Р Е Ш Е Н И Е
06 марта 2018г. г. Астрахань
Судья Кировского районного суда г. Астрахани Гончарова Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» ФИО1 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Астраханской области от 22.11.2017 года о привлечении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» к административной ответственности по ч.2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» обратился в суд с жалобой, указав, что постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Астраханской области от 22.11.2017 года ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде предупреждения. Данное постановление считает незаконным, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении, представитель участия не принимал, в связи с чем был лишен возможности давать объяснения, представлять доказательства. Кроме того, не имеется ни одного доказательства, подтверждающего совершение их организацией вменяемого административного правонарушения и того, что они являются субъектом этого правонарушения. В связи с чем неправомерно возложена обязанность произвести специальную оценку условий труда рабочих мест в войсковой части 28004, так как работодателем гражданского персонала войсковой части 28004 руководитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» не является. Поскольку копия постановления была направлена в адрес заявителя по его ходатайству только 10.01.2018 года, которая была своевременно подана в Ленинский районный суд, однако, возвращена заявителю, просит восстановить срок на подачу жалобы, постановление Государственной инспекции труда в Астраханской области от 22.11.2017 года отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Государственный инспектор труда в Астраханской области ФИО2 в удовлетворении жалобы просила отказать.
Заслушав сторону, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2, 4 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска десятидневного срока, установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование, и данный вопрос решается судьей с учетом обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, постановление государственного инспектора труда в Астраханской области вынесено 22.11.2017 года, жалоба представителя поступила в Кировский районный суд г. Астрахани 06.02.2018 года, то есть с пропуском установленного срока. Однако, учитывая, что копия постановления получена было получена представителем ФКУ Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» 10.01.2018 года, а также обязанности органов публичной власти обеспечивать гражданам, юридическим лицам условия для реализации их прав и свобод, в том числе и права на судебную защиту, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление государственного инспектора труда от 22.11.2017 года.
Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, с санкцией в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, с 17.07.2017 по 25.07.2017 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Астраханской области проведена внеплановая выездная проверка по обращению ФИО3 по факту нарушения трудовых прав в отношении войсковой части 28004, ФКУ «Южное стратегическое командование Южного военного округа», в ходе которой было выявлено, что в ФБУ войсковая часть 28004 отсутствуют данные о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, а также отсутствует специальная оценка условий труда на рабочих местах.
На основании результатов проведенной проверки, постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Астраханской области ФИО2 22.11.2017 года ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде предупреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Так, заявитель указывает, что копия распоряжения № 7-594-17-ОВ/0000270/78/1 на проверку, а также копия протокола об административном правонарушении по делу № 7-594-17- ОБ/0000270/78/4, на основании которых вынесено оспариваемое постановление, в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», в адрес последнего не поступали. Кроме того, не поступала посредством почтовой связи в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его представителя, заверенная копия оспариваемого постановления от 22.11.2017 г. № 7-594-17-ОБ/0000270/78/8.
Как следует из пояснений сторон, подтверждается материалами дела, государственным инспектором труда вменяется ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» нарушение ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, подп. 1 и 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда», поскольку якобы в его структурном подразделении - войсковой части 28004, не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, а также отсутствует специальная оценка условий труда на рабочих местах.
Согласно абз. 12 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с подп. 1 и 4 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Заявитель указывает, что государственным инспектором труда при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление, неправомерно возложена обязанность на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» произвести специальную оценку условий труда рабочих мест в войсковой части 28004.
Так, согласно требованиям ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда» обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается исключительно на работодателя.
В силу ст. 20 ТК РФ работодателем признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
При этом, в соответствии с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» работодателями в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации являются командиры воинских частей, в чьем непосредственном подчинении состоит данная воинская часть.
То есть, работодателем гражданского персонала войсковой части 28004 является командир данной воинской части, а не руководитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» (командующий войсками Южного военного округа).
Как следует из представленного письма Штаба Южного военного округа от 21.08.2017 года войсковая часть 28004 входит в состав войск, непосредственно подчиненных Главнокомандующему Воздушно-космическими силами. Командир войсковой части подчиняется не командующему войсками Южного военного округа, а Главнокомандующему Воздушно-космических сил, а до образования последнего вида Вооруженных Сил Российской Федерации - подчинялся Главнокомандующему Военно-воздушных сил.
Не является войсковая часть 28004 и каким-либо структурным подразделением ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».
Так, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 03.04.2012 г. № 784 ФБУ войсковая часть 28004 была реорганизована путем присоединения к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа». В результате реорганизации, войсковая часть 28004 была зарегистрирована в качестве обособленного подразделения ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» и поставлена 02.04.2013 г. на учет в налоговом органе. При этом, 29.06.2013 г. войсковая часть 28004 была закрыта в качестве обособленного подразделения и снята с налогового учета. Впоследствии, войсковая часть 28004 вновь зарегистрирована в качестве обособленного подразделения ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» - 30.12.2014 г., и 27.10.2015 г. окончательно была закрыта как обособленное подразделение ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» и снята с налогового учета с указанной даты, что подтверждается уведомлениями о постановке на учет организации в налоговом органе от 11.04.2013 г. № 2555498, от 29.06.2013 г. № 2635648, от 04.06.2015 г. № 103514712 и от 27.10.2015 г. № 236588298.
То есть, в качестве обособленного подразделения ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» войсковая часть 28004 не зарегистрирована и утратила таковой статус с 27.10.2015 г.
Указанные обстоятельства государственным инспектором труда учтены не были, что послужило основанием для неправомерного возложения им обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест в войсковой части 28004 на лицо, не являющееся работодателем по отношению к работникам -указанной воинской части, что в силу вышеприведенным норм, является недопустимым.
В силу требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда» функции по проведению специальной оценке условий труда не свойственны ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».
Статьей 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426 «О специальной оценке условий труда» определены требования к организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Так организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
- указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
- наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том- числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно- гигиенические лабораторные исследования;
- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории. (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Таким образом, исходя из своих целей, задач и видов деятельности, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» не является организацией, проводящей специальную оценку условий труда, и не отвечает требованиям, предъявляемым к таким специализированным организациям, - оно не имеет экспертов и его Положением определены иные, отличные от организаций, непосредственно проводящих специальную оценку условий труда, цели и задачи. В связи с чем, оснований для вынесения предписания о возложении обязанности на ФКУ «ОСК ЮВО» произвести специальную оценку рабочих мест, не имелось.
Кроме того, государственным инспектором труда не принято во внимание, что на рабочие места, введенные до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда» распространяются переходные положения, а также не учтены положения ч. 6 ст. 27 указанного Федерального закона, предусматривающие, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Так, в силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: 1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; 2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости...» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются Списки №№ 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г, № 10.
В свою очередь, Перечень работ с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении которых гражданскому персоналу воинских частей и организаций предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлен Приложением № 1 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».
Между тем, рабочие места гражданского персонала войсковой части 28004, также, как и рабочее место ФИО3 (командир отделения пожарной команды), на основании обращения которого проведена проверка, не указаны в вышеназванных Списках и Перечне. Собственно самим государственным инспектором труда не исследовался вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием войсковой части 28004 рабочие места, относящиеся к указанным в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426 «О специальной оценке условий труда» требованиям, вследствие чего, работодатель (войсковая часть 28004) вправе в данном случае провести специальную оценку условий труда до 31 декабря 2018 года.
Заявитель ссылается, что государственным инспектором труда не установлено в действиях ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» каких-либо неправомерных действий либо бездействия в части организации проведения специальной оценки условий труда в войсковой части 28004.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426 специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится совместно с работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиями ст. 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора,
При этом, специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий, проводимых на заранее определенных рабочих местах с целью установления вредных и опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника с учетом степени отклонения полученных значений, от установленных нормативов и эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников и проводится на основании гражданско-правового договора.
Поскольку Министерство обороны Российский Федерации является федеральным органом исполнительной власти, заключение гражданско-правового договора, в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной сулеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществляется в форме государственного контракта со специализированной организацией (организациями).
Собственно проведение мероприятий по организации и финансированию -специальной оценки условий труда рабочих мест гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации имеет ряд особенностей, устанавливающих переделенный порядок проведения оценки условий труда с учетом требований : нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в данной области, а также ведомственных нормативных правовых актов, принятых во исполнение законодательства Российской Федерации.
Так, для проведения специальной оценки условий труда рабочих мест, в частности, I войсковой части 28004, необходимо, чтобы: войсковая часть 28004 организовала сбор сведений о наличии должностей, подлежащих специальной оценки условий труда; провела мероприятия по определению потребности в лимитах бюджетных обязательств на проведение специальной оценки условий труда; направила заявку о необходимости проведения специальной оценки условий труда с указанием количества рабочих мест, в отношении которых подлежит провести специальную оценку условий труда и необходимой суммы денежных средств в адрес федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области»), - организации, уполномоченной в соответствии с указаниями командующего войсками Южного военного округа от 16 июня 2016 г. № 1/9433 на получение заявок на выделение лимитов бюджетных средств от подчиненных воинских частей.
- далее, ФКУ «УФО МО РФ по Ростовской области» формирует реестр заявок и направляет его в довольствующий финансовый орган (Департамент финансового. Планирования Министерства обороны Российской Федерации) для истребования необходимых денежных средств.
Из материалов дела следует, что войсковой частью 28004 были подготовлены необходимые документы, перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, а также воинской частью проведен анализ рынка услуг. Организаций, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда.
Собственно ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств, то есть имеет целевое финансирование. При этом, расходовать поступающие денежные средства на иные цели и задачи оно не имеет право, также как и не имеет право заключать договоры (контракты) с физическими или юридическими лицами, не обеспеченные денежными средствами (п. 31 Общего Положения о федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа»). Без выделения Министерством обороны Российской Федерации денежных средств, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» лишено какой-либо возможности организовать заключение государственного контракта на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест в конкретной воинской части.
Также» кроме вышесказанного, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» вменяется непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда в войсковой части 28004.
Необходимо обратить внимание, что Порядок проведения аттестации рабочих мест условиям труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н, действовал до 07 июня 2014 года.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с 01 января 2014 года введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда.
Таким образом, вменение государственным инспектором труда обязанности по проведению аттестации рабочих мест, с учетом законодательства, у тратившего законную силу, является недопустимым.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела, в нарушение требований ст. 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопрос о том, являлось ли ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» работодателем, ответственным за проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, государственным инспектором надлежащим образом не выяснялся и не исследовался. Вместе с тем, 25.09.2017 года в адрес Государственной инспекции труда в Астраханской области были направлены объяснения, касающиеся возбуждения дела об административном правонарушении по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, согласно которым было пояснено, что войсковая часть 28004 в непосредственном подчинении командующего войсками Южного военного округа не состоит, а является частью центрального подчинения и входит в состав войск, непосредственно подчиненных главнокомандующему Воздушно-космическими Силами.
При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в четвертом абзаце пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оспариваемое постановление подлежит отмене. Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу представителя ФКУ «Южное стратегическое командование Южного военного округа» удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Астраханской области от 22 ноября 2017 года о признании ФКУ «Южное стратегическое командование Южного военного округа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.
Судья: