К делу № 12-145/19
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
25 марта 2019 года город Краснодар
Федеральный судья Первомайского районного суда города Краснодара Фоменко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление временно исполняющего обязанности руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО2 от 17 января 2019 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с участием
- лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
- защитника Сафразьяна И.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
- представителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением временно исполняющего обязанности руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО2 от 17 января 2019 года должностное лицо – председатель Краснодарской краевой общественной организации «Общество русской культуры» ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит отменить данное постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушение норм материального права при производстве по делу об административном правонарушении, неполное исследование представленных в дело доказательств, доводов заявителя, имеющих значение для правильного разрешения дела. В обоснование доводов жалобы указано следующее. Средства субсидии обществу выдавались согласно договору на предоставление субсидии от 25.10.2017. Требования департамента должны рассматриваться в исковом производстве, так как все условия о штрафах, возврате в бюджет денежных средств предусмотрены гражданско-правовым договором на предоставление субсидии от 25.10.2017. Конечным итогом софинансирования являлось обеспечение участия в программе 22 штук русских национальных костюмов. ФИО1 договорилась с собственниками костюмов о бесплатном предоставлении указанных костюмов для реализации программы. Костюмы были предоставлены собственниками, программа выполнена в полном объеме. У Краснодарской краевой общественной организации не было на счете иных денежных средств, кроме средств субсидии краевого бюджета, таким образом, обеспечение ведения раздельного учета средств не было необходимым, поскольку такие иные средства отсутствовали. Административным органом ошибочно осуществлен подсчет дней по сдаче итогового отчета. Согласно условиям договора субсидии от 25.10.2017 пункт 5.1 и 5.2 грантополучатель должен реализовать мероприятия до 15 февраля 2018 года и в течении 15 календарных дней представить итоговые отчеты в департамент внутренней политики и в Управление по бухгалтерскому учету. Имеется письмо о сдаче отчетности от 28.02.2017 со штрих-кодом получения в департамент от 01.03.2018, что подтверждает сдачу отчетов и акта приема-передачи в срок. Условиями договора на предоставление субсидии не была предусмотрена оплата услуг банка за ведение операций по перечислению денег выделенных по субсидии. Из 584,00 рублей, удержанных банком, за оказание услуг 196,00 рублей задолженность перед банком, не относящаяся к субсидии, а 388,00 рублей удержано банком за оплату услуг банка по перечислению денег, выделенных по субсидии. Для покрытия этих и иных возможных неучтенных договором на предоставление субсидии расходов было внесено на расчетный счет 5000,00 рублей как благотворительный взнос. Также в жалобе содержится довод о возможности применения к рассматриваемым отношениям института малозначительности.
На жалобу от представителя административного органа ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) поступили возражения, в обоснование которых указано следующее. Доводы, приводимые заявителем в жалобе на постановление, по своему существу сводятся к несогласию с выводами проведенного департаментом контрольного мероприятия в части выявления фактов нарушения со стороны общества условий предоставления субсидии (гранта). Вместе с тем, представление, за неисполнение которого ФИО1 привлечена к административной ответственности, обществом не оспорено. Предписание департамента является ненормативным правовым актом, выданным юридическому лицу, оценка законности которого подведомственна исключительно арбитражному суду. Также в виду неисполнения обществом предписания по возврату в доход краевого бюджета полученной субсидии (гранта) администрация Краснодарского края (сторона по договору о предоставлении субсидии) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании с общества средств субсидии в размере 554 000 рублей. Оценивая возможность применения положений о малозначительности, административный орган ссылается на сферу отношений, отмечая, что правонарушение привело к ощутимой «разбалансировке» порядка государственного управления. По настоящему делу доказательств исключительности обстоятельств совершенного правонарушения не представлено.
В судебном заседании 25.03.2019 ФИО1, ее защитник Сафразьян И.Г. доводы жалобы поддержали, полагали, что вынесенное постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Представитель административного органа ФИО3 против доводов жалобы возражал, полагая, что принятое постановление является законным и полностью обоснованным.
Выслушав объяснения участников административного судопроизводства, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит доводы жалобы обоснованными, постановление подлежащим отмене с прекращением производства по следующим основаниям.
25.10.2017 между администрацией Краснодарского края (грантодатель) и Краснодарской краевой общественной организацией «Общество русской культуры» (грантополучатель) заключен договор № на предоставление субсидии (гранта) администрации Краснодарского края для реализации общественно полезной программы социально ориентированной некоммерческой организации. Предмет договора – предоставление грантополучателю субсидии (гранта) администрации Краснодарского края в сумме 554 000 рублей на реализацию общественно полезной программы «Русская фольклорно-духовная образовательная программа «Наши корни – Россия». Грантополучатель принял на себя обязательства по использованию субсидии (гранта) по целевому назначению, а также согласно смете расходов на реализацию программы. В рамках программы должны были быть выполнены подготовка и проведение 4 уроков-концертов в школах и в высших учебных заведениях Краснодарского края.
Судьей установлено, что мероприятия, предусмотренные договором от 25.10.2017, выполнены в полном объеме, замечаний, претензий от администрации Краснодарского края в части достижения конечной цели, предусмотренной договором, не поступило. Сторонами договора подписан акт приема-передачи выполненных работ.
Вместе с тем, на основании приказов департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 19.09.2018 №, 25.09.2018 № проведена внеплановая камеральная проверка Краснодарской краевой общественной организацией «Общество русской культуры», результаты которой зафиксированы актом от 18.10.2018.
Рассмотрев акт внеплановой камеральной проверки от 18.10.2018 и иные материалы проверки по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта в форме субсидий в рамках государственной программы Краснодарского края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан» за 2016 – 2017 годы и истекший 2018 год, заместитель руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5 внес в адрес председателя Краснодарской краевой общественной организации «Общество русской культуры» ФИО1 представление № от 02.11.2018, в котором требовал в срок до 10.12.2018 возвратить в доход краевого бюджета предоставленные средства в размере 554 000 рублей в связи с установленными нарушениями условий договора на предоставление субсидии (гранта) администрации Краснодарского края для реализации общественно полезной программы социально ориентированной некоммерческой организации от 25.10.2017 №, а именно:
В нарушение требований пункта 1.3 Положения о субсидиях (грантах) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций, утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 №, и пункта 1.2 договора от 25.10.2017 №, ККОО ОРК не обеспечены расходы по долевому финансированию на реализацию русской фольклорной образовательной программы «Наши корни – Россия» в размере 1 100 000 рублей.
В нарушение требований пункта 5.5 Положения о грантах, пунктов 1.2, 3.1 и 3.8 договора от 25.10.2017 № ККОО ОРК допущено нецелевое использование средств субсидии (гранта) в общей сумме 584,00 рублей, в результате направления и использования средств на цели, не предусмотренные условия их выделения.
В нарушение требований пункта 3.7 договора от 25.10.2017 № ККОО ОРК не обеспечено ведение раздельного учета средств, полученных в рамках вышеуказанного договора, от иных средств.
В нарушение требований пункта 6.1 Положения о грантах и пункта 5.2 договора от 25.10.2017 № ККОО ОРК несвоевременно предоставлен итоговый отчет о реализации фольклорной образовательной программы «Наши корни – Россия», на 2 дня, итоговый финансовый отчет и акт приема-передачи выполненных работ на 1 день.
Рассматривая доводы административного органа о том, что принятое постановление законно на том основании, что предписание в судебном порядке юридическим лицом не оспорено, судья не считает их обоснованными.
Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает обязательного порядка оспаривания такого предписания, как необходимой предпосылки для подачи жалобы на постановление в виду неисполнения предписания.
Кроме того, из содержания предписания (представления) № от 02.11.2018 не усматривается, что в нем административным органом лицу, в отношении которого оно вынесено, разъяснялась возможность его обжалования в судебном порядке в арбитражный суд.
Соответственно, делая вывод о возможности оцени указанного предписания, судья полагает необходимым дать ему самостоятельную оценку как доказательству по делу об административном правонарушении, полагая, что его необжалование в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, не влечет его безусловный характер.
Представление получено ФИО1 02 ноября 2018 года.
Пунктом 1.3 постановления администрации (губернатора) Краснодарского края «О субсидиях (грантах) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций» установлено, что субсидия администрации края предоставляется некоммерческим организациям по итогам проведения конкурса в соответствии с настоящим Порядком. Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на реализацию программ на срок не менее 2 лет.
Пунктом 1.2 договора от 25.10.2017 № установлено, что грантополучатель принимает на себя обязательства по использованию субсидии (гранта) по целевому назначению, а также согласно смете расходов на реализацию программы.
Сметой расходов на реализацию программы «Русская фольклорно-духовная образовательная программа «Наши корни – Россия» (пункт 9) установлена необходимость аренды русских национальных костюмов членов Краснодарской краевой общественной организацией «Общество русской культуры» театра-студии «Духовный Синтез», для показа в уроке-концерте на сцене – 22 шт. (используемых на каждом уроке-концерте), на общую сумму 1 100 000 рублей, в рамках софинансирования программы.
ФИО1 представлены копии договоров об аренде русских национальных костюмов от 16.10.2017 №, №, на общую сумму арендной платы 1 100 000 рублей.
Указанные договоры подкреплены расписками арендодателей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, которые, учитывая тяжелое финансовое положение общества, отказываются от получения оплаты за аренду костюмов.
Согласно пункту 6.3 договора от 25.10.2017 № в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения настоящего договора и (или) мероприятий программы грантополучатель обязан вернуть полученные средства и уплатить штраф. Сумма субсидии (гранта) должна быть возвращена, штраф уплачен в течение 10 дней со дня, когда грантодатель направит соответствующие требования о возврате денежных средств грантополучателю. На основании пункта 6.4 указанного договора споры по настоящему договору разрешаются путем переговоров, в случае неурегулирования спора, возникшего между грантодателем и грантополучателем, путем переговоров он может быть передан на разрешение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Таким образом, договором на предоставление субсидии от 25.10.2017 № предусмотрен порядок и основания для направления требований о возврате средств субсидий, при этом, такое требование может быть направлено стороной договора – администрацией Краснодарского края.
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края стороной договора от 25.10.2017 № не является.
Направленное им представление о возврате денежных средств – субсидии (гранта) – в рамках административно-властных полномочий не носит характер требования о принятии мер по устранению установленных органом нарушений, а также устранению причин и условий таких нарушений, явно носит гражданско-правовой характер.
При этом, иные отраженные в предписании обстоятельства, указанные административным органом как основания для возврата субсидии, также нельзя признать обоснованными для законности направленного предписания.
Так, выпиской по расчетному счету Краснодарской краевой общественной организацией «Общество русской культуры» подтверждается, что по счету никаких иных операций, кроме связанных с предоставлением субсидии, не осуществлялось. При этом, комиссии за банковские операции на общую сумму 584 рубля списаны банком автоматически, и в последующем покрыты суммой в размере 5000 рублей (благотворительный взнос от 22.11.2017, внесенный ФИО1).
Согласно условиям договора субсидии от 25.10.2017 (пункт 5.1 и 5.2) грантополучатель должен реализовать мероприятия до 15 февраля 2018 года и в течении 15 календарных дней представить итоговые отчеты в департамент внутренней политики и в Управление по бухгалтерскому учету. Имеется письмо о сдаче отчетности от 28.02.2017 со штрих-кодом получения в департамент от 01.03.2018, что подтверждает сдачу отчетов и акта приема-передачи в установленный договором срок.
Административная ответственность по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение в установленный срок законного представления органа государственного финансового контроля.
Под представлением понимается документ, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обязательную для рассмотрения в установленные сроки, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенного правового регулирования законность представления означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.
Исполнимость представления является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности представления, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, представление должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Представление должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные меры (действия), направленные на их устранение.
Вместе с тем, предоставленная в целях реализации программы «Русская фольклорно-духовная образовательная программа «Наши корни – Россия» субсидия в размере 554 000 рублей, полностью реализована путем ее целевого использования, о чем свидетельствует акт приема-передачи выполненных к договору от 25.10.2017 № работ.
В связи с чем, предписание № от 02.11.2018 административного органа нельзя признать реально исполнимым и, соответственно, законным.
Поскольку судьей установлено, что предписание, послужившее основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нельзя признать законным, нельзя признать законным и привлечение должностного лица к указанной административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом изложенного и положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невозможно сделать бесспорный вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности руководителя финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО2 от 17 января 2019 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № №, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении должностного лица – председателя Краснодарской краевой общественной организации «Общество русской культуры» ФИО1, подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление временно исполняющего обязанности руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО2 от 17 января 2019 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № №, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении должностного лица – председателя Краснодарской краевой общественной организации «Общество русской культуры» ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд.
Судья: Фоменко Е. Г.