ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-146/2020ПОДЛИ от 15.06.2020 Торжокского городского суда (Тверская область)

дело № 12-146/2020 подлинник

УИД 69RS0032-01-2020-000733-72

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Торжок 15 июня 2020 года

Судья Торжокского межрайонного суда Тверской области Филатова А.В., с участием должностного лица – заместителя главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щегловой Т.Н., защитника - адвоката Синявского В.В., представителей Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций по доверенности Коропалова Д.С., Романовского М.В., Петренко С.М., Бунчук Е.А., Алешиной Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щегловой Т.Н. на постановление и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Беленко А.Ю. от 28 февраля 2020 года № 02/3-16/5-2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щегловой Татьяны Николаевны,

установил:

постановлением и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Беленко А.Ю. от 28 февраля 2020 года № 02/3-16/5-2020 должностное лицо – заместитель главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щеглова Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, заместитель главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щеглова Т.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене.

В обоснование своих доводов указывает следующее.

Как следует из постановления и материалов дела об административном правонарушении факт правонарушения выявлен в ходе плановой проверки. Факт совершения правонарушения подтверждается актом проверки от 14 мая 2019 года. В соответствии ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Положения ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ и ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ допускают возможность составления протокола не позднее 2-х суток для выяснения дополнительных обстоятельств либо по окончании административного расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ. Часть 2 ст. 28.7 КоАП РФ предусматривает возбуждение административного расследования немедленно после выявления факта административного расследования. По данному делу протокол об административном правонарушении был составлен 23 января 2020 года. Административное расследование по факту выявления правонарушения должностным лицом не возбуждалось. Таким образом, должностным лицом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный КоАП РФ, грубо нарушены положения ст.ст. 28.5, 28.7 КоАП РФ. Полагает, что нарушение сроков составления протокола по данному делу связано с тем, что ранее Торжокским межрайонным судом в отношении нее были признаны незаконными и отменены 13 постановлений о назначении административных наказаний, в связи с истечением сроков привлечения ее к административной ответственности, все дела были прекращены. В ходе рассмотрения дел, установлено, что ее права, в том числе право на защиту, грубо нарушались должностными лицами Министерства по обеспечению контрольных функций. Решением Торжокского межрайонного суда от 17 октября 2019 года по делу №12-19/2019 года установлено, что и.о. Министра Беленко А.Ю. при рассмотрении дела грубо нарушил ее права, как лица, привлекаемого к административной ответственности. Считает, что Беленко А.Ю. с учетом обстоятельств, изложенных выше, при рассмотрении данного дела являлся заинтересованным лицом, и рассмотрение дела носило заведомо обвинительный уклон. При таких обстоятельствах, Беленко А.Ю. согласно ч. 2 ст. 29.2 КоАП РФ не имел права рассматривать дело, и обязан был, согласно ст. 29.3 КоАП РФ взять самоотвод. Ввиду наличия заинтересованности должного лица в исходе дела, ею было заявлено ходатайство о передаче дела на рассмотрение в суд по месту жительства. В удовлетворении ходатайства было отказано. Определение об отказе в удовлетворении ходатайства было вынесено 26 февраля 2020 года и направлено в ее адрес в день вынесения постановления о назначении административного наказания. Отказ должностного лица в удовлетворении ходатайства о передаче дела в суд нарушает ее конституционное право, предусмотренное ст.и47 Конституции РФ - никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В соответствие с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Как указал ВС РФ в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в п. 3, разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, необходимо иметь в виду, что КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин. Судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов. В определении об отказе в удовлетворении названного выше ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Из определения от 26 февраля 2020 года следует, что основанием для отказа в передаче материалов дела в суд по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, является то, что Министерство по обеспечению контрольных функций находится по адресу г. Тверь Комсомольский проспект д. 4/4. Подобное обоснование