ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-145/19 от 17.04.2019 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 12-145/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Калининград «17» апреля 2019 года

Судья Московского районного суда г. Калининграда Андронова Л.Н.,

при секретаре Кругловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - начальника отдела по надзорной деятельности ОАО «Калининградский морской торговый порт» (далее - ОАО «КМТП») ФИО1 на постановление начальника отдела федерального экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области ФИО7 от 15 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ и представление Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 15 ноября 2018 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела федерального экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области ФИО8 от 15.11.2018г. должностное лицо – начальник отдела по надзорной деятельности ОАО «КМТП» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, а именно на протяжении более 11 месяцев на своей территории ОАО «КМТП» осуществляет размещение (хранение) отходов на объекте (складе), не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, в связи с чем, должностному лицу - начальнику отдела по надзорной деятельности ОАО «КМТП» ФИО1 было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. За выявленное указанное административное правонарушение начальником отдела федерального экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области ФИО9. было вынесено в отношении должностного лица – начальника отдела по надзорной деятельности ОАО «КМТП» ФИО1 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15.11.2018г., в котором на начальника отдела по надзорной деятельности ОАО «КМТП» ФИО1 была возложена обязанность внести объект размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов и информацию о принятых мерах представить в Управление Росприроднадзора по Калининградской в установленный срок.

ФИО1 обратился в суд с жалобами на вышеуказанные постановление и представление, указав, что они являются незаконными, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ОАО «КМТП» не является собственником данного товара, истечение срока годности не означает, что данный товар является отходом и что он утратил свои потребительские свойства качества, при этом гарантийный срок хранения товара составляет 5 лет. Кроме того указал, что указанные в представлении обязанности возложены на ОАО «КМТП» незаконно, так как чистящее вещество для очистки металлоконструкций «<данные изъяты>» не является отходом, просил обжалуемые постановление и представление отменить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник Бондарев Ю.А. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, дополнительно указав, что представленные суду доказательства не подтверждают вывод Росприроднадзора о том, что ОАО «КМТП» осуществляет накопление отходов или иную деятельность в области обращения с отходами, так как отсутствуют доказательства относительно того, что указанные размещенные на складе на территории ОАО «КМТП» товары являются отходами производства и потребления, что они утратили свои потребительские свойства, а следовательно, выводы о доказанности факта принадлежности ОАО «КМТП» отходов сделаны органом необоснованно, без выяснения всех необходимых обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, то есть Росприроднадзором не доказано наличие в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а обжалуемое постановление подлежащим отмене с прекращением административного дела за отсутствием состава правонарушения, исходя из следующего.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Как установлено в судебном заседании, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Калининградской области пришел к выводу о виновности должностного лица – начальника отдела по надзорной деятельности ОАО «КМТП» ФИО1 по ст.8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, в связи с чем Росприроднадзором было вынесено представление в отношении ФИО1 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Однако суд считает, что имеющиеся в материалах административного дела доказательства не отвечают критериям относимости и допустимости, в связи с чем, не могут достоверно свидетельствовать о вмененном ФИО1 правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, поскольку основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 8.2 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности послужили нарушения требований ч.2 ст.11, ч.ч.6,7 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части обязанности соблюдать при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, норм и правил, связанных с обращением с отходами, обязанности внесения объектов размещения отходов в государственный реестр и запрета на размещение их на объектах, не внесенных в государственный реестр, в хранении их на территории ОАО «Калининградский морской торговый порт» на протяжении более 11 месяцев на объекте (складе), не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

Проверяя законность и обоснованность обжалуемого постановления о привлечении должностного лица - начальника отдела по надзорной деятельности ОАО «КМТП» ФИО1 по ст. 8.2 КоАП РФ, контролирующий орган исходил из того, что хранящееся более одиннадцати месяцев на территории ОАО «Калининградский морской торговый порт» по адресу: <адрес>, эмульгирующее чистящее вещество для очистки металлоконструкций «<данные изъяты>», относящееся к третьему классу опасности, является отходом производства, подлежащим утилизации, поскольку срок годности данного вещества истек в 2017 году. При этом, вышеуказанной жалобе ФИО1 не соглашается с выводами Росприроднадзора о том, что данное вещество является отходом, поскольку они сделаны без учета имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе полученных в ходе административного расследования.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления и целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья предусмотрены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу ст.1 указанного Федерального закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под отходами от использования товаров понимаются отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, отходами производства и потребления могут выступать вещества, частично или полностью утратившие свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению.

Между тем, материалы дела не содержат доказательств, бесспорно подтверждающих, что эмульгирующее чистящее вещество для очистки металлоконструкций «<данные изъяты>» является отходом.

Как подтверждается материалами дела, указанный товар был приобретен ООО «СМ-Трейдинг» 25.11.2015г. в Польше и помещен под таможенную процедуру таможенного склада на территории ОАО «КМТП», 15 марта 2018 года чистящее вещество было передано в собственность ООО «САГА».

Как следует из сообщения Калининградской областной таможни от 17 мая 2018 года, направленного в адрес руководителя Управления Росприроднадзора по Калининградской области, указанный товар 16 мая и 15 июня 2016 года был помещен на территорию ОАО «КМТП» под таможенную процедуру таможенного склада, 21 мая и 28 июля 2016 года - под таможенную процедуру реэкспорта, а 03 апреля 2018 года - под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. В настоящее время часть товара вывезена с территории, принадлежащей ОАО «КМТП», на территорию <адрес>.

Факт помещения эмульгирующего чистящего вещества для очистки металлоконструкций «<данные изъяты>» под таможенную процедуру свободной таможенной зоны свидетельствует о том, что данное вещество является товаром, а не отходом производства.

Не содержит выводов относительно того, что средство является отходом, и экспертное исследование от 21 июня 2018 года , проведенное в ходе административного расследования на основании определения Управления Росприроднадзора по Калининградской области, согласно которому вещество «<данные изъяты>» не может быть признано отходом только потому, что, возможно, истек срок его годности. Данное вещество не было задействовано в каких-либо процессах производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессах потребления. Отнесение данного указанного вещества к отходам возможно только после получения в аккредитованной лаборатории, специализирующейся в контроле качества подобных моющих средств, заключения о неудовлетворительных результатах проверки на соответствие техническим условиям.

ООО «СМ-Трейдинг» были разработаны Технические условия на чистящее и обезжиривающее средство «<данные изъяты>», Орехово-Зуевским филиалом ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес> и <адрес>» произведена их регистрация путем выдачи каталожного листа, который отражает основные сведения о продукции. Согласно данным Техническим условиям гарантийный срок хранения упакованной продукции должен составлять не менее 5 лет со дня изготовления, который исчисляется либо с даты изготовления, либо определяется по дате окончания срока годности, указанной предприятием- изготовителем при маркировке. По истечении гарантийного срока хранения чистящие средства контролируют на соответствие требованиям настоящих технических условий. При соответствии установленным требованиям продукция может быть использована по назначению.

Как следует из материалов дела, ООО «Центр химических и следований», являющимся аккредитованной испытательной лабораторией, специализирующейся на проведении химических экспертиз веществ разных составов, потребительском тестировании товаров, по заказу ОАО «Калининградский морской торговый порт» было осуществлено химическое исследование средства «<данные изъяты>». Согласно заключению ООО «Центр химических и следований» от 01 ноября 2018 года данное вещество «<данные изъяты>» соответствует требованиям ТУ и не утратило потребительские свойства.

При этом иные имеющиеся в материалах дела документы, на которые контролирующий орган ссылался при вынесении постановления: паспорт безопасности товара «<данные изъяты>» от 24 декабря 2015 года, заключение по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 28 мая 2015 года, протоколы биотестирования вещества «<данные изъяты>» от 08 мая 2018 года, протокол отбора проб от 28 мая 2018 года, заключение эксперта от 14 марта 2018 года, заявление ООО «СМ-Трейдинг» и заключение от 21 декабря 2016 года о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров, не свидетельствуют о том, что вещество «<данные изъяты>» утратило свои потребительские свойства, вследствие чего является отходом.

Поскольку само по себе возможное истечение срока годности вещества не может свидетельствовать о том, что оно является отходом, учитывая отсутствие иных нарушений, влекущих наступление ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, выводы Росприроднадзора о доказанности события и вины должностного лица - начальника отдела по надзорной деятельности ОАО «КМТП» ФИО1 в совершении данного административного правонарушения не могут быть признаны обоснованными, правильными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела федерального экологического надзора и лицензионного контроля Росприроднадзора ФИО10 от 15 ноября 2018 годав отношении должностного лица - начальника отдела по надзорной деятельности ОАО «КМТП» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В связи с отменой обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ представление Управления Росприроднадзора по <адрес> от 15 ноября 2018г. в отношении ФИО1 также признается незаконным и необоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КОАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу должностного лица - начальника отдела по надзорной деятельности ОАО «Калининградский морской торговый порт» ФИО1 на постановление начальника отдела федерального экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области ФИО12 от 15 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ– удовлетворить полностью.

Постановление начальника отдела федерального экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области ФИО13 от 15 ноября 2018 года о признании должностного лица - начальника отдела по надзорной деятельности ОАО «Калининградский морской торговый порт» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Л.Н. Андронова