ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-146/2018 от 29.03.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

29 марта 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Крамаренко Любовь Григорьевна, рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества «Находкинская база активного морского рыболовства» ФИО2 на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов второго отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении публичного акционерного общества «Находкинская база активного морского рыболовства» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов второго отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ по делу публичное акционерное общество «Находкинская база активного морского рыболовства» (далее – ПАО «НБАМР», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник ПАО «НБАМР» ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление должностного лица признать незаконным и отменить его, либо изменить в части назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа, ниже низшего предела, так как штраф в размере 400 000 руб. имеет чрезмерно карательный характер и не оправдывает установленные законом цели справедливости, целесообразности и соразмерности. Общество находится в тяжелом финансовом положении. ПАО «НБАМР» является крупнейшим налогоплательщиком, одним из крупнейших предприятий Дальнего Востока, осуществляющим промышленное рыболовство, на ДД.ММ.ГГГГ к выплате контрагентам, в том числе подрядным судоремонтным организациям подлежит сумма в размере 655 805 884 руб. 14 коп. При рассмотрении дела ПАО «НБАМР» должностное лицо не дало надлежащую оценку доводам защиты.

Законный представитель ПАО «НБАМР» участия в рассмотрении жалобы не принимал, юридическое лицо извещалось о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, просили рассмотреть в их отсутствие, учесть их ходатайство о снижении штрафа, в связи с чем, на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя юридического лица.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.1 данного Кодекса.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон о Государственной границе РФ) Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о Государственной границе РФ защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

Статьей 7 Закона о Государственной границе РФ установлено, что режим Государственной границы включает правила, в том числе, пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе либо вблизи нее не территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 9 Закона о Государственной границе РФ российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с данным Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии с ч. 19 ст. 9 Закона о Государственной границе РФ российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль при убытии с территории Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов для перегрузки во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в районах, определенных Правительством Российской Федерации, и подлежащих доставке на территорию Российской Федерации, в случаях, если неблагоприятные гидрометеорологические условия не позволяют осуществлять перегрузку уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за пределами территориального моря Российской Федерации.

Согласно ч. 20 ст. 9 Закона о Государственной границе РФ порядок получения разрешения на пересечение Государственной границы для перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, перечень и границы районов перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации и порядок осуществления контроля в отношении указанных в части девятнадцатой настоящей статьи российских судов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ, в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 180-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 504-ФЗ).

Правила получения разрешения на пересечение государственной границы Российской Федерации российскими судами для перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из них во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (далее - Правила) устанавливают порядок получения разрешения на пересечение государственной границы Российской Федерации (далее - государственная граница) российскими судами, в отношении которых осуществлен пограничный контроль при убытии с территории Российской Федерации (далее - российские суда), для перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в случаях, если неблагоприятные гидрометеорологические условия не позволяют осуществлять перегрузку уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за пределами территориального моря Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил для получения разрешения капитан российского судна не позднее чем за 6 часов до предполагаемого времени пересечения государственной границы направляет телефонограммой или по факсимильной связи либо по электронной почте в пограничный орган заявление по форме согласно приложению N 1 (далее - заявление).

Должностным лицом по итогам рассмотрения настоящего дела установлено, что ПАО «НБАМР» посредством судна БМРТ «Ардатов»» под управлением капитана ФИО4 совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в том, что судно БМРТ «Ардатов», оборудованное техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, ДД.ММ.ГГГГ в 06 час 45 минут в точке с географическими координатами 50 гр. 57,7 мин. с.ш. и 156 гр. 06 мин. в.д. в пределах Камчатско-Курильской промысловой подзоны (район 6105.4) Охотского моря фактически пересекло линию Государственный границы Российской Федерации (вошло в территориальное море Российской Федерации) без разрешения пограничных органов, в целях осуществления перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из них, тем самым допустило нарушение требования ч.ч. 19,20 ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Государственной границе Российской Федерации», п. 10 Правил уведомления.

Фактические обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу и исследованными должностным лицом при его рассмотрении доказательствами, являющимися допустимыми и достоверными, в совокупности которых достаточно для разрешения дела по существу, а именно: сведениями, содержащимися в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, акте осмотра судна, справке о вылове, справке реестра коносаментов, заявлении о получении разрешения, заявление, уведомление, схеме пересечения границы, судовом журнале, свидетельствах о праве собственности на судно, о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации, соответствии ТСК, постановлении по делу об административном правонарушении в отношении капитана ФИО4, объяснениях капитана судна БМРТ «Ардатов» ФИО4, а также иными материалами дела.

ДД.ММ.ГГГГ судно БМРТ «Ардатов» получило от ПУ ФСБ России по ВАР разрешения /-609Р на пересечение Государственной границы Российской Федерации в 18 час. 45 мин. ДД.ММ.ГГГГ в координатах 50 гр. 37,0 мин. сш. 155 гр. 24,5 мин. вд. для осуществления перегруза уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из них в районе Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (Камчатско-Курильская подзона) на судно ТР «Орион» в связи с неблагоприятными погодными условиями за пределами территориального моря РФ. Расчетное время перегрузки в заявлении о получении разрешения указано с 20 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ по 24 час 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно записям судового журнала (начат ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 45 мин. в координатах 50 гр. 37,0 мин. с.ш 155 гр. 24,5 мин. в.д судно пересекло Государственную границу РФ на вход в территориальное море Российской Федерации (далее - ТМ РФ) и находилось в ТМ РФ до 05 час. 04 мин. ДД.ММ.ГГГГ, при этом перегруза не осуществило.