причин отказа в удовлетворении ходатайства является заведомо незаконном, свидетельствует о злоупотреблении должностным лицо своими полномочиями, нарушает ее право на защиту. Действующее законодательство, а также нормы Конституции РФ не предоставляют должностному лица права отказать в передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение суда. Вывод о ее виновности сделан с нарушением ст. 24.1 КоАП РФ - без всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия). В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При составлении протокола к материалам дела было приобщено письмо Министерства финансов Тверской области от 04 мая 2018 года № 07- 14/3 245-ис, из которого следует, что Министерство финансов области напоминает, что все конкурентные процедуры и определение подрядчиков должны быть закончены до 01 июня 2018 года. Руководствуясь указаниями Министерства финансов Тверской области, должностные лица Администрации Торжокского района - члены единой комиссии Борунова А.С., Самовидова Н.Ю., Александрова Н.Б., Теслюк А.В., Трифонова Л.М. без ее участия провели процедуру закупки и 21 мая 2018 года подвели итоги электронного аукциона «Монтаж уличного освещения в населенных пунктах Масловского сельского поселения». Победителем аукциона признано ООО «ПромИнСтрой». Ст. 83.2 ФЗ № 44 от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 44) устанавливает жесткие сроки подписания контракта как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика (ч. 7 ст. 83.2 ФЗ № 44). Как следует из материалов дела, контракт был подписан 04 июня 2018 года. Подписание контракта после г25 июня 2018 года означало бы, что она как должностное лицо должна была быть привлечена к ответственности по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ - штраф 50 000 руб., а юридическое лицо - МУ Администрация Масловского сельского поселения могло быть привлечено к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ с минимальным штрафом 300 000 руб. Ввиду прямых указаний Министерства финансов Тверской области, полагает, что МУ Администрация Масловского сельского поселения при начале процедуры заключения контакта после 25 июня 2018 года не смогла бы выполнить требования Программы по НИМИ, и лишилось бы возможности получить субсидию. Должностным лицом также проигнорировано, что Министерство финансов Тверской области ежегодно проводит серию обучающих мероприятий «Школа ППМИ» для руководителей муниципальных образований, и в рамках обучения всем главам поселений вручается план-график мероприятий ППМИ. Из плана графика мероприятий ППМИ на 2018 год следует: внесение изменений в план-график закупок поселения осуществляется до 30 апреля 2018 года; внесение изменений в бюджет муниципального образования – до 30 апреля 2018 года; заключение муниципальных контрактов до 01 июня 2018 года. Указанный план разработан Министерством финансов Тверской области и вручается всем победителям Программы местных инициатив в соответствующем году. Указанная информация размещена на сайте Минфина Тверской области, там же размещена цветная презентация программы ППМИ, содержание которой дополнительно иллюстрирует План-график и прямо указывает - основание внесение изменений в бюджет в данном случае Масловского сельского поселения - решение Комиссии о распределении субсидий. Решение принято 11 апреля 2018 года, что подтверждается протоколом от 11 апреля 2018 года. Целью спорного муниципального контракта являлась - организация уличного освещения в населенных пунктах. Отсутствие искусственного уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, негативно влияет на безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для совершения правонарушения и преступлений на территории сельских. Отказ от подписания контракта 04 июня 2018 года повлек бы невозможность реализовать возложенные на муниципальное образование полномочия и нарушило бы права неопределенного круга лиц. Даже при наличии формальных оснований для привлечения ее к административной ответственности должностное лицо при объективном рассмотрении дела обязано было учитывать все вышеизложенные факты. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и, если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Обстоятельства, которые необходимо было установить для оценки ее действий с точки зрения возможности применения ст. 2.7 КоАП РФ, должностным лицом не выяснялись и не устанавливались. Из обстоятельств дела прямо следует, что, выполняя требования Министерства финансов Тверской области, муниципальное образование совершает, по мнению Министерства по обеспечению контрольных функций, административное правонарушение. Подчиняясь требованиям и установкам Министерства по обеспечению контрольных функций, муниципальное образование нарушает условия предоставления субсидии и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. На основании вышеизложенного, просит суд отменить постановление и дело прекратить, в связи с отсутствием события правонарушения.

В судебном заседании заместитель главы Масловского сельского поселения Щеглова Т.Н. поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Защитник должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, - адвокат Синявский В.В. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям. В дополнение пояснил, что из постановления о назначении административного наказания следует, что «на составление протокола об административном правонарушении от 26 ноября 2019 года Щеглова Т.Н. явилась и пояснила…». Однако, данного протокола в материалах дела не имеется. Представлен протокол от 23 января 2020 года, который при вынесении постановления не исследовался, что подтверждается содержанием самого постановления. Наличие указания на протокол от 26 ноября 2019 года свидетельствует о том, что и постановление, и протокол готовились заранее, что подтверждает доводы жалобы об обвинительном уклоне и о том, что административное наказание было назначено без объективного рассмотрения дела. К ответственности привлекается заместитель главы Масловского сельского поселения, в то же время из постановления следует, что правонарушение совершено главой Масловского сельского поселения. При рассмотрении дела должностным лицом Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций не запрашивались и не исследовались документы о том, что заместитель главы Щеглова Т.Н. является тем же самым лицом, что и глава поселения. Считает, что привлечение к административной ответственности заместителя главы за правонарушение, совершенное главой, необоснованно. Щегловой Т.Н. при составлении протокола было приобщено письмо Министерства финансов Тверской области от 07 мая 2018 года, из которого следует, что Министерство указывает, что все конкурентные процедуры по заключению контрактов по ППМИ должны быть закончены до 01 июня 2018 года. Однако в ходе рассмотрения дела какие-либо пояснения и документы по данному вопросу из Министерства финансов Тверской области не запрашивались. Администрацией Торжокского района был проведен электронный аукцион, по результатам которого был определен подрядчик. После чего, в соответствии с Федеральным законом № 44, глава Масловского сельского поселения в течение 15 дней после подписания контракта подрядчиком обязана была также подписать контракт, в противном случае она подлежала привлечению к административной ответственности. Считает, что срок, установленный Министерством финансов Тверской области, для определения подрядчиков имел обязательный характер, так как не исполнение указания Минфина ставило сельское поселение в условие, когда оно было бы лишено субсидии. Администрацией Масловского сельского поселения заключено соглашение и часть полномочий переданы администрации Торжокского района, фактически бюджет поселения ведет финансовый отдел администрации Торжокского района, который является финансовым органом поселения.

Представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Петренко С.М. в судебном заседании пояснил, что постановление вынесено законно, отвечает требованиям КоАП РФ в части процедуры привлечения к административной ответственности. В основу постановления положено нарушение ч. 3 ст. 219 БК РФ, на момент заключения контракта до администрации Масловского сельского поселения не были доведены лимиты, за что предусмотрена ответственность по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Фактически лимиты были доведены 26 июня 2018 года, что подтверждается уведомлением, направленным Министерством финансов Тверской области. Доводы защитника о предвзятости и личной заинтересованности и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций считает необоснованными. На момент совершения правонарушения Щеглова Т.Н. занимала должность главы сельского поселения, в настоящее время ее должность изменилась. Указание Министерства финансов Тверской области по проведению конкурентных процедур и определению подрядчиков до определенного периода времени, не обязывает лицо, привлекаемое к административной ответственности, нарушить бюджетное законодательство. Вопрос о том, имела ли Щеглова Т.Н. право отказать от подписания контракта с заказчиком после того, как должностными лицами администрации Торжокского района был проведен электронный аукцион и определен подрядчик, не имеет значения для настоящего дела.

Представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Романовский М.В. в судебном заседании пояснил, что в постановлении о назначении административного наказания допущена техническая ошибка, указан протокол от 26 ноября 2019 года, что не влияет на суть принятого решения.

Представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Коропалов Д.С. в судебном заседании пояснил, что ходатайство Щегловой Т.Н. о направлении дела на рассмотрение в суд по месту жительства было рассмотрено должностным лицом Министерства, в определении содержатся основания, по которым было отказано. Считает, что данное определение процессуально было вынесено верно. Масловское сельское поселение было признано победителем, но это не значило, что денежные средства будут доведены. Министерство финансов Тверской области на основании конкурсных процедур, заключенного соглашения и постановления о распределении субсидий, при внесенных изменениях в областной бюджет доводит соответствующие уведомления. Бюджетным кодексом РФ предусмотрено каким образом и на основании чего могут быть внесены изменения в бюджетную роспись и бюджетные обязательства, а также в решение о бюджете. Решение о бюджете принимается не финансовым органом, а Советом депутатов сельского поселения. Но предусмотрены случаи, когда без решения о бюджете может быть изменена бюджетная роспись и лимит бюджетных обязательств, в том числе уведомлением. В данном случае лимиты были доведены Министерством финансов Тверской области путем направления уведомления. Впоследствии представитель Министерства Коропалов Д.С. изменил свою позицию и пояснил, что лимиты до администрации доводятся справкой об изменении бюджетной росписи, но изменения в бюджетную роспись не могли вноситься до заключения соглашения, поскольку не имелось оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 217 БК РФ (которым предусмотрены основания внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решением руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете).

Представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Бунчук Е.А. в судебном заседании пояснила, что лимиты до администрации Масловского сельского поселения должны ли быть доведены путем направления уведомления о предоставлении субсидии.

Представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Алешина Ю.Ю. в судебном заседании пояснила, что лимиты доводятся справкой о доведении лимитов, в материалах дела имеется справка об изменении лимитов, лимиты доводятся главным распорядителем бюджетных средств, в данном случае это администрация Масловского сельского поселения. Договор заключен 04 июня 2018 года, а само Соглашение - 25 июня 2018 года, в связи с чем считает, что справка о доведении лимитов не могла быть раньше Соглашения. Справка № 21, если бы была составлена после заключения Соглашения, являлась бы доведением лимитов до администрации поселения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса, представителей должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений, и с объективной стороны характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. В качестве субъектов административной ответственности могут выступать только должностные лица.

Согласно ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В соответствии со ст. 152 БК РФ к участникам бюджетного процесса относятся, в том числе главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств.

В силу ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным Кодексом; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

На основании ст. 79 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Частью 1 ст. 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями по составлению и исполнению бюджетной сметы, а также принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Исходя из п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В силу п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства до распределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, а также с превышением пределов, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, должностными лицами Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций на основании приказа и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Беленко А.Ю. от 18 апреля 2019 года № 554, удостоверения от 18 апреля 2019 года № 35, в отношении администрации муниципального образования «Масловское сельское поселение» проведена плановая выездная проверка по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

По результатам проверки составлен акт от 14 мая 2019 года, согласно которому в нарушение ч. 3 ст. 219 БК РФ администрация поселения приняла бюджетные обязательства в сумме 695 000 рублей путем заключения муниципального контракта от 04 июня 2018 года № 0136300045618000091-0310260-01 на выполнение работ по объекту «Монтаж уличного освещения в населенных пунктах Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области», сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ.

При этом в рамках проведенной проверки установлено, что 25 июня 2018 года между Министерством финансов Тверской области, администрацией Торжокского района Тверской области и администрацией Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области заключено соглашением № 188-ППМИ/18, предметом которого является предоставление в 2018 году из областного бюджета Тверской области бюджету Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области субсидии на реализацию программы по поддержке местных инициатив в Тверской области для софинансирования расходных обязательств по реализации проекта «монтаж уличного освещения в населенных пунктах Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области» в размере 700 000 рублей. Дополнительным соглашением № 1 от 27 июня 2018 года к соглашению № 188-ППМИ/18 от 25 июня 2018 года снижен размер субсидии с 700 000 рублей до 468 223 рублей 38 копеек.

