ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-146/2016 от 04.07.2015 Псковского областного суда (Псковская область)

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

судья Горбань И.О. дело №12-146/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

4 июля 2015 <...>

Судья Псковского областного суда Радов В.В.,

при секретаре Андреевой А.С.

рассмотрев жалобу Государственного комитета Псковской области по охране объектов куль­турного наследия на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 4 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении

ООО «Консерватория», юридический адрес: г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, корпус <данные изъяты>, этаж <данные изъяты>, ОГРН:<данные изъяты>, ИНН:<данные изъяты>, КПП:<данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Псковского городского суда от 4 мая 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «Консерватория» прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, ввиду наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, другого возбужденного дела, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ.

В жалобе Государственного комитета <****> по охране объектов куль­турного наследия (заявитель) ставится вопрос об отмене судебного постановления, ввиду его незаконности.

Представители заявителя и ООО «Консерватория», извещённые о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Псковского областного суда не явились.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. действовавшей до 24.07.2015) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ (п.п.9 п.2 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в ред. действовавшей до 24.07.2015).

Как следует из материалов дела, ООО «Консерватория» является собственником объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» XIX - XX вв., расположенного по адресу: г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, <данные изъяты> (далее - Дом жилой) и заказчиком земляных работ по прокладке наружных подземных инженерных сетей теплоснабжения, водопровода и канализации к «Дому жилому», которые фактически были проведены:

- в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой древнего Пскова», VIII - XVII в.в., расположенного по адресу: г. <данные изъяты> в границах крепостной стены Окольного города, прибрежной части <данные изъяты> между рекой <данные изъяты> и ул. <данные изъяты>далее - Памятник археологии);

- в границах охранной зоны Ансамбль Кремля.

«Дом жилой» принят на государственную охрану в соответствии с постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 № 542 «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения» (п. 149 Приложения № 2 «Государственный список недвижимых памятников архитектуры местного значения» к постановлению Псковского областного Собрания депутатов от 30 января 1998 № 542).

В соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Домжилой» отнесён к объектам культурного наследия регионального значения, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Памятник археологии принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР».

Ансамбль Кремляпринят на государственную охрану в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

В соответствие с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» и п.2 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ Памятник археологиии Ансамбль Кремляотнесены к объектам культурного федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

<данные изъяты> года ООО «Консерватория», в целях проведения работ по обеспечению «Дома жилого» подземными инженерными коммуникациями обратилось в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия с заявлением о согласовании землеустроительных, земельных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории (в границе) Памятника археологии. К данному заявлению Обществом были приложены:

- схема проведения работ в границах территории Памятника археологии с указанием плана размещения трасс подземных коммуникаций канализации, водоснабжения и теплоснабжения к «Дому жилому»;

- бланк заявления ООО «Консерватория» в УГХ Администрации города Пскова на выдачу Обществу разрешения на производство земляных работ по наружным сетям водоснабжения, канализации, теплоснабжения;

- договор от <данные изъяты><данные изъяты> заключенный между Обществом и ГБУК Псковской области «Археологический центр Псковской области», АНО «Псковский археологический центр», в соответствии с пунктом 1.1. которого, предметом данного договора являлось, проведение спасательных археологических полевых работ на Памятнике археологии, предваряющих прокладку инженерных сетей к Дому жилому, на площади <данные изъяты> кв.м.

Срок действия договора был установлен сторонами до <данные изъяты> года.

Письмом от <данные изъяты> года Государственный комитет Псковской области по
охране объектов культурного разъяснил ООО «Консерватория», что планируемые к проведению Обществом земляные работы будут осуществляться в границах территории Памятника археологии, в охранной зоне Ансамбля Кремля. В связи с правовыми режимами, установленными приказом Комитета от 14.02.2014 №96 в отношении границы территории Памятника археологии и пунктом 14 постановления Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 № 674 в отношении охранной зоны Ансамбля Кремля, проведение Обществом земляных работ по прокладке наружных подземных инженерных сетей теплоснабжения, водопровода и канализации к «Дому жилому» было согласовано в соответствии с приложенным к заявлению Общества планом наружных сетей, с условием обеспечения проведения Обществом спасательных археологических полевых работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ под археологическими полевыми работами понимаются работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов, проводимые на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения (п.п.1-3 п.7 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

