ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-145/2010 от 31.12.9999 Самарского гарнизонного военного суда (Самарская область)

  <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по административному делу

 июля 2010 года город Самара

 Судья Самарского гарнизонного военного суда Козачок С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу командира войсковой части № генерал-майора Калоева Х.Б. на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 2010 года о привлечении Калоева Х.Б. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), по делу № 42-10/,

 УСТАНОВИЛ:

 Командир войсковой части № генерал-майор Калоев Х.Б. обратился в суд с жалобой, в которой просил признать незаконным постановление о назначении ему административного наказания по ч.1 ст.15.14 КоАП РФ от 2010 года по делу № 42-10/, в виде штрафа в размере 4000 рублей, вынесенное врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее – Управление, административный орган) и прекратить производство по данному делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

 При этом в жалобе отмечается, что административным органом не было учтено того обстоятельства, что в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса в соответствующие финансовые документы были внесены необходимые изменения и на конец 2009 года все расходы были приведены в соответствие с бюджетной сметой войсковой части на 2009 год. На данные обстоятельства указывает наличие уведомления, согласованного с Управлением Федерального казначейства по Самарской области, об уточнении кода бюджетной классификации в пределах текущего финансового года.

 Извещённые надлежащим образом участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не прибыли.

 Изучив имеющиеся материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

 - составляет и исполняет бюджетную смету,

 - принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства,

 - обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

 В силу ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

 В части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

 Как следует из материалов дела, административным органом - Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности войсковой части №, по результатам которой 15 декабря 2009 года составлен Акт № 42-02-04/301 П.

 19 января 2010 года главным контролером-ревизором ТУ Росфиннадзора в Самарской области Окованцевой Е.И в отношении командира вышеназванной войсковой части генерал-майора Калоева Х.Б. составлен протокол об административном правонарушении № 42-10/, предусмотренном ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ.

 Основанием для составления протокола об административном правонарушении явилось то обстоятельство, что 2009 года командиром войсковой части № Калоевым Х.Б. был выдан аванс на оплату расходов по проживанию в командировках в размере 44400,00 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером от 2009 года № 541 и раздаточной ведомостью № 390. Указанные расходы согласно протокола об административном правонарушении следует отражать по коду БК: ППП 187, ФКР 0201, КЦСР, КВР 014, ЭКР «», соответственно. В то же время, на момент выплаты в кассе войсковой части остаток денежных средств по данному коду БК отсутствовал, что свидетельствует о том, что средства федерального бюджета направлены на цели не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2009 год, сметой доходов и расходов на 2009 год, что в соответствии со ст. 289 БК РФ, делается вывод в протоколе, является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

 На основании протокола об административном правонарушении от 19 января 2010 года и приложенных материалов, врио руководителя Управления Юнаевым Д.Я. 2010 года вынесено постановление по делу № 42-10/ о признании командира войсковой части № Калоева Х.Б. виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании бюджетных средств на сумму 44400,0 рублей, и назначении наказания по ч.1 ст.15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

 Согласно Приказу Министерства Финансов РФ от 25 декабря 2008 года № 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» указанные расходы следует отражать по коду БК: ППП 187, ФКР 0201, КЦСР, КВР 014, ЭКР «».

 Произведенные расходы в сумме 44400,00 рублей подтверждаются исследованным в суде расходным кассовым ордером от 2009 года № 541 и раздаточной ведомостью № 390.

 Таким образом, в суде достоверно подтвержден факт расходования 2009 года в войсковой части № денежных средств на оплату расходов по проживанию в командировках в размере 44400,00 рублей.

 Как видно из вышеназванного постановления административного органа от, в вину командиру войсковой части вменяется факт расходования этих денежных средств на цели не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2009 год и сметой доходов и расходов на 2009 год.

 Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации даны следующие определения:

 бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

 бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с настоящим Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета);

 бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

 текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

 Из отчета войсковой части № об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета по состоянию на 01 января 2010 года следует, что войсковая часть № надлежащим образом исполнила бюджетные обязательства, доведенные до нее в 2009 году, в том числе и по коду экономической классификации 187 0201 014, тогда как в вину командиру войсковой части вменяется именно нецелевое расходование денежных средств по названным кодам в указанном финансовом году.

 То обстоятельство, что по данным кодам расхода бюджетной классификации на 2009 год были запланированы денежные средства подтверждается, содержанием уточненной бюджетной сметы названной воинской части, утвержденной 30 декабря 2009 года, где указано, что общая сумма расходов на эти цели для войсковой части № предусмотрена в размере 2018738,00 рублей.

 При таких обстоятельствах следует придти к выводу, что при расходовании командиром войсковой части № 2009 года денежных средств в размере 44400,00 рублей по коду БК: ППП 187, ФКР 0201, КЦСР, КВР 014, ЭКР «», не были нарушены условия их получения, определенные утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2009 год и сметой доходов и расходов на 2009 год, поскольку согласно названным выше документам денежные средства на эти цели в 2009 году были запланированы и использованы надлежащим образом.

 Согласно содержанию диспозиции ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ административная ответственность должностных лиц может наступать и в случае использования бюджетных средств, получателем бюджетных средств на цели не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным и иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, однако подобных обстоятельств в вину командиру войсковой части № административным органом не вменяется. В постановлении о назначении административного наказания от 2010 года какие-либо иные документы, за исключением названных выше, не перечислены.

 Также, административным органом не установлено на какие цели первоначально были получены бюджетные средства, нецелевое использование которых вменяется в вину командиру войсковой части №, тогда как установление этих обстоятельств, является составной частью объективной стороны состава данного административного правонарушения.

 Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, может быть совершено только с прямым умыслом, вместе с тем субъективная сторона данного состава правонарушения в постановлении административного органа вопреки требованиям ст. 2.1 КоАП РФ своего отражения не нашла, какие-либо выводы о форме вины правонарушителя не сделаны, что не позволяет суду придти к выводу о правомерности привлечения командира части к административной ответственности.

 Кроме того, в названном постановлении не имеется ни одной ссылки на финансовые документы, подтверждающие то, обстоятельство, что на 2009 года в кассе войсковой части не имелось денежных средств по коду расхода бюджетной классификации 187 0201 014, в связи с чем, остается неясным на каком основании административный орган пришел к такому выводу.

 Согласно имеющейся в материалах дела справки по операциям с денежными средствами по счету «Бюджет касса» по состоянию на 2009 года (с 01.01.2009г. по. .2009г. включительно) денежные средства в кассу коду экономической классификации 187 0201 014 поступили в сумме 1595893,44 рубля, расход составил – 1595893,44 рубля, остаток в кассе на конец дня по данному коду экономической классификации отсутствовал. То есть указанного числа все денежные средства были использованы на те цели, на которые они были получены.

 Кроме того, в суде были исследованы реестры первичных документов по использованию в войсковой части № средств по вышеуказанным кодам БК, оформленные главным контролером-ревизором ТУ Росфиннадзора в Самарской области Окованцевой Е.И., согласно которым на 2009 года денежные средства по названным кодам экономической классификации отсутствовали.

 Из материалов дела видно, что командир войсковой части № в декабре 2009 года направил в адрес отделения по г. Самаре Управления Федерального казначейства по Самарской области Уведомления № 109 об уточнении вида и принадлежности платежей, указанных в заявке на получение наличных денег № 41 от 2009 года, которая была принята к исполнению и исполнена, в подтверждение чего имеется отметки Федерального казначейства № 0406 от 11 декабря 2009 года об изменении реквизитов платежных документов.

 Поскольку указанные изменения были произведены в полном соответствии с положениями Порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2008 году, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 24.08.2007 года № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 года № 8н, суд полагает необходимым положить в основу судебного решения данные вышеуказанной справки по операциям с денежными средствами по счету «бюджет касса» на 2009 года, а содержание приведенных выше реестров не может признать достаточным доказательством факта совершения административного правонарушения.

 При этом суд также учитывает, что в соответствии со ст. 12 и 162 БК РФ лимиты бюджетных обязательств действуют в течение года, а в соответствии со ст. 242 и 264 БК РФ исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря текущего года, которым завершается финансовый год, а по итогам финансового года согласно названной справке «бюджет касса» случаев нецелевого расходования денежных средств не установлено, в том числе и 2009 года.

 Что же касается представленного в материалах дела акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности войсковой части № № 42-02-04/301 П, то обстоятельства совершения административного правонарушения, описанные в составленных позднее протоколе и постановлении административного органа в нем подробно не отражены, а имеются лишь общие указания на установление проверкой случаев выдачи наличных денежных средств при их отсутствии или наличии их в недостаточном количестве на цели, не соответствующие условиям получения денег в кассу, ни один из этих случаев конкретно не описан, доказательства, на основании которых были сделаны эти выводы, не приведены.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что административным органом по данному делу, факт нецелевого использования командиром войсковой части № бюджетных средств бесспорно не установлен, так как с какой статьи были израсходована спорная сумма Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области не выявлено, а согласно акта ревизии № 42-02-04/301 П она могла быть, также отвлечена из внебюджетных средств войсковой части №.

 Что же касается доводов заявителя о необходимости прекращения производства по данному делу связи с отсутствием события административного правонарушения, то суд, не может признать их убедительными, поскольку подобный вывод не согласуется с анализом исследованных в суде доказательств, учитывая, что события, связанные с расходованием бюджетных средств 2009 года по делу бесспорно установлены.

 Учитывая вышеизложенное, а также положения ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которой неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд считает, что постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 2010 года по делу № 42-10/ подлежит отмене, а производство по делу прекращению, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, т.е. в силу п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.

 Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

 РЕШИЛ:

 Постановление руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 2010 года по делу № 42-10/, о привлечении командира войсковой части Калоева ФИО5 к административной ответственности по ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, отменить и производство по данному делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, т.е. на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.

 Решение может быть обжаловано в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня вручения или получении копии решения заинтересованными лицами.

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>к