ДД.ММ.ГГГГ в 06 час. 45 мин. в координатах 50 гр. 57,7 мин. сш 156 гр. 06,6 мин. вд подав уведомление , пересекло Государственную границу РФ на вход в ТМ РФ, не имея на то разрешения, и направилось на швартовку к судну ТР «Орион» с целью перегрузки. В 10 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ в координатах 50гр. 53,8 мин. сш 156 гр. 11,8 мин. вд судно БМРТ «Ардатов» пришвартовался к судну ТР «Орион», в 11 час. 30 мин. в координатах 50 гр. 56,5 мин. сш 156 гр. 09,3 мин. вд начало перегрузку мороженной рыбопродукции на борт судна ТР «Орион», в 18 час. 50 мин. в координатах 50 гр. 52,9 мин. сш 56 гр. 19,2 мин. вд окончило перегрузку мороженной рыбопродукции.

Согласно письменным объяснениям капитана судна БМРТ «Ардатов» ФИО4 перегруз мороженной рыбопродукции в период с 20 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ по 24 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ он не смог осуществить по причине неблагоприятных погодных условий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия должностного лица ПУ ФСБ РФ по ВАР. О том, что нужно информировать пограничные органы о необходимости в силу чрезвычайных обстоятельств остаться во внутренних морских водах или в территориальном море РФ он не знал, полагал, что разрешение /-609Р от ДД.ММ.ГГГГ дает ему право находиться в территориальном море РФ и полагал, что разрешение дает ему право после выхода из территориального моря РФ зайти обратно и осуществить перегруз на судно ТР «Орион».

При таких обстоятельствах должностное лицо ПУ ФСБ России по восточному арктическому району на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств пришло к правильному выводу о виновности ПАО «НБАМР» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, а именно в пересечении Государственной границы Российской Федерации без уведомления пограничных органов о намерении пересечения Государственной границы Российской Федерации.

При составлении протокола по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ПАО «НБАМР», должностное лицо дало надлежащую оценку доводам защитника Общества – по доверенности ФИО3, присутствующему ДД.ММ.ГГГГ при составлении протокола.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудовых обязанностей представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.

В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ, подп. «б, в, ж» п. 5 Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), работодатель обязан организовать трудовую деятельность работников, осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах, ведения промысла, охраны окружающей среды; обеспечивать работников оборудованием, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; осуществлять иные полномочия и нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно копии судовой роли ФИО4 являлся капитаном судна БМРТ «Ардатов» и работником ПАО «НБАМР».

В силу п. 2 ст. 57, ст.ст. 61, 71 Кодекса торгового мореплавания РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ, п.п. 25, 26, 33, подп. 10 п. 36 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ (утв. приказом Роскомрыболовства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), на капитана судна возлагается управление и поддержание порядка на судне, выполнение производственных задач, соблюдение на судне законов, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла в соответствии с требованиями нормативных документов. В силу своего служебного положения капитан признается представителем судовладельца и подчиняется только его распоряжениям. Распоряжения капитана подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами, никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна. Капитан судна возглавляет экипаж судна и является его руководителем, осуществляет управление судном на основе единоначалия, распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами, обязан обеспечить соблюдение на судне законов государства и других нормативных актов, обязан выполнять правила плавания и ведения промысла.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, ПАО «НБАМР» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, основным видом экономической деятельности которого является «Рыболовство морское».

ПАО «НБАМР», как судовладелец и работодатель, вступая в соответствующие правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона, а также было обязано правильно организовать труд своих работников, и несет ответственность в случае несоблюдения со своей стороны (в том числе несоблюдения своими работниками) норм действующего законодательства.

На основании вышеизложенного установлено, что на момент совершения административного правонарушения ПАО «НБАМР» обладало всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями по отношению к деятельности судна БМРТ «Ардатов» и его экипажу, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения действующего законодательства, было обязано принять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений закона. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, при рассмотрении дела и жалобы не установлено.

Следовательно, Общество имело правовую и реальную возможность выполнить возложенные на него обязанности, но не предприняло к этому соответствующих всех зависящих от него мер.

Отсутствие должной осмотрительности и внимательности со стороны юридического лица в части предупреждения возможности нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, как следствие, повлекло совершение административного правонарушения.

Постановление о привлечении ПАО «НБАМР» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности, установленного ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом ПУ ФСБ России по восточному арктическому району не допущено, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Вместе с тем, прихожу к выводу о том, что постановление должностного лица подлежит изменению в связи со следующим.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ-П).

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.

С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая конкретный характер и последствия совершенного административного правонарушения, принципы справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного использования административного принуждения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица, признавая наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, полагаю возможным постановление должностного лица изменить, снизив на основании ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер назначенного ПАО «НБАМР» административного наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, ст.ст. 30.7, 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника публичного акционерного общества «Находкинская база активного морского рыболовства» ФИО2 удовлетворить частично.

Постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов второго отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Находкинская база активного морского рыболовства» изменить: снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья Л.<адрес>