ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-146/18 от 26.10.2018 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-146/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл Малышева Л.Н., рассмотрев жалобу директора ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончука В.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Поповым С.И. вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.32 частью 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» <данные изъяты>

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РМЭ Попова С.И. за от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, директор ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончук В.В. подал жалобу, в которой указал, что в постановлении приводятся сведения не соответствующие действующему законодательству, а именно:

Согласно статьи 53.1 Лесного кодекса РФ к одним из мер противопожарного обустройства лесов является устройство (прокладка) противопожарных минерализованных полос.

Согласно государственного задания на 2018 год противопожарное обустройство лесов - прокладка минерализованных полос выполнена в полном объёме.

Так статьей 16 Лесного кодекса РФ установлено, что лесосекой является часть площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения. Исходя из данного определения следует что лесосека может располагаться только на землях покрытых лесной растительностью.

Как следует из материалов дела в <адрес> Яльчинского участкового лесничества в 2017 году был совершена самовольная рубка лесных насаждений. Материалы по данному факту были переданы в полицию для расследования. В мае 2018 г, на основании государственного задания (проекта освоения лесов, лесной декларации) в <адрес>, выд.31,33,34,35 было проведено подновление минерализованных полос (приложить путевку, схемы, акт выполненных работ, отчет и т. д) трактором МТЗ-82 в агрегате с культиватором КЛБ-1,7. Согласно государственного задания подновление полос проводится только один раз в году. Зарастание полос травой в течении года возможно.

ДД.ММ.ГГГГ СО МО МВД России «Волжский» по факту незаконной рубки в <адрес>, выд. 32 Яльчинского лесничества вынесло Постановление о возбуждении уголовного дела. ДД.ММ.ГГГГ дело приостановили. Национальный парк письмом за от ДД.ММ.ГГГГ уведомили Управление Росприроднадзора по РМЭ, что их предостережение от ДД.ММ.ГГГГ будет выполнено после расследования органами МО МВД России «Волжский». ДД.ММ.ГГГГ МО МВД России «Волжский» уведомило парк, что дело снова приостановлено. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за парк сделал запрос о возможности проведения каких- либо работ в <адрес>, выд32 по уборке порубочных остатков, вывозке оставшейся древесины, но ответа нет. Поскольку нет официального ответа от СО МО МВД России «Волжский» о возможности проведения работ, данное место считается местом совершения уголовного преступления и никаких мер предпринимать нельзя (даже в целях уборки порубочных остатков).

Из вышеизложенного следует, что ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» не виновен в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2005 № 195- ФЗ - «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах». На основании выше изложенного постановление подлежит отмене.

Более того, ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» леса не засорял (п 9. Правил пожарной безопасности в лесах (далее - ППБ). Вменяя нарушения п.п. 19, 20 ППБ так же не соответствует нормам действующего законодательства т.к меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Применённые в отношении учреждения выводы о нарушениях п.п. 19,20 3 раздела ППБ в лесах распространяется только на действия (бездействия) при осуществлении рубок лесных насаждений и никак иначе.

Вместе с тем рубок в данном квартале не проводилось и каких либо лесохозяйственных мероприятий связанных с рубкой лесных насаждений так же не предусмотрено ни проектом освоения лесов и Лесохозяйственным регламентом, следовательно учреждение не заявляло намерение об использовании (не подавало лесную декларацию) - на данный вид работ. Согласно ч. 1,ч. 2, ч. 3 ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения т.е ДД.ММ.ГГГГ что управлением сделано не было. В протоколе осмотра подписи заинтересованных лиц (сотрудники управления ) - что недопустимо действующим законодательством.

Считает наказание, наложенное ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» незаконным, поскольку дело даже не рассматривалось, а решение было вынесено по неправильно истолкованным фактам и с использованием неправильных норм действующего законодательства.

Директор ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончук В.В. просит суд отменить постановление о назначении административного наказания заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушениями действующего законодательства при его принятии, отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» Комарова В.В., жалобу поддержала, пояснила аналогичное изложенному в ней. Дополнила, что порубочные остатки до сих пор не убраны, т.к. производство по уголовному делу приостановлено, минерализованные полосы были сделаны.

Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РМЭ – заместитель главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РМЭ Иваницкий С.С., просил постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, суду пояснил, что порубочные остатки вещественными доказательствами по уголовному делу не являются, поэтому ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» должен был очистить территорию от порубочных остатков.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, материалы дела, материалы административного дела прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Леса подлежат охране от пожаров (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ)).

Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами пожарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), устанавливающие единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.

В силу пункта 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров (пункт 20 Правил).

Складирование заготовленной древесины согласно пункту 21 Правил должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.

Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).

Как следует из материалов дела об административном правонарушении в порядке осуществления плановой выездной проверки соблюдении требований природоохранного законодательства на территории ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по РМЭ Иваницкого С.С. от ДД.ММ.ГГГГ-р (ГК), страшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по РМЭ Щекуриной А.Г., государственным инспектором Управления Росприроднадзора по РМЭ Бурдаковой Е.Ю. в присутствии и.о. участкового лесничего Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Лохониной Н.И., при натуральном осмотре лесных земельных участков в Яльчинском участковом лесничестве Национального парка «Марий Чодра» ДД.ММ.ГГГГ в 11.40 мск.вр. выявлен факт нарушения природоохранного законодательства, а именно: в квартале 70 (между 31 и 34 выделами) Яльчинского участкового лесничества – под пологом леса обнаружены кучи с порубочными остатками и вершинки срубленных деревьев с сухой хвоей. На вышеуказанной территории в мае 2017 года выявлена незаконная рубка древесины. Администрацией Национального парка материалы по незаконной рубке переданы в правоохранительные органы. Управлением Росприроднадзора по РМЭ по факту захламления участка порубочными остатками и отсутствия минерализованной полосы выдано Предостережение от ДД.ММ.ГГГГ в котором ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» предложено в кратчайшие сроки провести мероприятия по очистке от порубочных остатков и некоренной заготовленной древесины, привести лесной участок в состояние пригодное для использования по целевому назначению и обеспечить мероприятия по защите лесных насаждений от пожаров.

На момент осмотра установлено, что ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» выданное предостережение не исполнено. Порубочные остатки под пологом насаждений не убраны. Минерализованные полосы не обновлены. Полосы проросли травой, самосевом сосны, местами не очищены от валежника, тем самым допустило нарушение статьи 42 Земельного кодекса РФ, части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ, пунктов 9,19,20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417, вследствие чего юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Оснований не соглашаться с выводами, изложенными в постановлении должностного лица административного органа, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» не представило доказательств объективной невозможности своевременного выполнения правил пожарной безопасности, а также доказательств принятия мер по соблюдению действующего законодательства.

Согласно ответа начальника СО МО МВД РФ «Волжский» Ширшовой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РМЭ Щекурину Э.А. уголовное дело, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ по признакам состава преступления, предусмотренного ст.260 ч.3 УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ приостановлено по п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ в связи с не установлением лица, совершившего преступление. В ходе производства предварительного следствия по данному уголовному делу порубочные остатки вещественными доказательствами не признавались и к уголовному делу не приобщались, в связи с чем на ответственное хранение в ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» не передавались. Какие-либо письменные разъяснения по поводу уборки порубочных остатков в <адрес> выд.32 Яльчинского участкового лесничества следственный орган давать не правомочен. ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» вправе действовать по данному вопросу в соответствии с действующим законодательством.

Постановление о привлечении ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ "Национальный парк "Марий Чодра" допущено не было.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

При этом следует указать, что нормами КоАП РФ не предусмотрена возможность оспаривания предписания административного органа при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Требование о признании незаконным предписания административного органа может быть заявлено в ином судебном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Решил:

Постановление Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении юридического лица - ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» - оставить без изменения, жалобу директора ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончука В. В.ча - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

Судья Малышева Л.Н.