<данные изъяты> года сотрудниками Государственного комитета Псковской области по охране объектов куль­турного наследия была проведена внеплановая выездная и документарная проверка соблюдения Обществом законодательства в области охраны объектов культурного наследия при проведении земляных работ по прокладке наружных инженерных сетей теплоснабжения, водопровода и канализации к зданию объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» XIX - XX вв., расположенного по адресу: г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, <данные изъяты>

В ходе проверки установлен факт проведения земляных работ без проведения предварительных спасательных и археологических работ.

Данное обстоятельство подтверждается пояснениями ГБУК Псковской области «Археологический центр Псковской области» от <данные изъяты><данные изъяты> и АНО «Псковский археологический центр» от <данные изъяты><данные изъяты> согласно которым проведение спасательных археологических полевых работ, предваряющих прокладку сетей водоснабжения и теплоснабжения к «Дому жилому» не проводилось.

<данные изъяты> года заместителем руководителя Государственного комитета Псковской области по охране объектов куль­турного наследия в отношении ООО «Консерватория» составлены два протокола об административном правонарушении, в том числе протокол №<данные изъяты> по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ и протокол №<данные изъяты> по части 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ.

Разрешая настоящее дело об административном правонарушении, судья Псковского городского суда пришёл к выводу об избыточности квалификации действий Общества по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ и прекратил производство по делу.

При этом судья Псковского городского суда исходил из того, что часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ является общей нормой и устанавливает административную ответствен­ность за нарушение требований в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Рос­сийской Федерации, а часть 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ является специальной нормой, полностью охватывающей действия Общества.

Данный вывод судьи городского суда необоснован.

Согласно части 1 статьи 7.13 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ.

Следовательно, не обеспечение Обществом необходимых мероприятий в целях государственной охраны и обеспечения сохранности Памятника археологии и зон охраны Ансамбля Кремля, выразившееся в не проведении спасательных археологических полевых работ на Памятнике археологии, предваряющих прокладку инженерных сетей к «Дому жилому» образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Повреждение объекта культурного наследия «Культурный слой древнего Пскова», VIII - XVII в.в. в результате производства работ по прокладке инженерных сетей к «Дому жилому» образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ.

Таким образом, Государственный комитет Псковской области по охране объектов куль­турного наследия обоснованно возбудил в отношении ООО «Консерватория» дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, и оснований полагать об избыточности данной квалификации у судьи городского суда не имелось.

Судом также необоснованно прекращено производство по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Как обоснованно указано в жалобе Государственного комитета Псковской области по охране объектов куль­турного наследия на момент вынесения обжалуемого постановления дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ, не было рассмотрено, и, следовательно, не имелось оснований для прекращения производства по делу по пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, полагаю, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершённое административное правонарушение.

При этом в силу части 2 данной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Из материалов настоящего дела усматривается, что нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и повреждение объекта культурного наследия «Культурный слой древнего Пскова», VIII - XVII в.в. совершены в результате производства работ по прокладке инженерных сетей к «Дому жилому» и эти нарушения установлены в рамках проведения одной проверки.

Рассмотрение вышеуказанных дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверки в отношении ООО «Консерватория», в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ подведомственно судье районного суда, в данном случае судье Псковского городского суда.

Следовательно, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ, поступившие на рассмотрение в Псковский городской суд, подлежали соединению в одно производство и рассмотрению одним судьёй.

Однако в настоящее время устранить допущенное нарушение не представляется возможным, поскольку в Псковский областной суд представлена копия постановления судьи Псковского городского суда от 27 мая 2016 года, которым ООО «Консерватория» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.

Принимая во внимание, что санкция части 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ является более строгой, чем санкция части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, полагаю, что требование части 2 статьи 4.4 КоАП РФ о назначении административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания достигнуты.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в Псковский городской суд.

С учётом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Псковского городского суда 04 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «Консерватория» оставить без изменения, а жалобу Государственного комитета Псковской области по охране объектов куль­турного наследия – без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда В.В. Радов