ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-145/18 от 10.05.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

10 мая 2018 года г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,

с участием защитников Шиховой М.В., Сеякаева М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы №12-145/2018 по жалобе представителя ПАО «Иркутскэнерго» Пановкиной С.А. на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Иркутской области <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Иркутской области <данные изъяты> вынесено постановление, которым ПАО «Иркутскэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000,00 рублей.

Защитник Пановкина С.А., не согласившись с постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитники доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях представленные материалы, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должны быть установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Данные требования закона по настоящему делу должностным лицом в полной мере не соблюдены.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Врио руководителя Управления Росприроднадзора по Иркутской области с ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО Иркутскэнерго, в ходе которой выявлены нарушения природоохранного законодательства, о чем составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Акту проверки нарушения природоохранного законодательства выразились в следующем:

1) в статистической отчетности по форме (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировке и размещении отходов производства и потребления» за <данные изъяты> по <данные изъяты> филиала ПАО «Иркутскэнерго» отсутствует вид отхода «Опилки натуральной чистой древесины (Код по ФККО – <данные изъяты>)», что является нарушением ч. 2 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

2) установлено превышение нормативов образования отходов в <данные изъяты> годах филиалами ПАО «Иркутскэнерго», что является нарушением требований ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление, которым общество признано виновным в совершении вменного правонарушения.

С такими выводами должностного лица согласиться нельзя.

Статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Федеральный закон N 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).

Аналогичные требования содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ст.22).

В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок и сроки предоставления отчетности по форме №2-ТП (отходы) за <данные изъяты> годы регулировались Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", из которого следует, что отчетный период определялся календарным годом, срок предоставления отчета – 1 февраля после отчетного периода.

В судебном заседании установлено, что отчеты за <данные изъяты> год были предоставлены в установленные законом сроки.

Как следует из обжалуемого постановления, в ходе проверки исследовались данные первичного учета и статистической отчетности за <данные изъяты> годы, в результате анализа этих документов выявлено отсутствие в отчетности сведений об образовании в <данные изъяты> году такого вида отходов как «опилки натуральной чистой древесины», а также превышение установленных нормативов образования отходов разной категории.

Исследовав материалы дела, учитывая периодичность предоставления отчетности, судья приходит к выводу, что превышение установленных нормативов образования отходов обществом допущено в <данные изъяты> году, то есть последними днями периодов, когда обществом совершались противоправные действия по несоблюдению установленных нормативов, были: в <данные изъяты>. – ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> году – ДД.ММ.ГГГГ.

А днем совершения правонарушения в форме неуказания в отчете сведений об образовавшихся отходах в виде «опилок натуральной чистой древесины» следует считать день предоставления отчетности в территориальный орган Росприроднадзора. Из копии отчета формы (отходы) за <данные изъяты> по <данные изъяты> ПАО Иркутскэнерго следует, что такой отчет был принят уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица о том, что днем совершения правонарушения по настоящему делу является день выявления правонарушения – составления Акта проверки – ДД.ММ.ГГГГ, являются неверными, так как выявленное правонарушение длящимся не является.

Статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу положений части 2 статьи 4.5 названного Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год.

Таким образом, на день вынесения обжалуемого постановления – ДД.ММ.ГГГГ срок давности привлечения за выявленные нарушения требований законодательства истек, поэтому постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ПАО «Иркутскэнерго» Пановкиной С.А. удовлетворить частично.

Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Иркутской области <данные изъяты> – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Иркутскэнерго» прекратить ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.

Судья: С.В. Почепова