельности объекта размещения отходов «Городская свалка г.Нягань».

При таких обстоятельствах, решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры нельзя признать законным и обоснованным, в силу чего оно подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья

р е ш и л :

Жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования (ФИО)2 на решение Няганского городского суда от (дата) удовлетворить.

Решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) в отношении муниципального предприятия муниципального образования город Нягань «Чистый город», вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на новое рассмотрение.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры подпись: С.М. Ушакова

Копия верна:

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова