№ 12-1457/2021
24RS0056-01-2021-008202-38
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск «10» декабря 2021 года
Судья Центрального районного суда города Красноярска Федорова О.А.,с участием представителя по доверенности ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ – ФИО1, рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя по доверенности ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ - ФИО2 на постановление ст. государственного инспектора труда гос. инспекции труда в Красноярском крае ФИО3 №24/7-2261-21-ОБ/12-7875-И/442 от 08.06.2021 года делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении юридического лица – ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №24/7-2261-21-ОБ/12-7875-И/442 от 08.06.2021 года ст. государственного инспектора труда гос. инспекции труда в Красноярском крае ФИО3 юридическое лицо – ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, представитель по доверенности ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ - ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и необоснованным вышеуказанное постановление и применить правила о малозначительности. Жалобу мотивирует тем, что ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ проведено служебное расследование по Акту проверки Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 13.05.2021 №2261 -2021 -ИСХ. Установлено, что средства индивидуальной защиты выдавались ФИО4 в рамках его должностных обязанностей согласно осуществляемой трудовой функцией. Так, костюм х/б - 1 шт., сапоги ПВХ - 1 шт., выданы работнику ФИО4 30.09.2020, что подтверждается подписью в карточке выдачи имущества в пользование. От валенок, зимнего костюма ФИО4 отказался, о чем составлен Акт от 15.12.2020. Очки панорамные, перчатки резиновые, респиратор, рукавицы брезентовые являются общими для пользования и находятся в общем доступе коллектива слесарей, а не закрепляются I за отдельно взятым сотрудником. Полагают, что в действиях ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, в части обеспечении ФИО4, спецодеждой, спец, обувью и средствами индивидуальной защиты, формально содержатся отдельные признаки административного правонарушения, которые в своей совокупности не образуют состава нарушения конкретных норм КоАП РФ в силу малозначительности. Должностным лицом ГИТ Красноярского края ФИО3, как при проведении проверки, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении не было учтено, что вышеуказанными нормами Трудового кодекса РФ, а также приказа № 997н, не установлены сроки выдачи средств индивидуальной защиты. Таким образом, работодатель вправе самостоятельно устанавливать сроки выдачи СИЗ своим работникам.
При проведении служебного расследования было установлено, что при трудоустройстве ФИО4 пользовался общими инструментами, которые находятся в общем пользовании дежурных слесарей. Из общего перечня профессий для бесплатной выдачи одежды дежурному слесарю был выдан костюм х/б — 1 шт., сапоги ПВХ -1 шт., о чем имеется роспись ФИО4 в карточке выдачи имущества в пользование, а от зимнего костюма и валенок ФИО4 отказался, сославшись на тот факт, что вещи являются бывшими в употреблении, о чем был составлен соответствующий акт.
Другие средства индивидуальной защиты: очки панорамные, перчатки резиновые, респиратор, рукавицы брезентовые, это вещи и предметы которые являются общими, а не закрепляются за отдельным сотрудником.
Так как ФИО4 часто находился на больничном или просто отсутствовал на работе дополнительные средства индивидуальной защиты были выданы ему в мае 2021 года, о чем свидетельствует его подпись в личной карточке № 12 учета выдачи СИЗ.
В ходе проведения служебного расследования стало известно, что ФИО4 фактически выполнял ту работу, которая не требовала дополнительных средств индивидуальной защиты. В случае отсутствия факта малозначительности, просит суд учесть требования КоАП РФ, в части снижения суммы штрафа, что не было сделано контрольно-надзорным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении и назначении наказания.
Представитель Государственной инспекции труда в Красноярском крае, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлено, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.
Представитель по доверенности ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ – ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Обсудив доводы жалобы, доводы возражений административного органа на жалобу, проверив материалы дела, и суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, являясь юридическим лицом, действующее на основании Устава ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ от 06.04.2015г., обладающее правами и обязанностями работодателя и осуществляя свою деятельность по адресу: 660049, <...>, 13.05.2021 года совершило административное правонарушение, т.е. нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Так, Гострудинспекцией 13.05.2021 г. проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ по обращению ФИО4 в ходе, которой выявлены следующие нарушения действующего законодательства: в соответствии с трудовым договором №01-80/20 от 22.07.2020 г,, приказом о приеме на работу №Л-580 от 21.07.2020, 22.07.2020 г. ФИО4 принят на работу в ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ на 0,5 ставки в участок главного механика на должность дежурного слесаря оплатой труда в виде должностного оклада в размере 3571,00, 00 руб., стимулирующей надбавкой по ставке - 4508,00 руб., компенсационными выплатами: районным коэффициентом в размере 20%, надбавкой за работу в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям 30%, надбавкой за вредные условия труда - 4%.
Согласно личной карточке учета выдачи СИЗ №12, ФИО4 установлена выдача СИЗ по должности дежурный слесарь-сантехник.
Пунктом 148 Типовым норм установлено, что слесарю-сантехнику подлежат к выдаче: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий – 1 шт, сапоги резиновые с защитным подноском или сапоги болотные с защитным подноском – 1 пара, перчатки с полимерным покрытием – 12 пар, перчатки резиновые или из полимерных материалов – 12 пар, щиток защитный лицевой или очки защитные – до износа, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее – до износа.
В ФГБОУ Во Красноярский ГАУ разработан Перечень профессий, для бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденный ректором ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, согласно которому слесарю-сантехнику подлежат к выдаче: костюм из смесовой ткани с водоотталкивающим пропиткой – 1 до износа, перчатки резиновые – 6 пар, очки защитные панорамные – до износа, сапоги резиновые с защ. подноском, калоши (летом), респиратором, куртка утепленная – 1 на 2 года, брюки утепленные – 1 на 2 года, костюм брезент. с пропиткой – 1, рукавицы брезентовые – 6 пар.
