Дело № 12-146/13-2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
15 марта 2018 года г. Курск
Судья Ленинского районного суда г. Курска Аверинова А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе защитников директора ООО «ЛОМБАРД РАНТЬЕ» ФИО1 на постановление заместителя управляющего Отделением по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении директора ООО «ЛОМБАРД РАНТЬЕ» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя управляющего Отделением по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «ЛОМБАРД РАНТЬЕ» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ и ей назначено в виде предупреждения.
Не согласившись с указанными постановлением, защитники директора ООО «ЛОМБАРД РАНТЬЕ» ФИО1 по доверенностям ФИО5 и ФИО6 обратились в Ленинский районный суд г. Курска с жалобой, в которой просили обжалуемое постановление признать незаконным и отменить. При этом указав, что ФИО1 не признала вину в совершении правонарушения, не признала факта совершения административного правонарушения. Довод о том. что ФИО1 не предоставила доказательств, подтверждающих наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению требований законодательства РФ и нормативных актов Банка России является несостоятельным. Так, ДД.ММ.ГГГГ путем средств электронной почты в личный кабинет ООО на официальном сайте получила запрос от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ПВК по ПОД/ФТ и других документов и информации. ДД.ММ.ГГГГ в ЦБ РФ ГУ по ЦФО Отделение по курской области нарочно была предоставлена ошибочно недействующая редакция ПВК по ПОД/ФТ ООО по состоянию на март 2017 г. Данная техническая ошибка была выявлена ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ путем средств почтовой связи ценным письмом с описью вложения направлена действующая редакция ПВК по ПОД/ФТ ООО по состоянию на сентябрь месяц текущего года. Считают, что отсутствовал умысел совершения административного правонарушения, а также само событие административного правонарушения.
ФИО1, ни ее защитники в судебное заседание не явились. О слушании дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении и представленные доказательства, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с пунктом 13.3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитные организации и некредитные финансовые организации учитывают информацию об отказах при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а кредитные организации также при принятии решений об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с п.1.1 Положения Банка России от 12.12.2014 г. № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Некредитная финансовая организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать:физическое или юридическое лицо, иностранную структуру без образования юридического лица, индивидуального предпринимателя, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которым некредитная финансовая организация оказывает услугу на разовой основе либо которых принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом в рамках своей профессиональной деятельности в качестве некредитной финансовой организации (далее - клиент); лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица (далее - представитель клиента); лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (далее - выгодоприобретатель).Идентификация юридического лица, являющегося представителем клиента, осуществляется в объеме, предусмотренном для клиентов - юридических лиц, за исключением сведений, предусмотренных подпунктами 2.4 - 2.8 пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению. Некредитная финансовая организация при проведении идентификации (упрощенной идентификации) оценивает степень (уровень) риска клиента в соответствии с Положением Банка России от 15 декабря 2014 года N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 года N 35933 ("Вестник Банка России" от 18 февраля 2015 года N 14) (далее - Положение Банка России N 445-П), независимо от вида и характера операции, проводимой клиентом, или продолжительности устанавливаемых отношений с клиентом. Оценка степени (уровня) риска клиента не осуществляется в случаях, когда идентификация (упрощенная идентификация) клиента в установленных случаях не проводится.
Пунктом 1.1.1 Положения Банка России от 12.12.2014 г. № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» некредитная финансовая организация, за исключением случаев, установленных Федеральным законом и настоящим Положением, обязана принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе через юридическое лицо, нескольких юридических лиц либо группу связанных юридических лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо прямо или косвенно контролирует действия клиента, в том числе имеет возможность определять решения, принимаемые клиентом (далее - бенефициарный владелец).Некредитная финансовая организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем с учетом факторов, предусмотренных правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.В случае если структура собственности и (или) организационная структура клиента - юридического лица - нерезидента либо организационная форма клиента - иностранной структуры без образования юридического лица не предполагают наличия бенефициарного владельца и единоличного исполнительного органа (руководителя), некредитная финансовая организация фиксирует информацию об этом в анкете (досье) клиента.
Согласно п.п. 2.5 п.2 приложения №2 Положения №444-П сведения (документы) о финансовом положении (копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате), и (или) копии годовой (либо квартальной) налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде); и (или) копия аудиторского заключения на годовой отчет за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации; и (или) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом; и (или) сведения об отсутствии в отношении клиента производства по делу о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу решений судебных органов о признании его несостоятельным (банкротом), проведения процедур ликвидации по состоянию на дату представления документов в некредитную финансовую организацию; и (или) сведения об отсутствии фактов неисполнения клиентом своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах; и (или) данные о рейтинге клиента, размещенные в сети "Интернет" на сайтах международных рейтинговых агентств и национальных рейтинговых агентств).
В силу п. 1. 4 Положения Банка России от 15.12.2014 г. № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются некредитной финансовой организацией в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Порядок разработки ПВК по ПОД/ФТ, внесения изменений в ПВК по ПОД/ФТ, их согласования подразделениями некредитной финансовой организации (при наличии подразделений) и утверждения определяется внутренними документами некредитной финансовой организации.
Согласно п. 1.8 Положения Банка России от 15.12.2014 г. № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ПВК по ПОД/ФТ утверждаются единоличным исполнительным органом некредитной финансовой организации. ПВК по ПОД/ФТ некредитной финансовой организации, состоящей из одного сотрудника, утверждаются руководителем такой некредитной финансовой организации (если организация является юридическим лицом) или индивидуальным предпринимателем (если организация является индивидуальным предпринимателем - страховым брокером).
В соответствии с п. 1.10 Положения Банка России от 15.12.2014 г. № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» руководитель некредитной финансовой организации обеспечивает контроль за соответствием применяемых ПВК по ПОД/ФТ требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.
Как следует из предоставленных материалов, ФИО1 является ответственным за организацию внутреннего контроля по ПОД/ФТ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ б/н.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛОМБАРД РАНТЬЕ» предоставлены в Отделение Курск Правила внутреннего контроля, утвержденные директором ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, которые не соответствуют требованиям п.1 4. Приложения №-П, а именно: не отражена обязанность Общества, использовать информацию, полученную от Банка России, при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма в соответствии с п.13.3 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ; не определен объем сведений предусмотренный для идентификации юридического лица, являющегося представителем клиента в соответствии с п.1.1 Положения №444-П; отсутствует обязанность Общества, в случае если структура собственности и (или) организационная структура клиента –юридического лица –нерезидента либо организационная форма клиента- иностранной структуры без образования юридического лица не предполагает наличие бенефициарного владельца и единоличного исполнительного органа (руководителя), фиксировать информацию об этом в анкете (досье) клиента, которая определена п.1.1.1 Положения №144-П; не определены требования, предусмотренные п.2.1 Положения №444-П к документам юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации и не позволяет представить в Ломбард сведения (документы), указанные в п.п. 2.5 п.2 приложения 2 Положения №444-П, а также требования к документам юридического лица-нерезидента, представляемым в соответствии с п.п. 2.5 п.2 приложения 2 Положения №444-П; Обществом установлена возможность, в исключительных случаях, направлять сведения и информацию в уполномоченный орган на бумажном носителе, что не соответствует п.17 Указания №3484-У ( абз.10 п.5.7 ПВК по ПОД/ФТ).
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Правилами внутреннего контроля, утвержденными директором ДД.ММ.ГГГГ, сведениями об юридическом лице по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ б/н, копией Устава Общества, копией приказа об утверждении правил внутреннего контроля», а также иными материалами дела.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Назначенное административное наказание в виде предупреждения соответствует санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и определено с учётом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и в соответствии с правилами, установленными ст. 3.4 КоАП РФ.
Довод об отсутствии события административного правонарушения не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Утверждение об ошибочном направлении Правила внутреннего контроля, утвержденные директором ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, судом расценивается как попытка избежать административное наказание.
Ссылки о том, что ФИО1 не признавала вину в совершении административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку противоречат ее собственноручным объяснениям.
Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления.
Нарушений ст. 1.5 КоАП РФ по делу в отношении ФИО1 не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном ДД.ММ.ГГГГ, вынесено должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процессуальных норм КоАП РФ, влекущих отмену оспариваемого постановления и прекращение производства по делу, не установлено.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения, а жалоба- без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановлением заместителя управляющего Отделением по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении директора ООО «ЛОМБАРД РАНТЬЕ» ФИО1, оставить без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение 10 дней с момента получения или вручения копии решения.
Судья