№ 12-145/2022
66RS0001-01-2022-000380-68
РЕШЕНИЕ
16 февраля 2022 года г. Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Рябовой Алёны Андреевны на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении муниципального бюджетного учреждения "Водоотведение и искусственные сооружения" (далее МБУ "ВОИС"),
установил:
постановлением старшего инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО2 от 11.01.2022 № № МБУ "ВОИС" по ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник Рябова А.А. ставит вопрос об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав в судебном заседании объяснения защитника Рябовой, поддержавшей доводы жалобы, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО2, полагавшего, что вынесенное по делу постановление является законным и обоснованным, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно абз. 9 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон № 7-ФЗ) установлена презумпция экологической опасности планируемой и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее Закон о рыболовстве) введены понятия водных биологических ресурсов и их сохранение.
Требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности закреплены ст. 50 Закона о рыболовстве.
Частями 1 и 2 ст. 50 Закона о рыболовстве предусмотрено, что только по согласованию с генеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации осуществляется территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, с применением меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную пп. "б" п. 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В ходе проведенного 28.12.2021 отделом государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству административного расследования установлено, что МБУ "ВОИС" осуществило выполнение работ по сбросу сточных вод в ручей без названия, расположенный в районе частных жилых домов №, № по <адрес> в г. Екатеринбург, который впадает в <адрес>, оказывающих неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, тем самым учреждение не предприняло мер по предупреждению и устранению загрязнений водного объекта (река Патрушиха) рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Своими действиями МБУ "ВОИС" допустило нарушение требований абз. 9 ст. 3, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", п. 2, пп. "г" Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, п. 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления 28.12.2021 в отношении МБУ "ВОИС" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая учреждение виновным в совершении правонарушения, должностное лицо в оспариваемом постановлении основывалось на следующих доказательствах: письмо № от 21.10.2021 Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, выписка из ЕГРЮЛ, письмо № от 22.11.2021 ФГБУ "Уральское УГМС", письмо № от 15.12.2021 Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, письмо № от 19.11.2021 МБУ "ВОИС", письмо № от 20.12.2021 Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, письмо № от 08.12.2021 МБУ "ВОИС", письмо № от 21.12.2021 Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Проанализировав вышеперечисленные доказательства, считаю установленными следующие обстоятельства: в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области поступила информация об обнаружении мертвой рыбы и масляном пятне на поверхности <адрес> в районе расположения сооружения по <адрес>, в г. Екатеринбурге. По сведениям Министерства, вблизи указанной территории, в районе частных жилых домов №, № по <адрес>, размещены два организованных водовыпуска городской ливневой канализации, эксплуатируемой МБУ "ВОИС". Из решения Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 24.08.2021 № № следует, МБУ "ВОИС" является водопользователем и осуществляет сброс сточных вод, в том числе в реку <иные данные>
Согласно информации Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 15.12.2021 № по данным реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду 18.10.2021 на государственный учет поставлено два объекта МБУ "ВОИС" (очистные сооружения) (коды объектов: №-П, №П), осуществляющие сброс сточных вод в реку Патрушиха. В период с 12.10.2021 по 10.11.2021 в отношении данного учреждения проведена проверка. По результатам проверки составлен акт от 10.11.2021 №, которым установлен сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в реку Патрушиха с превышением концентраций загрязняющих веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения. Всего МБУ "ВОИС" осуществляет эксплуатацию 64 выпусков, чрез которые осуществляется сброс сточных вод системы ливневой канализации в <адрес> и <адрес>, из которых 6 оборудованы очистными сооружениями.
Кроме этого, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области в письме от 20.12.2021 № сообщается, что в районе расположения <адрес> по <адрес> в г. Екатеринбурге осуществляется самовольный сброс сточных вод из городских ливневых канализационных сетей, находящихся в эксплуатации МБУ "ВОИС", с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты, что подтверждается актами отбора проб природных и сточных воде, протоколами количественного химического анализа вод от 20.08.2021 и 14.10.2021.
Вместе с тем, в судебное заседание МБУ "ВОИС" представлена карта-схема, из которой усматривается, что в районе <адрес> учреждение эксплуатирует закрытую сеть дождевой канализации, диаметром 600 мм, протяженностью 414 м. Данная сеть не имеет выпусков для сброса сточных вод ни в районе домов № и № по <адрес>, ни в районе всего указанного переулка. Данный факт также согласуется с актом проверки от 10.11.2021 №, согласно которому эксплуатируемые учреждением выпуски в <адрес> расположены в иных местах. Также в районе <адрес> имеется еще одна сеть ливневой канализации с диаметром трубы 1000 мм и двумя выпусками по сбросу сточных вод в районе домов № и № Указанная сеть для эксплуатации МБУ "ВОИС" не передавалась, и учреждением не обслуживается. Из акта технической готовности № следует, что данная сеть дождевой канализации оборудована строительной организацией ООО "АРГ" при строительстве многоэтажного дома. По утверждению защитника МБУ "ВОИС", в настоящее время сеть является бесхозной. Доказательств осуществления эксплуатации МБУ "ВОИС" сети ливневой канализации с диаметром трубы 1000 мм в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что должностным лицом не доказан факт осуществления МБУ "ВОИС" сброса сточных вод в районе домов № и № по <адрес> без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Вопреки доводам должностного лица, учреждение, осуществляющее такой вид деятельности как сбор и обработка сточных вод, их сброс через выпуски, не может автоматически нести ответственность за правильность эксплуатации сети ливневой канализации и сброс воды, не переданной учреждению и не принятой им в установленном порядке. Осуществление сброса сточных вод без соблюдения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания в иных местах, не указанных в протоколе об административном правонарушении, учреждению не вменялось, поэтому не может быть предметом судебной проверки и основанием для привлечения к административной ответственности. Должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о сбросе сточных вод учреждением в месте и при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении оспариваемом постановлении, в связи с чем такое постановление не может быть признано законным и обоснованном, подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление старшего инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО2 от 11.01.2022 № № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного учреждения "Водоотведение и искусственные сооружения" отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, жалобу защитника - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья