ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-145/2022 от 23.05.2022 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-145/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

23 мая 2022 года г. Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска Потапов Р.А., рассмотрев жалобу защитника ООО «Кутынская ГГК» Карнович Н.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Веселова Е.В. от 09.02.2022 г. х по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Веселова Е.С. от 09.02.2022 г. х юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственности «Кутынская горно-геологическая компания» (далее ООО «Кутынская ГГК») привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Данным постановлением ООО «Кутынская ГГК» признано виновным в том, что не прошла государственную экологическую экспертизу деятельность юридического лица, обосновывающая доставку грузов морским транспортом; не прошла государственную экологическую экспертизу проектная документация на объект негативного воздействия «Склад ГСМ с объектами инфраструктуры»; не прошел государственную экологическую экспертизу, План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на площадке склада по хранению и перевалке нефтепродуктов (входная база «Ульбан»).

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник ООО «Кутынская ГГК» обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с жалобой, в которой просит постановление изменить, исключить из текста постановления выводы о невыполнении ООО «Кутынская ГГК» требований законодательства об обязательности государственной экологической экспертизы при реализации проектной документации «Склад ГСМ с объектами инфраструктуры», утверждении Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на площадке склада по хранению и перевалке нефтепродуктов (входная база «Ульбан»).

В судебное заседание законный представитель ООО «Кутынская ГГК» не явился, обеспечил явку защитинка, в связи с чем, судья считает возможным рассмотрение дела без его участия.

Защитник ООО «Кутынская ГГК» Карнович Н.А. в судебном заседании жалобу поддержала по доводам указанным в ней.

Старший государственный инспектор РФ в области окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Соколова И.Н. и ведущий специалист эксперт межрегионального отдела правового обеспечения беспечук О.Е. в судебном заседании просили постановление оставить без изменения, а жалобу защитника без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с требованиями п.п. 7 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объекты государственной экологической экспертизы, федерального уровня являются объекты, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее Закон № 155-ФЗ), а также п. 7.7 проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов.

На основании п. 2 ст. 34 Закона № 155-ФЗ, все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, подлежат государственной экологической экспертизе.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

По заявленной ООО «Кутынская ГГК» проектной документации («Разработка месторождения Кутынское открытым способом. 1-я очередь. Горно-транспортная часть», «Горно-перерабатывающий комплекс на месторождении Кутынское») Росприроднадзором проведена государственная экологическая экспертиза.

При этом в рамках проведения государственной экологической экспертизы вышеуказанной проектной документации деятельность юридического лица, обосновывающая доставку грузов морским путем, не рассматривалась. (письмо Росприроднадзора от 22.11.2021 № РН-09-01-33/40267)

Вместе с тем доставка грузов, указанных в Коносамент № КС 022 осуществлена морским путем.

Таким образом, в нарушении п.7 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» деятельность юридического лица, обосновывающая доставку грузов морским путем, не прошла государственную экологическую экспертизу.

Проектная документация на объект негативного воздействия П «Склад ГСМ с объектами инфраструктуры» государственную экологическую экспертизу не проходила.

Таким образом, в нарушении требований подпункта 7.7 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Проектная документация на объект негативного воздействия П «Склад ГСМ с объектами» не прошла государственную экологическую экспертизу.

Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона № 155-ФЗ, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее - план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).

Письмом от 16.11.2021 № КГГК/06-1810 ООО «Кутынская горно-геологическая компания» направило на рассмотрение План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на площадке склада по хранению и перевалке нефтепродуктов (входная база «Ульбан»). Управлением в согласовании плана отказано, поскольку площадка склада по хранению и перевалке нефтепродуктов располагается на берегу Ульбанского залива Охотского моря.

Блок 2, площадки с насосно-перекачивающим модулем, предназначен для приема нефтепродуктов от негативных морских судов и перекачки их по общему трубопроводу в резервуары склада, то есть для перевалки нефтепродуктов во внутренних морских водах Охотского моря по гибкому напорно-всасывающему рукаву.

Таким образом, площадка хранения нефтепродуктов, представляет единое целое, соединенное общим трубопроводом, требования к разработке плана утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2366.

Согласно представленному плану склад ГСМ Ульбан вводится в эксплуатацию в 2021 году, режим приема ГСМ – с июля по ноябрь – 2 смены в сутки по 12 часов. Подвоз ГСМ на склад производится автотранспортном подрядной организации ООО «ПМ Транс Ойл» по согласованному маршруту, не проходящему через населенные пункты, проложенному по автодорогам предприятия, а также водным транспортом в период навигации.

Блок 2 а) насосные станции; б) трубопроводы насосных станций; Насосно-перекачивающий модуль предназначен для приема нефтепродуктов из нефтеналивных судов и перекачки их по трубопроводу в резервуары склада. Производительность насосной станции составляет 25-50 м3/ч исходя их установленного времени простоя судов под разгрузкой. Забор топлива из танков нефтеналивных судов осуществляется гибким напорно-всасывающим рукавом. Управление процессом перекачки осуществляется из насосно-перекачивающего модуля. Установка модуля производится на временных опорных элементах. Место установки предварительно очищается от загрязнений и посторонних предметов.

Насосно-перекачивающий модуль соединяется с общим трубопроводным коллектором, к которому подключается отдельно стоящие резервуары. Внешние подключения насосно-перекачивающего модуля (топливозаправщики и прочие технологические установки) производится так же с помощью напорно-всасывающих рукавов.

Насосно-раздаточный модуль предназначен для выдачи нефтепродуктов из резервуарного парка в автоцистерны и прочие технологические установки, а также для внутренней перекачки нефтепродуктов из одного резервуара в другой. Производительность насосной станции составляет 25-45м3/ч. Насосно-раздаточный модуль соединен с резервуарами общим трубопроводом, внешние подключения проводятся с помощью напорно-всасывающих рукавов. Управление процессом перекачки осуществляется из насосно-раздаточного модуля.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 155-ФЗ объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 настоящего Федерального закона, за исключением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков). В случае, если план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется.

План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на площадке склада по хранению и перевалке нефтепродуктов (входная база «Ульбан») государственную экологическую экспертизу не прошел, в составе проектной документации, которая имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы, не состоял.

Таким образом, в нарушении требований п. 4 ст. 34 Закона № 155-ФЗ, План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на площадке склада по хранению и перевалке нефтепродуктов (входная база «Ульбан») не прошел государственную экологическую экспертизу.

Все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, подлежат государственной экологической экспертизе. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В случае осуществления деятельности во внутренних морских водах заявленная проектная документация будет являться объектом государственной экологической экспертизы на основании ст. 34 Закона №155-ФЗ.

Согласно представленной документации ООО «Кутынская ГГК» о положительном заключении негосударственной экспертизы «Склада ГСМ с объектами инфраструктуры», в которой указано, что проведение государственной экологической экспертизы в отношении представленной проектной документации законодательством не РФ предусмотрено.

Решение относительно принадлежности документации к числу объектов государственной экологической экспертизы принимается в рамках предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы, в соответствии с полномочиями, определенными положением Росиприроднадзора от 31.07.2004 № 400. Вопрос о необходимости получения государственной экологической экспертизы «Склада ГСМ с объектами инфраструктуры» и ПЛАРН «Площадка склада по хранению и перевалке нефтепродуктов (входная база Ульбан)» ООО Кутынская ГГК, юридическое лицо ООО «Кутынская ГГК» в центральный аппарат Росприроднадзора не обращалась.

На основании вышеизложенного, доводы жалобы являются несостоятельными.

Кроме того, в соответствии с п. 7.5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий» утверждены критерии отнесения объектов, объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

К объектам I категории могут быть отнесены только объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Понятие объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), определено в ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7 –ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которого объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков

Таким образом, существуют 2 альтернативных признака объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих): - единое назначение; неразрывная физическая или технологическая связанность.

Следовательно, если объект будет технологически неразрывно связан с предприятием (без него функционирование предприятия не возможно или существенно затруднено) и (или) будет иметь с ним единое назначение, то объект будет являться частью объекта I категории и, соответственно, проектная документация, предусматривающая строительство такого объекта, подлежит государственной экологической экспертизе.

Кроме того, проектная документация может быть отнесена к числу объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня по иным критериям, определенных ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ.

В соответствии с требованиями п.п. 7 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объекты государственной экологической экспертизы, федерального уровня являются объекты, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона № 155-ФЗ, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде.

Согласно п. 2 ст. 16.1 Закона № 155-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - эксплуатирующая организация), при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и организаций, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 4.1 Закона № 55-ФЗ, под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

В случае если организация осуществляет только погрузочно-разгрузочную деятельность, исключительно с использованием судов, то такие организации не подпадают под требования ст. 16.1 Закона № 155-ФЗ.

При этом в случае, если организация при осуществлении своей деятельности используют причалы (причальные сооружения), то к ним применимы требования ст. 16.1 Закона № 155-ФЗ.

Как следует из представленных материалов дела ООО «Кутынская ГКК» осуществляет деятельность по перекачке нефтепродуктов от нефтеналивных морских судов по общему трубопроводу в резервуары склада по гибкому напорно-всасывающему рукаву.

С учетом изложенного, План предупреждения и ликвидации разливов нефти, на объекте «Площадка склада по хранению и перевалке нефтепродуктов (входная база «Ульбан»)» ООО Кутынская горно-геологическая компания подлежит государственной экологической экспертизе. Аналогичная правовая позиция изложена в письме Росприроднадзора № МК-05-01-31/6138 от 04.03.2022.

Таким образом, доводы жалобы об исключении из текста постановления выводы о невыполнении ООО «Кутынская ГГК» требований законодательства об обязательности государственной экологической экспертизы при реализации проектной документации «Склад ГСМ с объектами инфраструктуры», утверждении Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на площадке склада по хранению и перевалке нефтепродуктов (входная база «Ульбан»), как указано выше, являются не состоятельными.

Указанные обстоятельства, полностью подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Данные доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

Ставить под сомнение допустимость доказательств, на основании которых должностное лицо пришел к выводу о виновности юридического лица – ООО «Кутынская ГГК» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ об административных правонарушениях, поводов не имеется, поскольку они получены с соблюдением требований КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины заявителя, в материалах дела не имеется.

Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих выполнению требований законодательства, материалы дела не содержат.

Фактически доводы жалобы были предметом рассмотрения должностного лица административного органа и получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.

При производстве по делу должностным лицом юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Факт совершения ООО «Кутынская ГКК» административного правонарушения должным образом установлен, наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, в связи с чем, в удовлетворении жалобы об изменении законного и обоснованного постановления должностного лица, следует отказать.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены должностным лицом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения жалобы и изменения обжалуемого постановления юридического лица не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Веселова Е.С. от 09.02.2022 г. х по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Кутынская горно-геологическая компания» - оставить без изменения, а жалобу защитника Карнович Н.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.

Судья Р.А. Потапов