О предоставлении Масловскому сельскому поселению субсидии Министерство финансов Тверской области направило соответствующие уведомления № 1722/102 от 26 июня 2018 года и № 2748/76 от 15 октября 2020 года.

Согласно муниципальному контракту № 0136300045618000091-0310260-01 от 04 июня 2018 года, заключенному МУ администрация Масловского сельского поселения в лице главы администрации Щегловой Т.Н. и ООО «ПромИнСтрой», подрядчик принял на себя обязательство выполнить весь комплекс работ по монтажу уличного освещения в населенных пунктах Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области; цена контракта составила 695 003 рубля 26 копеек; источником финансирования являлся местный бюджет и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц 220 090 рублей 97 копеек, субсидия из областного бюджета – 468 223 рубля 38 копеек, средства передаваемые на реализацию мероприятий по обращениям, поступающим к депутатам Законодательного Собрания Тверской области – 6 688 рубль 91 копейка.

Условия контракта исполнены сторонами, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 26 июля 2018 года; справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 26 июля 2018 года; отчетом об использовании субсидии на реализацию программ по поддержке местных инициатив в Тверской области на территории муниципальных районов Тверской области за 2018 год; отчетом о завершении проекта «монтаж уличного освещения в населенных пунктах Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области; счетом на оплату работ по муниципальному контракту № 169 от 26 июля 2018 года; платежными поручениями о перечислениях МУ Администрация Масловского сельского поселения получателю – ООО «ПромИнСтрой» денежных средств за монтаж уличного освещения в населенных пунктах Масловского сельского поселения № 298 от 30 июля 2018 года на сумму 6 688 рублей 91 копейка, № 299 от 30 июля 2018 года на сумму 220 090 рублей 97 копеек, № 366 от 14 сентября 2018 года на сумму 468 223 рубля 38 копеек.

По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечания к данной норме, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

Согласно Уставу муниципального образования Масловского сельского поселения Тверской области, глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляет администрацию поселения; глава от имени поселения заключает договоры и соглашения с другими муниципальными образованиями, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивает формирование и исполнение бюджета сельского поселения. Аналогичные полномочия закреплены в его должностной инструкции.

На момент совершения вменяемого правонарушения Щеглова Т.Н. занимала должность главы Масловского сельского поселения, что подтверждается решением Совета депутатов Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 16 сентября 2013 года № 1, распоряжением администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 06 ноября 2018 года № 16-рк о прекращении исполнении должностных обязанностей главы, главы администрации поселения с 06 ноября 2018 года, в связи с окончанием срока полномочий.

Таким образом, должность Щегловой Т.Н. - главы администрации Масловского сельского поселения Тверской области отнесена к категории руководящих должностей, наделена полномочиями по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, неисполнение которых в установленном законом порядке, является основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности.

В период рассмотрения дела Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций и по настоящее время Щеглова Т.Н. занимает должность заместителя главы Масловского сельского поселения, что подтверждается распоряжением администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области № 18-рк от 07 ноября 2018 года.

Установив в действиях главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щегловой Т.Н. нарушения положений ч. 3 ст. 219 БК РФ консультантом отдела правового обеспечения, контрольной и экспертно-аналитической деятельности управления финансово-бюджетного надзора и контроля Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Романовским М.В. составлен протокол об административном правонарушении № 02/3-16/5-2020 от 23 января 2020 года, из которого следует, что 04 июня 2018 года в период с 09 часов до 18 часов Щеглова Т.Н., являясь главой администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области, по адресу: Тверская область, Торжокский район, дер. Маслово, ул. Центральная, д. 25 приняла бюджетные обязательства в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

Данные обстоятельства явились основанием вынесения в отношении должностного лица Щегловой Т.Н. постановления от 28 февраля 2020 года о привлечении ее к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Оснований согласиться с доводами жалобы о том, что дело незаконно было рассмотрено и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций, а ходатайство о передаче дела на рассмотрение в суд по месту жительства отклонено необоснованно, не имеется.

Так, в соответствии со ст. 23.7 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.29.3, ч.ч. 8-10 ст. 7.32, ст.ст. 15.1, 15.14-15.15.16, ч. 20 ст. 19.5 и ч. 1 ст. 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).

Согласно ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 15.1, 15.14-15.15.16 и ч. 20 ст. 19.5 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

Таким образом, ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ является специальной нормой, при которой вопрос о рассмотрении дела судьей поставлен в зависимости от должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении.

В данном случае Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, как орган внутреннего финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, не отнесено к перечню должностных лиц, перечисленных в ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ, в связи с чем полномочно рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении.

Утверждение Щегловой Т.Н. и ее защитника о предвзятости должностного лица, принявшего решение о назначении административного наказания, является субъективным и безосновательным.

По смыслу закона, сбор доказательств входит в обязанности должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и завершается до момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ оценка доказательств должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Вместе с тем, принимая решение о привлечении Щегловой Т.Н. к административной ответственности должностное лицо органа внутреннего финансового контроля не дало оценки ряду следующих обстоятельств, имеющих правовое значение.

Как установлено судом, Масловское сельское поселение принимало участие в конкурсном отборе по предоставлению из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на реализацию программ по поддержке местных инициатив (ППМИ) в Тверской области в 2018 году.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 11 апреля 2018 года №1 проект «монтаж уличного освещения в населенных пунктах Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области» по итогам отбора признан победителем, определен размер субсидии из областного бюджета в рамках ППМИ – 700 000 рублей.

В соответствии с планом-графиком мероприятий для победителей конкурсного отбора ППМИ предполагалось получение соглашений для подписания в период с 20 апреля – 04 мая 2018 года, представление подписанных соглашений до 14 мая 2018 года, внесение изменений в бюджет муниципального образования до 30 апреля 2018 года (то есть до заключения соглашения), заключение муниципальных контрактов до 01 июня 2018 года.

Согласно представленному плану-графику основанием для внесения изменений в бюджет является решение конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора по предоставлению из областного бюджета Тверской области бюджетам МО Тверской области субсидий на реализацию программ по поддержке местных инициатив в Тверской области от 11 апреля 2018 года.

Пункт 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит утверждение местного бюджета к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Аналогичные полномочия Совета депутатов Масловского сельского поселения закреплены в ст. 26 Устава муниципального образования.

В связи с указанными ранее обстоятельствами решением Совета депутатов Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 18 апреля 2018 года № 110 внесены дополнения и изменения в решение Совета депутатов Масловского сельского поселения от 22 декабря 2017 года № 95 «О бюджете Масловского сельского поселения Торжокского района на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов». Согласно приложению № 5 к решению от 18 апреля 2018 года № 110 в перечень прогнозируемых доходов сельского поселения включена субсидия на реализацию программ по поддержке местных инициатив в Тверской области в размере 700 000 рублей.

Согласно ст. 6 БК РФ сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом в соответствии с настоящим кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

В силу п. 2.1 ст. 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Соглашением, заключенным муниципальным образованием «Торжокский район» и муниципальным образованием «Масловское сельское поселение» от 25 октября 2017 года сельское поселение передало району часть полномочий, в том числе по составлению проекта бюджета поселения, исполнение бюджета поселения, составление отчета об исполнении бюджета поселения».

При таких обстоятельствах, финансовым органом Масловского сельского поселения является финансовый отдел администрации Торжокского района, который в рамках своих полномочий на основании ранее названного решения Совета депутатов составил справку № 21 от 18 апреля 2018 года об изменении бюджетной росписи бюджетного субъекта и лимитов бюджетных обязательств на 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годов (ППМИ средства местного бюджета – 319 225, 46 руб., средства населения – 65 000 руб., средства юр.лиц – 25 000 руб., средства депутатов – 10 000 руб., субсидия из обл.бюджета – 700 000 руб.).

Обжалуемое постановление оценку указанным обстоятельствам, а также письменным доказательствам, в том числе справке № 21, имеющейся в распоряжении Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, не содержит. Представители Министерства в судебном заседании полагали, что лимиты до администрации Масловского сельского поселения должны были быть доведены Министерством финансов Тверской области и были фактически доведены 25 июня 2018 года уведомлением о предоставлении субсидии, что также положено в основу решения и.о. Министра Беленко А.Ю. Вместе с тем, согласно полученным из Минфина ответам от 28 мая 2020 года № 07-18/3499-Мп и 04 июня 2020 года № 07-18/3720-МП, Министерство финансов Тверской области не наделено полномочиями по доведению лимитов бюджетных обязательств до администрации поселения; уведомление о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, которое было направлено Министерством финансов Тверской области в адрес финансового органа муниципального образования не тождественно доведению лимитов до получателя бюджетных средств.

Кроме того, согласно ответу финансового отдела администрации Торжокского района от 03 июня 2020 года № 161 финансовый отдел указанной справкой № 21 довел лимиты бюджетных обязательств до централизованной бухгалтерии администрации Торжокского района.

Впоследствии представители Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций изменили свою позицию и указали, что лимиты до администрации поселения могли быть доведены справкой № 21 об изменении бюджетной росписи. Однако, полагали, что внесение изменений в бюджетную роспись могли быть внесены только после заключения Соглашения. В то же время какого-либо правового обоснования своей позиции о незаконности внесенных изменений в бюджет не привели. Ссылка представителя Коропалова на ч. 3 ст. 217 БК РФ, регламентирующую основания внесения изменения в бюджетную роспись в соответствии с решением руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, является несостоятельной, так как бесспорно установлено, что основанием внесения изменения в бюджет являлось решение Совета депутатов поселения.

При таких обстоятельствах, Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций оставлен без внимания тот факт, что на момент заключения муниципального контракта соответствующие изменения в бюджет поселения были внесены решением Совета депутатов, которое до настоящего времени кем-либо не оспорено, не отменено и не признано недействительным. На основании принятого решения финансовым органом сельского поселения (финансовым отделом администрации Торжокского района) были внесены изменения в бюджетную роспись, что подтверждается справкой № 21, посредством составления которой доводятся лимиты бюджетных обязательств до администрации поселения.

Оценка изложенным доказательствам по делу Министерством не дана, что является существенным нарушением требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.

В силу ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд может вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, составляет два года со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения заместителя главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щегловой Т.Н. к административной ответственности, имели место 06 июня 2018 года. Следовательно, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности, установленный вышеназванной нормой для данной категории дел, истек 06 июня 2020 года.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд может вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, обжалуемое постановление исполняющего обязанности Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Беленко А.Ю. от 28 февраля 2020 года № 02/3-16/5-2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щегловой Татьяны Николаевны, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с истечением срока давности привлечения должностного лица к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, остальные доводы жалобы по существу вмененного главе Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щегловой Т.Н. административного правонарушения обсуждению и оценке не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу заместителя главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щегловой Т.Н. на постановление и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Беленко А.Ю. от 28 февраля 2020 года № 02/3-16/5-2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щегловой Татьяны Николаевны, удовлетворить частично.

постановление и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Беленко А.Ю. от 28 февраля 2020 года № 02/3-16/5-2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щегловой Татьяны Николаевны, отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ст. 15.15.10 КоАП РФ в отношении должностного лица – заместителя главы администрации Масловского сельского поселения Торжокского района Тверской области Щегловой Татьяны Николаевны, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения.

В соответствии с ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим такое постановление.

Судья А.В. Филатова

дело № 12-146/2020 подлинник

УИД 69RS0032-01-2020-000733-72