В ходе проверки установлено, что 30.09.2020 года ФИО4 выдан костюм Х/Б б/у и сапоги ПВХ, что подтверждается подписью ФИО4 в получении.
15.12.2020 года ФИО4 выдан костюм «Стандарт» зимний б/у и валенки б/у, которые ФИО4 согласно актам ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ от 15.12.2020 года и 16.12.2020 года получать отказался.
Работодатель в нарушение требований ст. 212, 221 ТК не обеспечил своевременно слесаря-сантехника ФИО4 специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты трудовой деятельности в ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ ФИО4 не были предоставлены в полном объеме специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, подлежащие к выдаче дежурному слесарю-сантехнику.
На основании ст.20 Трудового кодекса РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными лицами в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
В соответствии со ст. 221 Трудового Кодекса РФ На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В соответствии с п. 13 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития от 01.06.2009 г. №290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
В соответствии с п. 14 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития от 01.06.2009 г. №290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
В соответствии с п. 26 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития от 01.06.2009 г. №290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» Работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ. Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 года №997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Пунктом 148 Типовым норм установлено, что слесарю-сантехнику подлежат к выдаче: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий – 1 шт, сапоги резиновые с защитным подноском или сапоги болотные с защитным подноском – 1 пара, перчатки с полимерным покрытием – 12 пар, перчатки резиновые или из полимерных материалов – 12 пар, щиток защитный лицевой или очки защитные – до износа, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее – до износа.
Из представленных материалов следует, что трудовой договор №01-80/20 между ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, в лице ректора ФИО5 и ФИО4 заключен 22.07.2020 года, согласно приказа о приеме на работу №Л-580 от 21.07.2020, 22.07.2020 года ФИО4 принят на работу в ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ на 0,5 ставки в участок главного механика на должность дежурного слесаря.
В соответствии с разработанным Перечнем профессий в ФГБОУ Во Красноярский ГАУ, для бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденный ректором ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, согласно которому слесарю-сантехнику подлежат к выдаче: костюм из смесовой ткани с водоотталкивающим пропиткой – 1 до износа, перчатки резиновые – 6 пар, очки защитные панорамные – до износа, сапоги резиновые с защ. подноском, калоши (летом), респиратором, куртка утепленная – 1 на 2 года, брюки утепленные – 1 на 2 года, костюм брезент с пропиткой – 1, рукавицы брезентовые – 6 пар.
В соответствии с карточкой учета выдачи имущества от 30.09.2020 года ФИО4 выдан костюм Х/Б б/у и сапоги ПВХ, что подтверждается подписью ФИО4 в получении.
15.12.2020 года ФИО4 выдан костюм «Стандарт» зимний б/у, которые ФИО4 согласно отметки в карточке учета выдачи имущества получать отказался. 16.12.2020 года ФИО4 выданы валенки б/у, которые ФИО4 согласно отметки в карточке учета выдачи имущества получать отказался. В связи с чем ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ составлены акты от 15.12.2020 года, 16.12.2020 года.
Таким образом, юридическим лицом ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, допущено нарушение установленных трудовым законодательством, выразившееся в не обеспечении специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты трудовой деятельности в ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ ФИО4 не были предоставлены в полном объеме специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, подлежащие к выдаче дежурному слесарю-сантехнику.
В соответствии с ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
В действиях юридического лица – ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, в частности: распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, документарной проверки №24/7-2261-21-ОБ от 24.03.2021 года; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица №24/7-2261-21-ОБ/442/2 от 13.05.2021 г.; предписанием №24/7-2261-21-ОБ/442/4 от 13.05.2021 г.; предписанием №24/7-2261-21-ОБ/442/3 от 13.05.2021 г.; протоколом об административном правонарушении №24/7-2261-21-ОБ/12-7868-И/442 от 08.06.2021 г.; трудовым договором №01-80/20 от 20.07.2020г.; приказом (распоряжением) о приеме работника на работу; должностной инструкцией слесаря-сантехника «Красноярский ГАУ-СМК-ДИ-87/2.3 версия 1.0»,карточкой учета выдачи имущества в пользование от 21.10.2020 года; выпиской из ЕГРЮЛ; и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Деятельность работодателя должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства, также ТК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена КоАП ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В соответствии с п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет, требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, юридическое лицо – ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ правомерно привлечено к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доводы жалобы о том, что в действиях ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ содержатся отдельные признаки административного правонарушения, которые в своей совокупности не образуют состава нарушения конкретных норм КоАП РФ в силу малозначительности, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, правонарушение посягает на отношения, объектом которых являются трудовые права граждан в Российской Федерации, включающие право на охрану жизни и здоровья, правонарушение в указанной сфере непосредственно ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, следовательно, по своему характеру свидетельствует о существенном нарушении охраняемых правоотношений, направленных на защиту жизни и здоровья работников, в связи с чем имеет повышенную степень общественной опасности. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного должностным лицом правонарушения, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Жалоба не содержит в себе иных доводов, которые ставили бы под сомнение состоявшиеся постановление должностного лица.
Оснований для отмены обжалуемого по делу постановления, которое вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, а также применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения, суд не усматривает.
Вместе с тем, суд полагает, наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями закона, в виде штрафа в минимальном его размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, является справедливым, соразмерным содеянному.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление ст. государственного инспектора труда гос. инспекции труда в Красноярском крае ФИО3 №24/7-2261-21-ОБ/12-7875-И/442 от 08.06.2021 года делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении юридического лица – ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ- оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица, – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии, через суд Центрального района г. Красноярска.
Судья О.А. Федорова