ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1464/2021 от 15.02.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ г.

Судья Октябрьский районный суд <адрес>ФИО4,

при секретаре Сизых О.И.

рассмотрев жалобу ООО «БАТО» на постановление Южного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст.8.46 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «БАТО» назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.

ООО «БАТО» подало жалобу на указанное постановление, просит признать его незаконным и отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указано, что в действиях ООО «БАТО» отсутствует событие административного правонарушения, поскольку законодательством не предусмотрена обязанность юридического лица актуализировать сведения об объекте в связи с изменением критериев отнесения к категории негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС); объектне соответствует критериям отнесения ко II категории НВОС.

Представитель ООО «БАТО» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО2 требования, изложенные в жалобе, поддержал.

Южное межрегиональное управление Росприроднадзора уведомлено надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки представителей суду не сообщило, отзыв по существу доводов жалобы не представило.

Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Бремя доказывания совершения административного правонарушения в данном случае лежит на государственном органе, вынесшем оспариваемое постановление.

В соответствии со ст.69 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 35 Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет».

В соответствии с п. 4 ст.69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды», уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Согласно п. 6 ст.69.2 указанного Закона сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Перечень оснований для актуализации сведений является закрытым.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ДД.ММ.ГГГГ году ООО «БАТО» обратилось в управление Росприроднадзора с заявкой о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по адресу: <адрес>. В заявке содержались, в том числе, сведения о наличии в составе объекта НВОС железнодорожной эстакады (раздел II заявки - Сведения о воздействии объекта на окружающую среду).

По результатам рассмотрения заявки, управление Росприроднадзора поставило объект на государственный учет под -П, присвоило ему III категорию НВОС, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора, в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка ООО «БАТО» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ.

По результатам проверки выявлено, что ООО «БАТО» не обеспечено выполнение обязанности по актуализации сведений с целью отнесения объекта к объектам II категорииНВОС, что рассмотрено Южном межрегиональным управлением Росприроднадзора, как нарушение постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, ст. 69.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 вынесено постановление о привлечении юридического лица ООО «БАТО» к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФза невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

В качестве основания для актуализации сведений, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора ссылается на изменение характеристик технологических процессов основных производствна объекте НВОС ООО «БАТО»; указывает, что при постановке объекта на государственный учет не учтен критерий наличия на объекте инфраструктуры железнодорожного транспорта, в заявке о постановке на учет не указаны сведения, определяющие категорию объекта, а именно сведения об осуществлении деятельности по сливу нефтепродуктов на железнодорожной сливо-наливной эстакаде.

На момент подачи заявки ООО «БАТО» в ДД.ММ.ГГГГ г. действовали критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

С 01.01.2021 вступило в законную силу постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, которым утверждены новые критерии отнесения объектов к категории НВОС.

Принятие нового нормативного акта, изменяющего критерии отнесения объектов к соответствующей категории НВОС, не является основанием для подачи юридическим лицом заявления об актуализации сведений.

Обязанность юридического лица по актуализации сведений об объекте НВОС возникает только при наличии оснований, предусмотренных п. 6 статьи 69.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Доказательства возникновения указанных основанийв материалах дела отсутствуют.

В заявке ООО «БАТО» (ДД.ММ.ГГГГ.) указано на наличие в составе объекта НВОС железнодорожной эстакады. Неизменность технологических процессов на объекте подтверждается также договорами на подачу-уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, которые заключались ООО «БАТО» и ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ года на аналогичных условиях.

Вывод Южного межрегионального управления Росприроднадзора о том, что при государственной регистрации объекта НВОС ООО «БАТО» отсутствовали сведения о железнодорожной эстакаде, определяющие категорию объекта,а также об изменении технологических процессов основных производств на объекте НВОС не соответствует доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Действующими нормативно-правыми актами обязанность юридического лица по подаче заявления об актуализации сведений об объекте НВОС в отсутствии оснований, установленных п. 6 ст.69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» не предусмотрена, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.

Южное межрегиональное управление Росприроднадзора в качестве основания для отнесения Объекта ко II категории НВОС и привлечения Общества к административной ответственности, ссылается на п.п. 17 пункта 2, и п.п. 4 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.

Согласно п.п. 17 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, критерием отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду к объектам II категории является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях.

Слив нефтепродуктов осуществляется ООО «БАТО» на железнодорожной эстакаде, что не оспаривается сторонами. Определение сливоналивных железнодорожных путей в действующем законодательстве отсутствует.

Согласно приказа МЧС России от 26.12.2013 № 837 «Об утверждении свода правил «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности»,эстакада железнодорожная сливоналивная - сооружение у специальных железнодорожных путей, оборудованное сливоналивными устройствами, обеспечивающее выполнение операций по сливу нефти и нефтепродуктов из железнодорожных цистерн или их наливу.

Железнодорожные пути на территории объектов Общества, не оборудованы межрельсовыми сливными устройствами для открытого слива нефтепродуктов, соответственно, такие пути не являются сливоналивными железнодорожными путями.

Таким образом, Общество не осуществляет деятельность по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях, в связи с чем объект НВОС не соответствует критериям отнесения к объектам II категории согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.

Южное межрегиональное управление Росприроднадзора не представило доказательств о том, что железнодорожные пути на территории объекта являются сливоналивными, а также что слив нефтепродуктов на железнодорожной эстакаде –отдельном сооружении, расположенном у специальных железнодорожных путей, является деятельностью по сливу нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях.

Доказательства соответствия объекта НВОС иным условиям, предусмотренным п.п. 17 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора такжене представлены.

Согласно п.п. 4 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, ко II категории НВОС относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта (не соответствующим критериям, установленным в разделе IV настоящего документа).

Южное межрегиональное управление Росприроднадзора в оспариваемом постановленииуказывает на наличие на территории объекта НВОС Общества железнодорожных путей, обслуживание которых, а также подачу-уборку вагонов осуществляет перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта – ОАО «РЖД».

ООО «БАТО» осуществляет деятельность по заправке топливом воздушных судов на территории аэропорта, оптовую торговлю моторным топливом, включая авиационный бензин (46.71.2 согласно ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Материалы дела не содержат доказательств осуществления Обществом железнодорожных перевозок и эксплуатации объектов железнодорожнойинфраструктуры.

В соответствии с абз. 4 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «БАТО» события указанного административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24.5, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу ООО «БАТО» на постановление Южного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Постановление Южного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ привлечении ООО «БАТО» к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ отменить.

Административное дело в отношении ООО «БАТО» прекратить за отсутствием события праовнарушения.

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд через Октябрьский районный суд <адрес> течение 10 дней.

Судья: