ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-145/2014 от 02.07.2014 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

 <данные изъяты>            

 РЕШЕНИЕ

 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

 г. Челябинск                            02 июля 2014 г.

 Судья Курчатовского районного суда г. Челябинска Воробьев Е.В., при секретаре Коротаеве А.И., с участием защитника лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Будяк ФИО9. рассмотрев жалобу администрации Курчатовского района г. Челябинска на постановление №, вынесенное заместителем начальника ОНД № 3, заместителем главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 3 по пожарному надзору Мякушко ФИО10. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, ч.3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ,

                  У С Т А Н О В И Л :

 ДД.ММ.ГГГГ в на объекте расположенном по адресу <адрес> в помещениях отдела ЗАГС администрации Курчатовского района города Челябинска эксплуатирующимися Администрацией Курчатовского района города Челябинска, в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска юридическое лицо Администрация Курчатовского района города Челябинска нарушило требования пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно:

 План эвакуации выполнен в нарушении требований ГОСТ Р 12.2.143.2009 (не фотолюминесцентный).Основание: п.1 ч.2 ст.1,ч.1 ст.6, ч.3 ст. 4, ч.1 ст. 151 №123-Ф3 от 22.07.08г., п. 7 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390; п. 4.2, 4.5.1, п.п.а,б,в,г п.6.2.3, 6.2.7, 7.1 ГОСТ Р 12.2.134.2009. с измен №1 от 2012-09-01.

 Не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности помещений (представлена вместо инструкции о мерах пожарной безопасности памятка-инструкция для должностного лица организации). Основание: п. 460 Правила противопожарного режима в РФ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390

 В организации повторный противопожарный инструктаж не проводится (проводится только вводный противопожарный инструктаж). Осн.: п.1 ч.2 ст.1,ч.1 ст.6, ч.3,4 ст. 4, ч.1 ст.151 №123-ФЗ от 22.07.08г.; п.5,6,7, 22.Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007г., п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N390

 Работник организаций, ответственный за пожарную безопасность, не прошел обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре, (документы о прохождении обучения заместителя главы Администрации Курчатовского района г. Челябинска не представлены). Осн.: п.1 ч.2 ст.1,ч.1 ст.6, ч.3,4 ст. 4, ч.1 ст.151 №123-Ф3 от 22.07.08г.; п.31, 34.Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007г.

 Отсутствует специальная программа для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности (программы не разработаны и не представлены при проверке). Осн.: п.1 ч.2 ст.1,ч.1 ст.6, ч.3,4 ст. 4, ч.1 ст.151 №123-Ф3 от 22.07.08г.; п.54.Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007г.

 Заполнение проема в противопожарной перегородке 1-го типа разделяющей помещения электрощитовой от коридора не выполнено.с требуемым пределом огнестойкости (установлен деревянный дверной блок, дверное полотно которого изнутри помещения электрощитовой по периметру оббито металлическим листом). Основание: п.1 ч.2 ст.1,ч.1 ст.6, ч.3,4 ст. 4, табл. 23, 24 ст. 88, ч.1 ст.151 №123-Ф3 от 22.07.08г., п. 1.82* СНиП 2.08.02-89*,п. 5. 6.4 СП 4.13130.2013.

 Заполнение проема в противопожарной перегородке 1-го типа разделяющей помещения архива от коридора не выполнено с требуемым пределом огнестойкости (установлена металлическая дверь, акт по установке дверей организацией имеющей лицензию на производство данного вида работ не представлен). Основание: п.1 ч.2 ст.1,ч.1 ст.6, ч.З, 4 ст. 4, табл. 23, 24 ст. 88, ч.1 ст.151 №123-Ф3 от 22.07.08г., п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*,п. 5. 6.4 СП 4.13130.2013.

 Отсутствует инструкция по эксплуатации установок пожарной автоматики. Основание: п.1 ч.2 ст.1,ч.1 ст.6, ч.3, 4 ст. 4, ч.1 ст.151 №123-Ф3 от 22.07.08г., п. 64 Правила противопожарного режима в РФ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, РД 009-01-96 от 01.10.1996г. за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - «Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32,11.16 КоАП РФ и частями 3..8 настоящей статьи».

 Кроме того:

 Светильник, установленный в помещении электрощитовой, эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Основание: п.в) п.42 Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390

 В помещении архива установлена штепсельная розетка для подключения кондиционера и настольной электролампы. Основание: п. 348 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 за что предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - «Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения».

 Кроме того:

 На выходе, ведущем в сторону двора жилого дома, ширина эвакуационного выхода выполнена менее 0,8 м (фактическая ширина составляет 0,72м). (в представленном документе сообщено, что на объекте может находиться 50 человек). Основание: п.1 ч.2 ст.1, ч.З, 4 ст. 4, ч.1 ст.6, ст. 89, ч.1 ст.151 №123-Ф3 от 22.07.08г., п. 4.6 СНиП II-2-80, п. 6.16, СНиП 21-01-97*, п. 4.2.5, 8.1.12 СП 1.13130.2009

 В коридоре, являющимся путем эвакуации ведущем в сторону двора жилого дома, ширина путей эвакуации менее 1,0 м (не учтено открывание двусторонне расположенных напротив друг друга дверей помещений (электрощитовой и помещения санузла) шириной 0,6 м в коридор шириной 1,23 м). Основание: п.1 ч.2 ст.1,ч.1 ст.6, ч.З, 4 ст. 4, ст. 89, ч.1 ст.151 №123-Ф3 от 22.07.08г., п. 4.6 СНиП II-2-80, п. 4.3.3, 8.1.13 СП 1.13130.2009

 При отсоединении дымового пожарного извещателя от розетки, в коридоре у центрального входа, не обеспечено формирование извещения о неисправности на приемно-контрольном приборе ВЭРС-ПК. Основание: п.1 ч.2 ст.1,ч.1 ст.6, ч.З ст. 4, ч. 1 ст.151 №123-Ф3 от 22.07.08r., п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, п. 17.6.2 НПБ 76-98

 Расстояние от дымового пожарного извещателя установленного у электрощитовой до стены коридора у архива составляет более 4,5 м (фактическое расстояние 6,35м.). Основание: п.1 ч.2 ст.1,ч.1 ст.6, ч.З ст. 4, ч.1 ст.151 №123-Ф3 от 22.07.08г, п. 12. 28 табл.№5 НПБ 88-2001*, п. 13. 4.1 табл. №13.3 СП5.13130.2009., за что предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - «Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений».

 В жалобе Администрация Курчатовского района г. Челябинска указала, что по ходу проверки были сразу устранены нарушения, которые не требовали больших материальных вложений. В соответствии с обжалуемым постановлением администрация района привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КОАП РФ, однако перечисленные в постановлении нарушения устранены, а именно: в помещении отдела ЗАГС был размещен план эвакуации, согласованный с пожарной охраной в соответствии с действующим законодательством на 15.10.2007 года.

 В настоящее время проведена реставрация Плана эвакуации и он является фотолюминесцентным.

 Приказом главы администрации Курчатовского района города Челябинска от 06.03.2014 № 11 «Об организации работы по соблюдению требований пожарной безопасности в администрации Курчатовского района города Челябинска» определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа, назначено лицо ответственное за организацию работы по соблюдению требований пожарной безопасности в помещениях администрации района. Ранее эти обязанности определялись должностной инструкцией заместителя главы администрации района ФИО11

 Назначены ответственные за обеспечение пожарной безопасности в отдельных помещениях администрации района.

 Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре разработана и доведена до сведения каждого работника отдела ЗАГС.

 Инструкция по пожарной безопасности на объектах администрации Курчатовского района города Челябинска разработана и размещена в помещении отдела ЗАГС

 В администрации Курчатовского района города Челябинска с ДД.ММ.ГГГГ проводится ежегодный повторный противопожарный инструктаж, что фиксируется в Журнале регистрации. Титульный лист Журнала оформлен в соответствии с его содержанием

 План обучения пожарно - техническому минимуму в объёме знаний требований нормативных правовых актов для ответственных за организацию и обеспечение противопожарного режима на объектах администрации района разрабатывается

 Вместе с этим, комендант общего отдела ФИО12 прошел в ДД.ММ.ГГГГ обучение, в обязанность его входит проведение повторного инструктажа с практической тренировкой сотрудников, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара

 Для определения категории по взрывопожарной и пожарной опасности дверей, установленных в архиве отдела ЗАГС В ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с требованиями технического регламента принятого ДД.ММ.ГГГГ необходимо провести регламентные работы. На текущий финансовый год расходы на эти цели не предусмотрены. При разработке сметы расходов на следующий год будет запрошено финансирование на проведение работ по устранению замечаний выявленных в ходе проверки.

 Реконструкция помещения электрощитовой и заполнение проемов в противопожарной перегородки разделяющей помещение архива от коридора с требуемым пределом огнестойкости с учетом современных требований, возможна после капитальной реконструкции помещения отдела ЗАГС. Выполнение таких работ и принятие решения о реконструкции не входит в компетенцию администрации района, так как администрация района не является собственником помещения. Собственником помещения является Муниципальное образование город Челябинск, в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, что следует из договора безвозмездного пользования (договор ссуды) муниципальным имуществом города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГс дополнениями и изменениями)

 Помещение отдела ЗАГС расположено на первом этаже многоэтажного жилого дома, в силу части 2 статьи 4 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможна без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

 Следовательно, для проведения капитального ремонта связанного с реконструкцией, затрагивающей имущество многоквартирного жилого дома необходимо получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме

 Инструкция по эксплуатации установок пожарной эксплуатации в наличии и повторно установлена на прежнее место.

 В соответствии с обжалуемым постановлением администрация района привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 КОАП РФ, однако перечисленные в постановлении нарушения устранены, а именно:

 Колпак на светильник в помещении электрощитовой установлен.

 Штемпельная розетка в помещении архива демонтирована.

 В связи с недостаточным выделением субвенции на выполнение государственных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния (федеральный бюджет) в ДД.ММ.ГГГГ заключение муниципального контракта на выполнение услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации отдела ЗАГС запланировано на ДД.ММ.ГГГГ году был заключен договор с <данные изъяты> техническое обслуживание установок ОПС, системы оповещения людей о пожаре. По условиям договора на объекте находится Журнал регистрации работ по техническому обслуживанию систем пожарной автоматики, в котором производится ежемесячно запись о проведенной работе по проверке работоспособности системы. По результатам работ составлялся акт об оказании услуг для представления на оплату в отдел бухгалтерского учета и финансов. По требованию администрации района <данные изъяты> записи в Журнале о ходе обслуживания системы пожарной охране оформило Актами.

 В судебном заседании представитель Администрации Курчатовского района г. Челябинска доводы жалобы поддержала по изложенным основаниям настаивая на том, что те пункты выявленных нарушений, не требующих реконструкции здания и больших капитальных вложений, были устранены немедленно. А такие как – несоответствие ширины эвакуационного выхода (выполнена менее 0,8 м.) требуют реконструкции, но в виду отсутствия самостоятельных средств и дополнительного финансирования из бюджета устранены в кратчайшее время быть не могут. Просила прекратить дело за малозначительностью, т.к реальной угрозы безопасности людей и зданий нет.

 Выслушав представителя лица в отношении, которого ведется производство по делу, прихожу к следующим выводам.

 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», как следует из п.1 ст.1: принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

 Пунктом 2 статьи 1 установлено, что положения настоящего Федерального Закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты. Однако, п.4 ст. 1 Закона указывает: на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального Закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

 Именно данное положение не было применено должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления: не установлено, насколько выявленные «нарушения» соответствовали ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности; каким образом было установлено, что дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит&apos; к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара (в порядке установленном разделом VII Закона).

 Как следует из материалов дела такие нарушения требований, как заполнение проема в противопожарной перегородке 1-го типа …не выполнено с требуемым пределом огнестойкости…несоответствующая требованиям ширина эвакуационного выхода – 0,72 м. вместе 0,8 м. требуют реконструкции здания.

 В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Согласно ст. 1.5 КоАП РФ Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

 Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность…Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 По общему правилу сбор доказательств осуществляется в рамках дела о привлечении к административной ответственности: по правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела…

 При таких обстоятельствах административному органу, необходимо было предоставить доказательства того, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по устранению недостатков.

 Судом установлены обстоятельства, из которых следует, что большинство нарушений устранены непосредственно после их выявления. Надзирающим органом выдано предписание по устранению всех нарушений до ДД.ММ.ГГГГ есть установлен длительный срок, из чего можно делать вывод, что в целом выявленные нарушения не обуславливают прямой пожаро опасности.

 Из чего суд делает вывод, что по своему характеру они являются малозначительными.

 В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий…

 При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

 Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, судья

 решил:

 Постановление №, вынесенное заместителем начальника ОНД № 3, заместителем главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 3 по пожарному надзору Мякушко ФИО13 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, ч.3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Администрации Курчатовского района г. Челябинска отменить, прекратить производство по делу в связи с его малозначительностью.

 Администрацию Курчатовского района г. Челябинска от административной ответственности освободить, ограничиться устным замечанием.

 На решение может быть подана жалоба в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы через Курчатовский районный     суд г. Челябинска.

 Судья: