ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-146/2022 от 07.06.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

12-934/2021

Р Е Ш Е Н И Е

7 июня 2022 года <адрес>, пер. Вахрушева, 8

Судья Всеволожского городского суда <адрес>ФИО2, с участием защитника ФИО1,

рассмотрев жалобу ООО «Современные экологические технологии», (ООО «СЭТ»), ИНН4705047020, КПП470501001, ОГРН 1094705002237, на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления росприроднадзора № АД-521/16/2021 от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо- Западного межрегионального управления роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе на постановление № АД-521/16/2021 от ДД.ММ.ГГГГ и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением № АД-521/16/2021 от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ признано виновным ООО «Современные экологические технологии», назначен административный штраф в размере 200 000 рублей.

Решением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо- Западного межрегионального управления роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ жалоба на постановление № АД-521/16/2021 от ДД.ММ.ГГГГ и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, отвалены без изменений.

С указанными постановлением, решением и представлением ООО «СЭТ» не согласилось, в жалобе просит их отменить, прекратить производство по делу, указывает на нарушения норм материального и процессуального права, считает, что состава административного правонарушения в его действиях не имеется, либо дело подлежит прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, также обращает внимание суда на назначение строгого наказания обществу.

В судебном заседании защитник поддержал жалобу. пояснил что общество н занимается размещением отходов, общество принимает отходы 5 класса опасности у организаций и утилизирует их, использует для выполнения работ.

Законный представитель ООО «СЭТ» извещенный о времени, месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела суду не заявил.

Судья, выслушав мнение защитника, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к выводу о необходимости отмены постановления и прекращения дела, по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, Время совершения (выявления) административного правонарушения: ДД.ММ.ГГГГ 00:01 Место совершения административного правонарушения: <адрес>. Свердловское городское поселение, земельные участки с кадастровыми №, 47:0605002:126. 47:0605002:131, 47:0605002:122, 47:0605002:127,

47:0605002:133, 47:0605002:123, 47:0605002:128, 47:0605002:134, 47:0605002:124,

47:0605002:129, 47:0605002:125, 47:0605002:130.

В адрес Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее- Управление) с письмом из Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - Служба) исх. 01-09-877/21-0-0 от ДД.ММ.ГГГГ, вх. от ДД.ММ.ГГГГ поступили сведения о нарушении природоохранного законодательства, допущенные на земельных участках с кадастровыми №, 47:0605002:126, 47:0605002:131, 47:0605002:122, 47:0605002:127, 47:0605002:133, 47:0605002:123, 47:0605002:128, 47:0605002:134, 47:0605002:124, 47:0605002:129, 47:0605002:125, 47:0605002:130.

Согласно открытой информации публичной кадастровой карты, указанные земельные участки имеют вид разрешенного использования - для размещения складов, земли населенных пунктов.

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий (распоряжение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ) выявлено, что Обществом с ограниченной ответственностью «Современные экологические технологии» на вышеуказанных земельных участках была осуществлена деятельность по приемке отходов. Из представленной документации следует, что на вышеуказанных земельных участках Обществом с ограниченной ответственностью «Современные экологические технологии» были размещены отходы объемом 826,36 м3 со следующим морфологическим составом: Отходы цемента в кусковой форме (код по ФККО 8 22 101 01 21 5, класс опасности - V), лом строительного кирпича IЬ незагрязненный (код по ФККО 8 23 101 01 21 5, класс опасности - V), лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО: 8 22 201 01 21 5, класс опасности - V).

Из материалов дела и представленной Обществом документации, а именно проектной документации с шифром 193/04-2019-ОПЗ следует, что отходы производства и потребления планировались к размещению и были размещены на вышеуказанных земельных участках с кадастровыми №№ №, 47:0605002:126, 47:0605002:131, 47:0605002:122, 47:0605002:127, 47:0605002:133, 47:0605002:123, 47:0605002:128, 47:0605002:134, 47:0605002:124, 47:0605002:129, 47:0605002:125, 47:0605002:130.

Согласно ст. 42 Земельного Кодекса РФ от 25,10.2001 г. № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды": Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Установлено, что ООО «Современные экологические технологии» не выполнило обязательные мероприятия по защите земель, предусмотренные действующим природоохранным законодательством Российской Федерации, чем нарушило п.2, ч,2 ст.13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ. ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды".

По мнению государственного инспектора, в действиях ООО «Современные экологические технологии» имеет место состав административного правонарушения, предусмотренный п.1 ст. 8.2 КоАП РФ (Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления).

Вместе тем судья городского суда учитывает следующее.

Указанные вывод государственного инспектора не доказаны материалами дела, доказательств размещения обществом отходов не представлено.

Общество не осуществляет на указанных в постановлении земельных участка размещение отходов. Общество на указанных в Постановлении земельных участках осуществляет проведение комплекса работ по инженерной подготовке территории с последующим строительством и эксплуатацией складского комплекса.

Работы выполняются в соответствии с «Проектом проведения комплекса работ по инженерной подготовке территории с последующим строительством и эксплуатацией складского комплекса».

Указанный в постановлении вид разрешенного использования - размещение складов, земли населенных пунктов соответствует проводимым Обществом работам.

Земельные участки представляют собой обводненный заброшенный карьер, располагающийся на землях населенных пунктов, т.е. земельные участки представляют собой нарушенные земли, которые не могут использоваться по назначению.

Для приведения земельных участков в надлежащее состояние для последующего строительства складского комплекса Общество осуществляет планировку карьерных выемок до установленных планировочных отметок, принимая минеральный грунт 5 класса опасности, образующийся при проведении землеройных работ в процессе строительства. Для обеспечения производства работ необходимы временные подъездные дороги, для устройство которых используются бой щебня, кирпича, бетонных и ж/б изделий, цемент в кусковой форме относящихся к 5 классу опасности, т.е. не опасные для окружающей природной среды.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). В рассматриваемом деле утилизация осуществляется в виде использования отходов для выполнения работ.

Деятельность Общества по подготовке земельных участков к строительству путем планировки карьерных выемок с использованием минерального грунта 5 класса опасности, в процессе которой строятся временные подъездные дороги для устройство которых используются бой щебня, кирпича, бетонных и ж/б изделий, цемент в кусковой форме относящихся к 5 классу опасности, т.е. использование отходов 5 класса опасности при производстве работ - утилизация отходов - является законной и не противоречит нормам действующего законодательства.

Заявитель не осуществляет на земельных участках ни размещение, ни захоронение отходов. Доказательств обратного постановление и материалы дела не содержат.

В постановлении отсутствуют доказательства нарушения действующих установленных требований Обществом при осуществлении утилизации отходов 5 класса опасности на земельных участках.

Вместе с тем, указанные в решении нарушения Общества при проведении утилизации отходов 5 класса опасности не основаны на нормах действующего законодательства:

1.1. В Решении указано, что деятельность Общества на земельных участках противоречит целям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №78-ФЗ «О землеустройстве». Данный довод не состоятелен.

Земельные участки, указанные в Постановлении и Решении, относятся к землям населенных пунктов.

Статьей 2 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» земли населенныхпунктов исключены из ведения федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №78-ФЗ «О землеустройстве».

1.2. В Решении к деятельности Общества на земельных участках применены понятия «рециклинг», «регенерация», «рекуперация». Указано, что утилизация отходов подразумевает: осуществление действий, приводящих к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала. Указанные доводы не состоятельны и не основаны на нормах действующего законодательства.

Управлением в отношении вышеуказанных выводов в Решении произведено перепечатывание положений Письма Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №ВС-10-02-36/6393 «Об исполнении нормативов утилизации путем термической обработки отходов», в котором в свою очередь процитированы понятия «рециклинг», «регенерация», «рекуперация» из ГОСТ 30772- 2001. Письма государственных органов не являются нормативно-правовыми актами и не обязательны к исполнению.

Указанное письмо регулирует вопросы термической обработки отходов от использования товаров (упаковка товаров, пластиковые бутылки, жестяные банки). Данная деятельность подпадает под понятия «рециклинг», «регенерация», но никакого отношения к деятельности Общества не имеет. Аналогично не имеет отношения к деятельности Общества ГОСТ 30772- 2001.

Ни в одном нормативно-правовом акте не указано, что любой процесс утилизации отходов подразумевает осуществление действий, приводящих к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала. Такой результат процесса утилизации отходов является частным случаем, например, вышеупомянутым, утилизация упаковки товаров, пластиковых бутылок, жестяных банок. К деятельности Общества данный случай не относится.

Как указано выше, Общество осуществляет утилизацию отходов путем использования минерального грунта 5 класса опасности, отходов боя бетона и кирпича 5 класса опасности для выполнения работ по подготовке земельных участков к строительству путем планировки карьерных выемок и устройстве временных подъездных дорог. Ни одним нормативно-правовым актом не установлено, что в процессе данного вида работ необходимо осуществлять действия, приводящие к восстановлению отходов минерального грунта или боя бетона 5 класса опасности до уровня вторичного сырья или материала. Данные виды отходов сами по себе являются материалом для выполнения работ и не являются вторичным сырьем при производстве работ.

1.3. В Решении указано, что согласно федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельности по утилизации отходов предшествует деятельность по обработке отходов. Данный довод основан на неверном применении норм материального права.

В указанном законе деятельность по утилизации отходов и по обработке отходов является самостоятельными видами деятельности, один из которых - обработка отходов - может предшествовать другому. Но императивной нормы об этом закон не содержит.

Таким образом, довод о том, что в действиях Общества имеется нарушение процесса утилизации отходов в связи с тем, что представленная в материалы дела проектная документация не содержит сведений о предварительной подготовке отходов, не основан на нормах действующего законодательства.

Довод о необходимости проведения государственной экологической экспертизы в отношении документации, обосновывающей утилизацию отходов, не имеет отношения к фактическим обстоятельствам дела.

Экспертизе подлежат проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую природную среду, а также техническая документация на новые вещества, которые могут поставить в природную среду.

Ничего из вышеперечисленного не относится к деятельности Общества. Общество не использует новые технику, технологии или новые вещества в процессе производства работ на земельных участках.

Исходя из вышеизложенного ни в постановлении, ни в решении не указано в чем выразилось несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при утилизации отходов, осуществляемой Обществом.

Таким образом, материалами дела, постановлением и решением не доказано наличие состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в действиях ООО «СЭТ».

Постановление и Решение содержат ссылку на контрольно-надзорные мероприятия, в результате которых были выявлены нарушения в деятельности Общества, не нашедшие отражения в материалах дела.

Так в Постановлении и Решении указано, что в отношении Общества проведены контрольно-надзорные мероприятия на основании распоряжения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно указано, что вывод о нарушениях Общества сделан на основании письма Службы государственного экологического надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ.

Информации в связи с чем выпущено распоряжение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, какие были проведены мероприятия, какие выявлены нарушения, сведения об уведомлении Общества о проведении указанных мероприятий материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, по мнению суда, обжалованные постановление, решение и соответственно представление подлежат отмене, дело- прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.

С учётом изложенного, на основании ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления росприроднадзора № АД-521/16/2021 от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо- Западного межрегионального управления роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе на постановление № АД-521/16/2021 от ДД.ММ.ГГГГ и представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

отменить, дело об административном правонарушении в отношении ООО «СЭТ» прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения ил и получения его копии.

Судья: