ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-145/20 от 06.03.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-145/2020

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 6 марта 2020 г.

Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Сибгазсеть» по жалобе директора общества на постановление судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 12 февраля 2020 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 12 февраля 2020 г. ООО «Сибгазсеть» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности на 90 суток.

В жалобе директор общества просит постановление отменить, указывая на процессуальные нарушения при производстве по делу; проведение осмотра территории без надлежащего уведомления юридического лица; необоснованное назначение наказания в виде административного приостановления деятельности при отсутствии достоверных сведений о наличии угрозы жизни и здоровью людей.

ООО «Сибгазсеть», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки не известило, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявило. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представители и защитника общества.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения административного расследования 16 декабря 2019г. в деятельности ООО «Сибгазсеть», эксплуатирующего по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, северо-восточнее пересечения ул. Терешковой и ул. Тухачевского, опасный производственный объект – станцию газозаправочную (автомобильную), установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, а именно:

1. Опасный производственный объект - станция газозаправочная (автомобильная) не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов;

2. Обществом не переоформлена лицензия от 9 июня 2014г. в связи с внесением изменения адреса места нахождения юридического лица (с адреса: <адрес> на адрес: 634029, <...>); дополнением в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности - станция газозаправочная (автомобильная), расположенная на земельном участке по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, северо-восточнее пересечения ул. Терешковой и ул. Тухачевского, не указанному в лицензии;

3. Отсутствует документ, подтверждающий наличие права собственности или иное законное основание по месту осуществления лицензируемого вида деятельности на земельный участок, на котором размещен объект -- станция газозаправочная (автомобильная), расположенная на земельном участке по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, северо-восточнее пересечения ул. Терешковой и ул. Тухачевского,

4. Отсутствует проектная документация, положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы на проектную документацию на новое строительство или реконструкцию или заключение экспертизы промышленной безопасности на документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта -- станция газозаправочная (автомобильная), расположенная на земельном участке по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, северо-восточнее пересечения ул. Терешковой и ул. Тухачевского.

5. ООО «Сибгазсеть», эксплуатирующим опасный производственный объект - станция газозаправочная (автомобильная), расположенная на земельном участке по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, северо-восточнее пересечения ул. Терешковой и ул. Тухачевского, не обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а именно:

- не разработан и не утвержден в установленном порядке с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

6. На станцию газозаправочную (автомобильную) не разработаны и не утверждены руководителем (заместителем руководителя) организации, эксплуатирующей автозаправочную станцию производственные и должностные инструкции, графики по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту;

7. В целях выявления и устранения утечек газа дежурным персоналом станции газозаправочной (автомобильной) ежесменно не осматриваются газопроводы и арматура (отсутствует эксплуатационный журнал и результаты проверок);

8. При эксплуатации резервуара (сосуда, зав. на базе полуприцепа марки ППЦЗ-38, 2007г., гос. Номер ) не осуществляется ежесменное техническое обслуживание в объеме: осмотра резервуара и арматуры в целях выявления и устранения неисправностей и утечек газа; проверка уровня газа в резервуаре (отсутствует эксплуатационный журнал и результаты технического обслуживания);

9. не проводится не реже одного раза в месяц проверка срабатывания устройств сигнализации и блокировки автоматики безопасности;

10. не имеют обозначения с порядковым номером, датой проведения (месяц, год) испытания и последующего испытания (месяц, год) соединительные рукава, применяемые при сливо-наливных операциях;

11. не размещены в помещении операторной: схема обвязки насосов с раздаточными колонками и резервуаром; схема слива СУГ из автомобильной цистерны; производственная инструкция, содержащая порядок проведения и меры безопасности при сливе СУГ.

Обществу вменено нарушение требований ч. 2 ст. 2, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 217 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014г. № 116, п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998г. № 1371, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности от 10 июня 2013г. № 492,, п.п. 10, 11, 32, 36, 56, 80, 81, 95, 181, 207 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, п.п. 2, 3, 8, 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013г. № 730.

Опасный производственный объект - станция газозаправочная (автомобильная), расположенный на земельном участке по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, северо-восточнее пересечения ул. Терешковой и ул. Тухачевского эксплуатируется, что не оспорено защитником общества при составлении протокола об административном правонарушении.

В качестве доказательств в деле представлены: протокол об административном правонарушении, протокол осмотра территории, объектов, документов, предметов с фототаблицей, договор аренды недвижимого имущества, договор аренды транспортного средства, лицензия, удостоверение о качестве сосуда, иные материалы дела.

Рассматривая дело, судья установил вину ООО «Сибгазсеть» в совершении нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, в отношении ООО «Сибгазсеть» 19 ноября 2019г. было возбуждено производство по делу об административном правонарушении в связи с поступившим в Управление Ростехнадзора обращением гражданина.

28 ноября 2019г. был проведен осмотр территории, помещений, документов в присутствии представителя общества.

В соответствии с ч. 2 ст.27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ч. 3 ст. 27.8 КоАП РФ).

В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (ч. 5 ст. 27.8 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, осмотр территории станции газозаправочной (автомобильной) был проведен должностным лицом в присутствии защитника общества, действующего в соответствии с доверенностью от 26 ноября 2019г., о чем составлен соответствующий протокол с приложением фотоматериалов (л.д.19-23, 66-90).

Вместе с тем, указанный протокол составлен без участия понятых, при этом видеозапись при осмотре не велась.

Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении при составлении протокола осмотра требований ст. 27.8 КоАП РФ в части отсутствия при осмотре двух понятых.

Следовательно, представленные в материалы дела протокол осмотра от 28 ноября 2019г. с приложенными фотоматериалами являются ненадлежащими доказательствами тех обстоятельств, которые отражены в указанных документе и фототаблице.

Анализ указанных в протоколе осмотра выявленных нарушений позволяет сделать вывод о не подтверждении данным доказательством нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении в пунктах 5-11.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что 19 ноября 2019г. должностным лицом было вынесено определение об истребовании у общества сведений согласно перечню, состоящему из 12 пунктов. Запрошенные сведения и документы были представлены административному органу согласно письму от 29 ноября 2019г. (л.д.24) и являются надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении.

Анализ представленных документов подтверждает вывод административного органа о наличии нарушений, отраженных в протоколе об административном правонарушении в пунктах 1-4.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Таким образом, перечень доказательств не является исчерпывающим, следовательно, доказательствами могут быть любые документы (материалы), на основании которых могут быть установлены обстоятельства, предусмотренные ст. 26.2 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах, следует прийти к выводу о том, что собранными доказательствами по делу подтверждается наличие события вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоаП РФ.

Обществом при производстве по делу не приведено доводов и не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых мер, направленных на соблюдение законодательства в области промышленной безопасности.

Вместе с тем, даже в связи с изменением объема обвинения доводы жалобы о том, что обществу необоснованно назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, не могут быть приняты. Назначение судом данного вида наказания соответствует требованиям, предусмотренным ст.ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по делу заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства. Данное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере. Отсутствие каких-либо последствий нарушения установленных правил промышленной безопасности в данном случае значения не имеет.

Как следует из материалов дела, опасный производственный объект – станция газозаправочная (автомобильная) находится в черте города и ее эксплуатация с нарушением установленных требований промышленной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья людей, находящихся в районе данного объекта, причинения вреда окружающей среде.

Отсутствие регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, а также проектной документации, положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы на проектную документацию на новое строительство или реконструкцию или заключения экспертизы промышленной безопасности на документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта свидетельствует о том, что обществом не обеспечена промышленная безопасность опасного производственного объекта – станции газозаправочной (автомобильной).

Основания для изменения вида назначенного судом наказания отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 12 февраля 2020 г. изменить: исключить вмененные ООО «Сибгазсеть» нарушения в части: не обеспечения обществом готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии: отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО; отсутствия разработанных и утвержденных руководителем (заместителем руководителя) организации, эксплуатирующей автозаправочную станцию производственных и должностных инструкций, графиков по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту; не проведения: ежесменных осмотров газопровода и арматуры; ежесменного технического обслуживания: осмотра резервуара и арматуры сосуда, зав. на базе полуприцепа марки ППЦЗ-38, 2007г., гос. ; проверки срабатывания устройств сигнализации и блокировки автоматики безопасности; отсутствия обозначения с порядковым номером, датой проведения (месяц, год) испытания и последующего испытания (месяц, год) соединительных рукавов, применяемых при сливо-наливных операциях; отсутствия в помещении операторной: схемы обвязки насосов с раздаточными колонками и резервуаром; схемы слива СУГ из автомобильной цистерны; производственной инструкции, содержащей порядок проведения и меры безопасности при сливе СУГ.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу директора ООО «Сибгазсеть» - без удовлетворения.

Судья Т.А. Ершова